Профиль

Влад Богов
Латвия

Влад Богов

Историк-краевед

Спикер

Выступления: 18 Реплики спикера: 86
Реплики: 2924 Поддержало: 166
Образование: Латвийский университет, 2009 г. Магистр русской филологии, аспирант Факультета Отечественной истории Вятского государственного университета
  • Влад Богов
    Латвия

    №5 Влад Богов

    16.11.2018

    09:31

    я бы добавил, что Бермондт имел чисто номинальное командование своей армией. Реальным командующим был фон дер Гольц. 8 октября войска Гольца практически занимают Ригу. Рига нужна была для использования ж/д транспорта, ибо под Екабпилсом мост был взорван и пути на восток не было. При этом доблестная латышская армия 8 октября быстрее собственной тени драпала на восток и занимали оборону Риги за Юглой.

    Почему же заняв Ригу, Гольц уводит войска назад, в Торенберг? Все просто - он был монархистом, и готов был побороться за власть в Германии против "спартаковцев", ведь в его распоряжении находилась весьма неплохая армия. И вот, желая сохранить армию в своем распоряжении, он отводит войска из Риги. Главное опасение - что за ним взорвут мосты как это уже было летом. Ему это улманисовское правительство было до одного места... как и амбиции Авалова. Еще в данном очерке не указана роль Гучкова в формировании армии Бермондта...

    Кроме того, Бермонд был в конфликте с Юденичем. Осенью 1919 г. Юденич передал 4 пушки латышам для борьбы с Бермондтом. Так что все довольно сложно. Главная цель Бермондта - захватить власть, пусть и на небольшом клочке, и стать местечковым царьком. Колчак уже и до него занял высшие должности...

  • Влад Богов
    Латвия

    №251 Влад Богов

    26.03.2017

    21:17

    секрет Полишинеля: т.н. борьба за независимость тоже была спущена сверху. Когда разрешили, тогда и начали... 
  • Влад Богов
    Латвия

    №249 Влад Богов

    26.03.2017

    20:39

    Есть еще одна версия, почему в Риге так и не построили метро. Её практически не обсуждают в публичном пространстве. Похожая ситуация описывается со строительством ГЭС в Даугавпилсе. Версия с документами озвучена в книге "Черновики будущего" 2016 г. стр. 347-348.
    " ... в то время была опробована такая политтехнология, как привлечение местных экологических движений к протестам против централизованных инвестиций. Учитывая, что решение об отказе от строительства Даугавпилсской ГЭС было принято до начала народного движения против этого, есть основания полагать, что одной из задач ЦК КПСС в Латвии была активизация народного движения, чтобы с его помощью отказаться от затратного проекта. Тысячи простых людей, принимавших участие в протестах против строительства ГЭС, и не подозревали, что они протестуют в интересах центральной власти СССР и что все происходит по ее заданию"...
  • Влад Богов
    Латвия

    №144 Влад Богов

    10.02.2016

    21:58

    хороший пример!
    В.М.Кононова обвинили и осудили по косвенным и субъективным фактам, а в случае с калейсом похожие факты посчитали недостаточными...



  • Влад Богов
    Латвия

    №137 Влад Богов

    10.02.2016

    20:35

    Хотел бы еще обратить внимание на морально-этические аспекты одного из рецензентов этого исследования. В 2000 году А.Эзергайлис писал: Kalējs piedalījās arī dažādās citās partizānu akcijās, varbūt pat 1943. g. Ziemas burvības (Winterzauber) vai Osvejas ezera akcijā, Latvijas pierobežā Baltkrievijā.
    Vai cīņas pret partizāniem bija krimināls akts?
    Padomju propaganda un juristi centās partizānu cīņasraksturot par uzbrukumu civiliedzīvotājiem, sauca tās par „soda akcijām". Daudzus latviešus par cīnīšanos pret partizāniem čekisti
    nošāva vai aizsūtīja uz Ziemeļiem. Šis padomju standarts nav
    Rietumu zemju standarts.
    Starptautiskie kara likumi partizānu kara jautājumam pieiet izsmalcinātāk. Ja, no vienas puses, kara likumi nosoda akcijas pret civiliedzīvotājiem, tad no otras tie vēl konsekventāk vēršas pret kaujiniekiem, kas maskējas kā civilisti. Kara likumu visaugstākais noziegums ir - karavīram neuzvilkt uniformu. 
    Так что если участие в карательных акциях против женщин, детей, стариков для рецензента - не преступление, то что же тогда?..
  • Влад Богов
    Латвия

    №166 Влад Богов

    04.04.2015

    20:04

    проблема, мне кажется, заключается в том, что латыши сразу стали после покорения самоизолировались и смирились со своим подчиненным положением. Были, конечно, бунты, и довольно часто, но заканчивались они не в пользу бунтующих. Немцы сразу сделали свою культуру примарной, и она несла выгоду любому ассимилировавшемуся.
    до сих пор мы слишим националистические лозунги современных националистических "патриотов" что нам чужого не надо. это и есть самозоляция. Достаточно того уровня, на который способны сами. Но дело в том, что их уровень маловат по современным меркам, его уже давно недостаточно для того, чтобы быть самодостаточным и перспективным.
    насчет русских, того, что они ассимилируются, маловероятно - не тот менталитет, они могут лишь исчезнуть чисто демографически

  • Влад Богов
    Латвия

    №117 Влад Богов

    04.04.2015

    16:26

    полагаю, дело тут не в количестве, а в способности племени, народа, нации заинтересовать своей перспективой будущего. все начинается с понимания своего места в истории и видении самого себя в исторической действительности. Способность быть самостоятельным - как фактор успешного развития. Плюс умение находить компромиссы по сложным политическим вопросам. Например, у Латвии как государства нет самостоятельной политики, нет желания отстаивать свою самобытность - готовы продаться всем и каждому, тем и неинтересна. Люксембург - герцогство с устоявшимися традициями, с волей руководства (герцога) отстоять свою независимость и пр. Способность маленького герцогства сохранить свою самобытность и традиции, выжить в веках среди больших политических акул - на мой взгляд, достойно уважения.
  • Влад Богов
    Латвия

    №111 Влад Богов

    04.04.2015

    16:09

    отвечу вам фразой из анекдота про неуловимого ковбоя Джо. Почему он неуловимый? Да потому что не нужен никому был. 
    А если серьезно, то латышская культура настолько молода, что ее невозможно было ассимилировать ранее конца 19 века. Латыши существовали практически до конца 19 века внутри народного творчества, а немцы уже давно выросли из этих "штанишек", они им были не интересны. Немцы на данной территории были светочами культуры, до середины 19 века, если латыш желал выбиться в свет, то ему практически всегда необходимо было перековаться в немца. Все высшее образование было на немецком. Да и боле или менее приличное т.н. среднее тоже было на немецком. На латышском языке были лишь народные школы. Русское образование в Лифляндии тоже появилось довольно поздно с 1789 г. 
    Кстати, ныне широкоотмечающаяся традиция латышей праздник Песни - это немецкое наследие 40-х годов 19 века...
  • Влад Богов
    Латвия

    №37 Влад Богов

    04.04.2015

    10:50

    Вы совершенно правы, на бытовом уровне, к нашему счастью, нет особенного конфликта и противоречий по интеграции, еще к вашему примеру можно привести тот факт, что браки у нас зачастую тоже смешанные. Но я говорю об интеграции на политическом уровне. Привести пример, где государство согласилось бы поддержать русских в их стремлениях, найти будет намного сложнее...
  • Влад Богов
    Латвия

    №4 Влад Богов

    28.01.2015

    09:30

    разгадка весьма проста, она исходит еще из 30-х гг. ХХ в. Тогда едва половину старого города не снесли, боролись с "излишней немецкостью" города. Как-то я уже тоже писал об этом... http://www.rigacv.lv/articles/ukradenaja_istorija


  • Влад Богов
    Латвия

    №209 Влад Богов

    15.10.2014

    09:30

    1. Действительно, на территории Саласпилсского леса имеются захоронения. В 1944 г. комиссия нашла 7 крупных захоронений. Несколько из них на территории Гарнизонного кладбища. Есть фотографии. К сожалению, захоронения вообще никак не обозначены. Есть архивный план обнаруженных могил, но сейчас их место весьма трудно установить, тем не менее мы с коллегами некоторые примерно обозначили. Раскапывать, конечно же, не стали, но места есть. На территории мемориала захоронений нет.

    2. С 1967 г. после завершения строительства мемориала это - место памяти. Могилы вне пределов лагеря, к сожалению, никто не обозначил.

    Количество погибших узников в Саласпилсе по имеющимся документам на сегодня установить невозможно.

  • Влад Богов
    Латвия

    23 концлагеря - это неточная информация. Официально у нацистов был один - Кайзервальд в Межапарке. Второй - в Саласпилсе.

    цифра 23 появилась в советских источниках в 44-45 гг. Сюда включены разные отделения лагеря Кайзервальд, коих было достаточноемножество, но подчинялись они одной структуре.

    у меня нет информации насчет заселения, но точно известно, что на бульваре Бастея в доме №10 в 1944 г. была служба по выселению территории Латвии. В 1944 г. у нацистов существовал план по очистке территории Латвии от населения и имущества. В общей сложности предполагалось вывезти из Латвии 509 200 человек. По документам следственной комиссии, расследовавшей преступления нацистов, по данным на 26 декабря 1944 г. нацисты вывезли на Запад более 160 тыс. человек. Где-то встречал цифры, что общая убыль населения Латвии за четыре года войны составила ок. 600 тыс. человек.

    цифра в 313 798 чел. состоит из технических расчетов. Цифра 39835 детей - вполне реальная. Туда включены дети из еврейских гетто и привезенные из России и Белоруссии.

    Цифр о погибших военнопленных практически нет. Комиссия называет 322 тыс. погибших. Но дело в том, что в самое пиковое время поступления в/пл. в лагеря на территории Латвии в июле-декабре 1941 г. их никто не учитывал и не вел никакой документации - их привозили сюда умирать десятками тысяч. По разным косвенным данным архивов (этой версии придерживается наш одноклубник А.Ржавин) - погибших красноармейцев в плену насчитывается порядка 150 тыс.

    Как-то так... Разные цифры я привожу в своей книге "Приговоренные нацизмом". Правда, там только советские документы, но и они вполне интересные для исследователя.

  • Влад Богов
    Латвия

    №68 Влад Богов

    21.09.2014

    11:19

    Должен Вас успокоить, что у меня и в мыслях не было вводить в заблуждение почтенную публику. И постараюсь ответить на все Ваши вопросы:

     «Цитата из Вашего обращения---

     "Согласно Конвенции 169 Международной организации труда, раздел 1, статья 1, пункт 1b, определено, помимо всего прочего, что ...народы рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период установления существующих государственных границ.

    В этом случае к числу представителей коренных народов Латвии относятся те русскоязычные люди..."---»

     

    для правильного понимания текста нужно читать и цитировать весь смысловой текст, а не его часть. В этом случае к числу представителей коренных народов Латвии относятся те русскоязычные люди, которые получили гражданство Латвии без натурализации, «по крови» («по наследству»), что, фактически, является признанием государством (Латвией) существования коренного русскоязычного народа.

     «Цитата из Вашего обращения---

     Не были бы вы так любезны, сударь, назвать все или некоторые социальные, экономические, культурные и политические институты, которые сохраняют указанные вами 140 тысяч представителей "коренного русскоязычного народа Латвии"?---»

     К сожалению, коренному русскоязычному народу Латвии удалось сохранить лишь некоторые из перечисленных институтов. Вы, как человек интересующийся историей, наверное, помните, что это Рижский Русский Театр, основанный  в 1883 году и которому в 2013 году исполнилось 130 лет, это действующие православные церкви – например, Рижский Православный Кафедральный Собор, построенный в 1884 году, Древлеправославная церковь Гребенщикова в Риге. Представители Старообрядческой Общины живут здесь с середины 16 века (при этом если Православная церковь полиэтнична, то старообрядцы практически целиком коренные русские). Действующие Покровское и Иоановское кладбища, где находятся могилы русскоязычных людей с датами захоронений XIX века. «Дни русской культуры» - традиция, начатая в 1925 году коренным русскоязычным народом,  живущим на данной территории  до появления государства с названием  Латвийская Республика (в 1918 году). Можно так же упомянуть институт русскоязычной прессы, существующего на этой территории как минимум с XIX века.

     «Цитата из Вашего обращения---

     Вам самому не смешно равнять русских с аборигенами Австралии, индейцами Амазонии, эскимосами Гренландии или пигмеями Африки –»

     

    Не смешно, я вполне серьёзен. Это вы, невнимательно ознакомившись с Декларацией ООН "О правах коренных народов" и Конвенцией МОТ, говорите лишь о диких племенах, индейцах Амазонии и аборигенах Австралии, значительно сужая область действия упомянутых международных документов. Это превозношение одной нации и народности над другой – ведь они тоже люди, отличие лишь в степени развитости. А почему в таком случае Вы не упомянули шотландцев, каталонцев, басков, тирольцев и прочих людей, традиционно населяющих определенные территории (географические области)?! 

     

    «Цитата из Вашего обращения---

    Ведь речь и в упомянутой конвенции и принятой несколько лет назад "Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов" именно о таких народах –»

     Речь в этих международных универсальных документах  идет обо всех «видах» коренных народах.

     «Цитата из Вашего обращения---

    Русские же в Латвии, несмотря на культурные отличия от латышей и других народов, пользуются теми же политическими, социальными, экономическими и культурными институтами, что и представители других народов (пусть не всегда в полной мере)—»

     А почему не всегда в полной мере – это разве не дискриминация? А в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов Статья 2, коренной русскоязычный народ Латвии имеет право быть свободным от какой бы то ни было дискриминации.

    «Цитата из Вашего обращения---
    И не мало ли вам деления общества на граждан-неграждан, латышей-нелатышей, что вы еще и русских хотите поделить на коренных и некоренных, прямо как какой заправский нацик из НО—»

     Речь идет не только о русских, а речь идет о русскоязычном народе, живущем на территории Латвии и состоящем из ряда национальных меньшинств, объединенных единым русским языком. Мы не делим этот народ – это все существует в реалиях жизни.

    А кроме того, речь идет о международно-определенных правах, которыми обладает  неотъмлемая часть этого народа – коренной русскоязычный народ Латвии. Эти права  оговорены в Декларации ООН о правах коренных народов, которая, к сожалению, не соблюдается на территории Латвии по отношению к коренному русскоязычному народу, несмотря на то, что Латвия голосовала за принятие этой Декларации и Европейский Союз ратует за ее соблюдение.
  • Влад Богов
    Латвия

    №2 Влад Богов

    15.03.2014

    08:58

    я бы все-таки уточнил, что формирование латышского легиона СС началось лишь в феврале 1943 г. а до этого на службе у немцев были добровольные полицейские батальоны, которые и участвовали в карательных акциях (ок. 15000 солдат). Именно эти формирования и были первыми включены в легион СС. Также в легион была включена т.н. команда Арайса, целью которой было уничтожение евреев и коммунистов, и действовала она с 1 июля 1941 г.

    Что касается принудиловки в мобилизации. У призывника всегда был выбор из трех вариантов - военная служба, вспомогательные войска, трудовые команды. Просто военная служба поощрялась разными льготами.

    География борьбы за т.н. свободу Латвии была тоже весьма разнообразной: Ленобласть, Варшава, Украина и даже Италия. Насчет борьбы в Италии можно узнать из книги Bez ienaida un bailēm - Auseklis Zaļinskis

    Почему именно в легионы СС, а не в вермахт призывались добровольцы? Гитлер считал вермахт исключительно арийским и там не должно быть ничего, что запятнало бы честь арийского мундира. Но поскольку борьба за расширение "лебенсраума" и уничтожение неверных шло по всем фронтам, то Гитлер и Гиммлер сошлись во мнении, что добровольцев можно призывать в СС и использовать их в самых разных целях без ущерба для мундира арийца.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.