Профиль

Игорь Ватолин
Латвия

Игорь Ватолин

Журналист, педагог, общественный деятель.

Спикер

Выступления: 5 Реплики спикера: 100
Реплики: 846 Поддержало: 44
Образование: где-то
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №57 Игорь Ватолин

    01.04.2014

    17:39

    Мне кажется, что Александр пытается — возможно, не достаточно жестко — провести тезис о презумпции самоопределения. Что нет никакой Латвии вообще, а есть конкретные индивиды с тем или иным потенциалом мысли и действия. В случае солидарного конструктивного взаимодействия — потенциал увеличивается, неконструктивного — уменьшается. А то все решает какая-то "темная сила", Закулиса, Путин, Обама... Простое перечисление даже реальных, а не химерических внешних факторов не заменяет необходимости собственного политического мышления — позиция (самоопределение) + инструменты, источники и т.д..   

    Типа: "И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю...  И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие... 
    Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти". (Ветхий завет, Бытие, гл. 18)
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №104 Игорь Ватолин

    27.08.2013

    15:39

    Топонимика — действительно разговор особый... Но вот никак не могу согласиться с Вадимом, что человеческие имена на уличных табличках — это непременно некрополь. На то и называют этими именами улицы и прочие объекты, что они (их свершения) пережили время жизни физических тел свершителей. Даже как-то неловко писать такие очевидности. 

    А если со времен контекст подзабывается, то в начале улицы можно повесить памятную дощечку с пояснением — как минимум на трех языках. 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №100 Игорь Ватолин

    27.08.2013

    10:16

    1.
    -- Тезис о том, что в конце концов иде и ЛЦС победили, ложный...
    -- Ну почему же, если речь идет об идеях в широком временном масштабе. Ведь никто не оспаривает ни сокрушение Третьего Рейха, ни распад СССР, ни ничтожности шансов ЛЦС повлиять на развитие событий... Да, Петр Первый выиграл ту войну, но как мы сегодня относимся к мировоззрению и практикам Петра? Вопрос для отдельной дискуссии. 
    Я понимаю и принимаю формат, о котором говоришь ты, но вроде бы пытаюсь говорить о другом — влиянии истории "историй" (во всем ее богатстве и неоднозначности) на нас сегодняшних. Ведь вопросы источникам и наличным версиям истории задаются именно из сегодня. Или единственная легитимная версия — победителей? И кто тогда имеет право писать историю СССР? 

    2. 
    -- Сегодняшняя Латвия - не республика 1918 года и не республика 1934 года, потому что это двухобщинное государство... 
    -- При всей прозрачности публицистического высказывания для рассмотрения его в качестве аргумента в начавшемся споре хотелось бы большей точности. Ну да, лично мне представляется правильным держать равнение на ценности демократической 1-й ЛР — 18 ноября, а сторонников Латвии для латышей отсылать во 2-ю ЛР — 15 мая 1934-го. Лично тебе (тут в принципе не стоит говорить за всю общину) — "двухобщинное государство". Хотя, честно говоря, не вижу оппозиции. В 1-й ЛР было много общин, в Сейме можно было выступать по-русски и немецки. При этом я ни в коей мере не предлагают идеализировать-музеефицировать это время. Именно в его недрах вызрел переворот 15 мая и закономерный переход к Латвийской ССР; да и вообще (в глобальном контексте) межвоенное время было в чем-то великим, но во много "нехорошим периодом". Не вижу ничего плохого в "национальном государстве" (в смысле дем.республики 18 ноя и 2-й статьи действующей Конституции — фактически про политическую нацию всех латвийцев), и как-то нестрого у тебя (в контексте предмета разговора) про "латышское правительство" (по этническим корням оно может быть и преимущественно латышским, и русским как в РД, а если речь идет об идейном содержании, то именно это я и называю наследством Республики 15 мая).  
    Или ты предлагаешь ориентироваться на ЛССР? Идею и конкретный исторический феномен. Кстати я готов обсуждать ЛССР как 3-ю ЛР с усеченным суверенитетом при сохранении худо-бедно (это про Абрене) административно-территориального единства. В моей интерпретации сейчас у нас 4-я ЛР как гибрид формально-юридических форм 1-й при частичном сохранении-переплетении представлений и практик 2-й (15 мая) и 3-й (ЛССР) ЛР. Плюс оригинальные черты нашего яростного и прекрасного времени. 

    3. 
    -- Рассказать побольше правды об этом Совете... 
    -- Целиком и полностью — за, если под правдой понимать не Истину в последней инстанции, а гипертекст, в рамках которого разные истории дополняют, проблематизируют и проясняют одна другую.  
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №88 Игорь Ватолин

    27.08.2013

    06:12

    Спасибо, что принимаешь (принимаешь ли?) важный тезис про "истории". Тут важно именно, что одна единственная История (как у Гегеля) больше невозможна, исторический дискурс расходится веером множества повествований, когда одна "история" не входит в конфронтацию, не пытается отменить другую. В этом смысле нацизм и (на свой манер) сталинизм были попытками  навести монологический порядок в сложном разнообразном мире, дать простой ответ на сложное переплетение вопросов. Переводя цветущую сложность в идеологию. Пик подобного монологизма — интерпретация истории и современности в ходе войны как часть военной машины, работающей на сокрушение противника. Ведомства Йозефа Фридриховича Геббельса и Александра Сергеевича Щербакова.

    А вот дальше начинается полемика. По пунктам. Лично я убежден, что: 1. надо давать указания государству, кого превращать в Героев (то есть при базовой онтологии многообразия исторических дискурсов акцентировать "истории" наиболее важные для res publicae; и делать это должны мы — гражданское общество); 2. с учетом 8/9 мая 1945-го и декабря 1991-го именно К.Чаксте со товарищи оказались удачниками, одержали победу в большом историческом времени (типа longue duree Броделя) в дискурсе Республики 18 ноября. Факт игнорирования чего и стал изначальным полемическим запалом. 

    Справедливости ради отметим, что то ли мои скромные усилия, то ли Айнара Димантса из студенческой корпорации Ауструмс (многие ЛЦСовцы оттуда) и Юриса Цигановса из Военного музея, но обнаружилась обратная связь — с запаздыванием в полторы недели.  

    Rīga, 22.aug., LETA. Liepājas Latviešu biedrības namā šodien notiks Latvijas Centrālās padomes (LCP) 70.gadadienai veltīts pasākums ar aizsardzības ministra Arta Pabrika un Liepājas domes priekšsēdētāja Ulda Seska piedalīšanos, aģentūru LETA informēja Aizsardzības ministrija.

    Latvijas Kara muzeja vēsturniece Ieva Kvāle interesentus iepazīstinās ar 1944.gada 17.martā sastādīto Latvijas Centrālās padomes Memorandu, kurā nozīmīgi Latvijas politiskie un kultūras darbinieki deklarēja nepieciešamību nekavējoties atjaunot Latvijas Republikas faktisko suverenitāti un izveidot Latvijas valdību. Savukārt vēsturnieks Kārlis Kangeris uzstāsies ar referātu "Skats no Zviedrijas: valsts vara, slepenie dienesti un Latvijas Centrālā padome".

    Pasākumā būs izdevība noskatīties arī režisores Dzintras Gekas 2011.gadā uzņemto filmu "Konstantīns", kā arī tikties ar pašu režisori.

    Šā gada 13.augustā apritēja 70 gadi kopš profesora Konstantīna Čakstes vadībā Rīgā, Pārdaugavā, tika dibināta Latvijas Centrālā padome - nelegāla politiska apvienība, kuras misija Otrā pasaules kara laikā bija skaidrot ārvalstu sabiedrībai, ka Latvijai nav pieņemama neviena okupācija. Viens no LCP darbības panākumiem bija bēgļu laivu satiksmes organizēšana starp Kurzemes piekrasti un Gotlandes salu.


  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №34 Игорь Ватолин

    26.08.2013

    16:22

     Поскольку происходит истолкование моего мнения, то попробую объясниться. В исходной статье нв Дельфах, а также материала побольшея в Вестях и выступлениях на радио и ТВ я попытался  акцентировать "странность" поведения нашей нынешней власти, для которой К.Чаксте и ЛЦС вроде бы должны быть Героями (с большой буквы). 

    В моей личной историософии "герой" пишется с маленькой буквы. Не в смысле принижения и типизации, а в плане интересности не мифо-поэтической (это тоже в нейтральном техническом смысле — с указанием на регистр высказывания) возгонки, но конкретной (the) истории (тоже с маленькой буквы). То есть Чаксте-младший и его соратники интересны и важны именно со всеми своими колебаниями и "почесываниями", как и сюжеты про Псковскую миссию, курелисовцев, Шервица — в пределе: каждого из выживших и убиенных легионеров, красноармейцев, евреев... 

    То есть печкой, от которой выстраивать исторический нарратив, выступает констатация, что война закончилась и рассматривается не в контексте продолжения боев, а именно как история. Которая пока неизвестна, но может быть восстановлена (реконструирована), отвечая на запросы настоящего (и будущего) на основе исторических источников. 

    Что не исключает мифо-поэтический пафос на праздниках, чествовании ветеранов, особенно членов семьи. Но не в рамке собственно истории как гуманитарной практики.  

    А в настоящем (и будущем) вопросы к ЛЦС возникают в рамках дискуссии о современной общественно-политической идентичности ЛР. Мы живем в Республике 18 ноября или 15 мая? Если уважаемые участники IMHOклуба смогут точнее сформулировать развилку, буду весьма благодарен.  
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №159 Игорь Ватолин

    26.08.2013

    10:00

    Пардон за позднее включение. 

    В данном сюжете (текстах на Дельфах и в Вести Сегодня http://vesti.lv/politics/theme/politic/78653-pochemu-vlast-ignoriruet-latvijskij-centralnyj-sovet.html, Pro100TV и на радио) я попытался акцентировать "странность" поведения нашей нынешней власти, для которой К.Чаксте и ЛЦС должны быть Героями (с большой буквы). 

    В личной историософии автора слово "герой" пишется с маленькой буквы. Не в смысле принижения и типизации, а в плане интересности не мифо-поэтической (это тоже в нейтральном техническом смысле — с указанием на регистр высказывания) возгонки, но конкретной (the) истории (тоже с маленькой буквы). То есть Чаксте-младший и его соратники интересны и важны во всех своих колебаниях и "почесываниях", как и сюжеты про Псковскую миссию, курелисовцев, Шервица — в пределе каждого из выживших и убиенных легионеров, красноармейцев, евреев... 

    То есть печкой, от которой выстраивать исторический нарратив, выступает констатация, что война закончилась и рассматривается не в контексте боевых операций, а именно как история. Которая пока неизвестна, но может быть восстановлена (сконструирована), отвечая на запросы настоящего (и будущего) на основе исторических источников. 

    Что не исключает мифо-поэтический пафос на праздниках, чествовании ветеранов, особенно членов семьи. Но не в рамке собственно истории — как гуманитарной практики.  

    А в настоящем (и будущем) вопросы к ЛЦС возникают в рамках дискуссии о современной общественно-политической идентичности ЛР. Мы живем в Республике 18 ноября или 15 мая? Если уважаемые участники IMHOклуба могут точнее сформулировать развилку, буду весьма благодарен.  
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №126 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    19:57

    Первородный хаос не имеет национальности. Впрочем Валентин Саввич с эти вряд ли разбирался, но ощущал наверняка. И выражал достаточно убедительно. 

    Про Льва Овалова - интересно. 

    Читать Кочетова и секретарскую лит-ру - сегодня удел немногих фанатов. Вроде Владимира Сорокина - в режиме деконструкции. Попытки извлечь то, что по ту сторону стиля и смысла. У Пикуля этого не надо извлекать - все на поверхности. 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №122 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    17:26

    Спасибо за конструктивный скепсис и предложения. В свою очередь предлагаю считать главными (в смысле целеполагания) идеологами Латвии себя. В свое время, вернувшись с войны с пятью классами образования, Валя Пикуль самоопределился стать писателем - и стал. Вот этот джеклондоновский подход к своей судьбе в нем и подкупает. Запишетесь в ныне создаваемое Общество Пикуля - читательский клуб?   
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №119 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    16:15

    Пикуль был участником ВОВ, сражался на эсминце "Грозный" на Северном флоте. Его отец погиб в Сталинграде. 

    У К.Симонова, имевшего в своем распоряжении сколько угодно консультантов, было достаточно технических ляпов в книгах о войне. Но его никогда не размазывали по стенке за "вранье и некомпетентность". 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №118 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    16:07

    Честно послался по присланной вами сноске на лучшие продажи 2012-2013 гг. и... Пикуль там есть. Правда не на первом 120-штучном экране, а на седьмом. "Честь имею" с пометкой бестселлер. Рядом с Донцовой, Франсуазой Саган, Акуниным... С опережением "Золотого ключика" А.Толстого и мопассанова "Милого друга". Л.Толстой и Достоевский здесь отнюдь не на первом экране появляются. Следующее из Пикуля по популярности - Фаворит, Барбаросса, Нечистая сила, Баязет... Ну и об чем это говорит? Что с учетом уже изданного и перечитываемого, а также свободной находимости Пикуля в интернете (лидеров списка приходится покупать) Валентин Саввич выглядит совсем неплохо. Даже, осмелюсь сказать, опревержительно относительно вашего тезиса. 

    Про противоречивость судьбы Пикуля на экране готов согласиться. За несомненным успехом "Моонзунда"(1987) последовали неплохие экранизации "Ступай и не греши" ("Бульварный роман"), "Баязет" и "Богатство" -  и более проблематичные "Пером и шпагой", "Фаворит", "Реквием". Но даже перечисленные названия свидетельствуют о востребованности. К тому же в какой-то момент киношники наверняка припадут к историческим миниатюрам как первооснове для сценарных разработок. 

    На иностранные языки (типа 22) Пикуля переводили. "Нечистая сила" по-арабски называется "Последняя ночь шайтана". Тут все упирается как понимать пикулевскую Россию. Если как "старую добрую Францию" у Дюма, то все в порядке. 

    Ну и по некоторым признакам упомянутая вами речь Путина (откуда узнали?) более чем возможна. Тогда поломничество - к Пикулю! в Ригу! - обеспечено. 

    Спасибо за рациональные тезисы - приятно отвечать. 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №114 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    14:51

    Как все было - это не к писателю, а к господу богу. А про достойный ответ Закулисе и гордость за предков, то здесь вроде бы Пикуль рулит невооруженным глазом. Или вам для признания Пикуля требуется 100% совпадение его текстов с содержанием вашего сознания? 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №112 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    13:55

    Вот как интересно!.. С одной стороны антисемит-имперец, с другой — либерал-хрущевец... Лишнее доказательство, что Саввич шел своим путем. 

    И вопрос: даже не что читать, а как читать. В том числе и Пикуля. Для пополнения информации при подтверждении исходного мировоззрения, или для того, чтобы немного крышу сносило? 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №105 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    11:24

    По первому пункту — это важно. Всякий правильный исторический роман пишется для своей эпохи и потому - про современность. "Три мушкетера" не столько про Францию 1620-х, сколько 1840-х. Кстати облик нашего почти земляка барона Мюнхаузена - карикатура на Наполеона III от Гюстава Доре (1862). 

    Вопрос в желании увидеть в главных романах Пикуля эти второй (отсылка к современности - времени написания) и третий (к ценностям, онтологии и метафизике) планы. Мой тезис: в главных романах Пикуля ("Слово и дело", "Нечистая сила"...) все это есть. 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №102 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    11:03

    Вот!!! Наконец-то выходим на настоящий разговор!.. Как нам, в Риге и Латвии, "навариться" на литературном наследии Валентина Пикуля?!! Видите ли вы потенциал фигуры (по писательству и жизни) Валентина Саввича во всем его величии и скандальности как туристического бренда?   
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №101 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    10:56

    Согласен, что стоит разделять обозначение жанра "роман-хроника", как обозначение масштаба и эпики повествования, и... Но вот роман-хронология, роман-историческая энциклопедия не как эпитет, а в прямом значении, - это нонсенс. Как справочник и энциклопедию Пикуля точно не надо позиционировать. А его потенциал по возбуждению в юных и зрелых душах томления по истории (даже чтобы опровергнуть написанное) вроде никто не отрицает. Ну и все-таки надо различать ляпы и принципиальные перестановки персон и акцентов, когда писателю это понадобилось. Ну и, наконец, есть комментарии, где можно расставить все точки над ё. 

    И про "заведенность"... И меня завел, и вас завел Валентин Саввич. Иначе чего мы его здесь обсуждаем.

      
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №98 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    10:40

    Еще раз сформулирую мой главный пикулевский вопрос. Постепенный рост популярности писателя с ядерным взрывом "Нечистой силы"/"У последней черты" (Суслов с Земяниным заставили всех и каждого каждого обсуждать и читать Пикуля) и стабильным финалом последнего детятилетия, когда могила на Лесном кладбище оказалась гробницей СССР (Пикуль ушел 16.07.1990) - все это там и осталось, или есть в пикулевском местами надрывном, местами переходящем в лубок, гротеск и жуть повествовании нечто важное - postmortem СССР? Моя гипотеза: таки есть. Сквозь тексты Пикуля со всеми их "неточностями" и "некорректностью" трансцендирует весть о вечном. Ужасе окружающего мира и необходимости в нем существовать. Поэтому Пикуля стоит перечитывать, - говорю я, оппонируя вам в этом месте. 

    От высказывания по Юлиану Семенову пока воздержусь (хотя полицейская часть заказного романа-глыбы "Горение" - это что-то особенное!). А вот носовские книжки про Незнайку несомненно стоит перечитывать по-взрослому. Ибо "Н. в Солнечном городе" есть блестящая утопия. Именно не пародия, а честная утопия с обозначенной в заглавии отсылкой к Кампанелле и много-чем еще в интертексте. Соответственно "Н. на Луне" - антиутопия. Послабее, потому что про "ихнее". Про "свое" вышло бы куда сильнее.   
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №90 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    00:26

    \Отдельное мерси за "если сумеете"... Таки сумели - и не наехали ни на Тынянова, ни на Окуджаву, ни на Пастернака, с Алдановым и Марежковским. Именно потому, что они такие разные. Про мое понимание пафоса Пикуля см. в №87.  
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №87 Игорь Ватолин

    29.07.2013

    00:02

    В том-то и состоит современный феномен Пикуля, что при общем затухании тяги к чтению, его вещи продолжают читать. Версии про советскую ностальгию и имперскую вибрацию правбоподобны, но imho не исчерпывающи. Кроме отмеченного в №66, добавлю, что главный мотив Пикуля - служение. Подчинение себя высшей идее в ситуации команды, но не растворяясь в команде (советском-имперском коллективе). Герои Пикуля (как и он сам) — ницшеански-джеклондоновского типа. 

    Возможно для адекватного прочтения Пикуля (как и Дюма) на следующем недетском уровне стоит надолго окунуться в океан одиночества и отчуждения Кафки, Джойса и других гениальных певцов апофеоза беспочвенности. А потом перечитать веселого и простого Пикуля, не игнорирующего безумие окружающего мира, но предлагающего свои пути существования. 

    Кстати, "Россия" у Пикуля выступает амбивалентным понятием, где не только вненаходимая Святая Русь, но и пронизывающая все его вещи констатация, что честному и мыслящему человеку нет житья в России, при любом строе и государе. Но жить-служить надо. 
  • Игорь Ватолин
    Латвия

    №86 Игорь Ватолин

    28.07.2013

    23:46

    Все-таки нельзя читать белль-летр как фельетон в газете. Ну почему же конъюнктурщик, если ранее он про прелести сталинизма написал глыбищу "Слова и дела"? А про дачу тогда и даже сейчас некоторые историки пишут. Вы как-то уж слишком расчленяете-деконструируете, припоминая-выискивая свои (для себя) жемчужины. Вроде бы "Барбаросса" не совсем про это. Лично меня там действительно (и приятно) удивила стойкая антисталинская позиция и этакое веселое до гротеска повествование, когда взгляд автора (и читателя) мечется по глобусу: кони ржут за Сулою, стоят стяги в Путивле... При сочувственном изображении Паулюса и Роммеля. При том, что роман посвящен памяти отца, павшего в Сталинграде.     

ЗАЧЕМ ЭРДОГАНУ МЕЧЕТЬ В СВЯТОЙ СОФИИ

А что, во всём непременно нужно искать выгоду? Т.е., его заслуги перед государством ничего не стоят? А может, стоит прекратить искать врагов и прислушаться к умному человеку?

К 30-летию отпадения от СССР Латвия хочет подойти, изжив всё русское

У этого товарища уже второй год пупок развязывается, всё пужает.

ПАВЛЕНСКИЙ И ФРАНЦУЗСКАЯ КАРАТЕЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ

Эт хорошо. что не удивляетесь. Прибейте пенис к табуретке.

Почему победа так значима для русских? Война и «русский вопрос»

Когда философ решает заняться историей, он ограничивается исторической публицистикой, на ней и строит свои рассуждения. Это одна из причин его путаных рассуждений.

Занимательные пропорции труда и капитала

Жестоко... не побочный, а результат для людей!!!

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.