Мнение специалиста

19.05.2019

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Заметки бывшего учителя. Часть восьмая

Заметки бывшего учителя. Часть восьмая
  • Участники дискуссии:

    29
    298
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Очень многие задают мне теперь вопрос:

«Господин Гусев! Если советская школа была такая замечательная, как Вы пишите, то как же получилось, что выпускники этой школы с такой охотой разрушили Советский Союз?»

Причин тому множество. Но прежде, чем я изложу ГЛАВНУЮ причину гибели СССР, оцените, возлюбленные читатели, реальнейшую сценку из жизни, о которой поведала мне одна добрая знакомая, посетившая некоторое время назад в составе туристической группы славный город Париж.

Итак, в один из дней пребывания в столице Франции руководитель группы собрал утром коллектив и задал вопрос на предмет дальнейшего времяпрепровождения. Альтернатива была проста: либо посещение Лувра, либо группа дружно отправляется на дегустацию сыров. Вы будете смеяться, но с редкостным единодушием весь коллектив, дружно проревев «чиииз…», немедленно отправился лопать сыры различной степени вонючести…

Мою приятельницу (как, впрочем, и меня) эта история потрясла до глубины души.

Лишь две (!) девушки из группы в три десятка человек, вопреки мнению большинства, решили всё же потратить своё время на посещение одного из знаменитейших музеев мира. Все остальные метнулись на дегустацию. Заметьте, что прибыли они не с голодного острова и отнюдь не падали с ног от истощения. Все эти люди были достаточно хорошо упитаны. Но общению с мировыми шедеврами искусства они предпочли кулинарные изыски.

Интересно, что когда я в прошлом году пересказывал эту занимательную историю своим ученикам, две старшеклассницы возмущённо завопили: «А чё такое?! Они имеют право!». Ну, кто бы сомневался… Конечно, имеют.

В другой раз уже лично я оказался в одной милой компании, состоявшей из нескольких семейных пар в возрасте «под пятьдесят». Это были вполне состоявшиеся люди, обеспеченные и весьма довольные собой. Все они в 80-е годы окончили советскую школу, все получили высшее образование.

Собрались мы осенью, за обильным праздничным столом, и я, зная, что мои сотрапезники летом куда-нибудь да съездили, наивно настроился на интереснейший вечер воспоминаний и взаимный обмен впечатлениями от зарубежных путешествий. От названий кружило голову — Милан, Флоренция, Афины, Стамбул… Но о чём же шла речь весь вечер? Увы… Исключительно о том, кто, где и как КУШАЛ во время пребывания во всех этих экзотических местах.

Поймите меня правильно, я и сам люблю вкусно поесть, и, как утверждают многие, неплохо готовлю. Тема кулинарии в разных странах — благодатнейшая тема для обсуждения. История различных блюд, кулинарные традиции разных мест, история возникновения того или иного кушанья — это интереснейшие вопросы для обсуждения. Но нет…
 
Все воспоминания о летних поездках сводились исключительно к размеру порций и к сравнению цен в различных ресторанах: «Ну вот, там-то мы поели хорошо…»
Неожиданно разговор зашёл о литературе. Я воспрял духом, когда одна, приятная во всех отношениях дама, вдруг изрекла: «А мы тут, с мужем, посетили Михайловское». Ой, думаю, какая молодец… Пушкиным интересуется. Дама продолжает мысль: «И вы представьте себе, там совершенно негде поесть!». И все дружно заохали: «Нет-нет, в Михайловское ни ногой!».

Сказать, что я был в шоке, это значит не сказать ничего, отмечу лишь, что чувствовал я себя среди этих милых, доброжелательных людей, как совершеннейший мутант.

Бывая в книжном магазине рижского Дома Москвы, я регулярно наблюдаю ситуации, когда туда заходят почтенные дамы и господа, интересуются ценами и тут же начинают недовольно бухтеть: «Нет, ну вы подумайте, как дорого!». После этого, продолжая возмущённо ворчать, они следуют в кафе, устроенном в фойе, где берут салатик, горячее, водочку, потом ещё раз водочку, потом опять водочку и долго обсуждают человеческие несовершенства нашего скверного мира.

Заплатив за горячительные напитки немалую сумму, они вовсе не чувствуют, что деньги потрачены зря. Но в книжном магазине для них «всё дорого»!

Таких историй у меня полная коробка. Ну, действительно, какие могут быть музеи, когда поесть и выпить там негде… Почему-то всплывает в памяти некогда знаменитая реприза Аркадия Райкина «В греческом зале…».



Ради чего даётся нам свобода?

Сегодня многие вспоминают о «страшных годах советского тоталитаризма», как о времени, когда у людей отсутствовала СВОБОДА. Люди буквально исстрадались, измучились за «железным занавесом» без этой самой свободы! И вот, наконец, коммунистический режим рухнул, и, освободившись он ненавистного «совка», все теперь вольны делать то, что им заблагорассудится…

Философ Фридрих Ницше написал:

«Ты называешь себя свободным от чего-то? Какое мне дело до этого! Но взор твой должен поведать мне: ради чего ты свободен?»

Итак, ради чего пришла долгожданная свобода на нашу улицу? Ради чего тысячи бывших советских людей и их повзрослевшее потомство ежегодно стремятся, например, в Италию, Грецию или Францию? Ведь люди теперь получили долгожданную возможность по своему выбору странствовать куда и когда им угодно. Кто-то, например, едет работать, кто-то учиться. Кто-то отдыхать. Возьмём для примера тех, кто посещает знаменитые места в туристических целях.

Миллионы людей жаждут приобщиться к прекрасному. Не только «наши», но и американцы, немцы, японцы, в общем — дети разных народов. В том же Лувре залы и коридоры запружены толпами многочисленных туристов из всех стран мира. К знаменитой Джоконде не пробиться, посетители стоят стеной.

Но вы думаете, все они любуются загадочной улыбкой Моны Лизы? А вот и нет! Абсолютное большинство туристов на картины и статуи даже не смотрят. Они старательно делают селфи «Я на фоне Джоконды» для последующего размещения в социальных сетях.

Посетители музеев метеором проносятся по залам, чтобы успеть запечатлеть себя любимых на фоне самых знаменитых шедевров. Естественно, что на сам осмотр времени уже не остаётся… Я уверен, если у всего этого многонационального скопища «ценителей прекрасного» отобрать мобильники с селфи-палками, запретив строго-настрого фотографироваться, большинство из них вовсе не слезут с домашнего дивана перед телевизором ради какой-то там нелепой зарубежной поездки.

По сути, в наше время для большинства населения главной побудительной причиной, толкающей в путешествия, стало острое желание разместить тщеславный фотоотчёт об этом путешествии в социальных сетях! Не желание увидеть и познать мир, не стремление познакомиться с шедеврами мировой культуры, стать лучше, умнее, образованнее, но исключительно лишь жажда заработать больше «лайков» под своей физиономией, отснятой на фоне Моны Лизы.



А как же духовные запросы населения? Они прекрасно отражены посредством популярных масс-медиа: «Скандалы! Интриги! Расследования!». Миллионы индивидуумов страшно озабочены крайне животрепещущими вопросами: интимные подробности бракоразводного процесса комика Петросяна, чем болеет певица Пугачёва, какие секреты скрываются в грязном белье артиста Джигарханяна, а также прочие столь же важные проблемы…

Только не надо успокаивать себя старой и уже набившей оскомину присказкой: «Не мы такие, жизнь такая». Нет, родные. Потому и жизнь у нас, мягко говоря, несовершенная, что ВЫ, господа, ТАКИЕ… Такие пошлые, лицемерные, эгоистичные.

Что такое СЧАСТЬЕ?

Будем предельно откровенны и честны перед самими собой. Чего жаждет абсолютное большинство наших замечательных современников всех возрастов, наций и различной половой принадлежности? Жаждут они поменьше работать и побольше получать на халяву подарков от жизни. Жаждут валяться на мягком песочке и лениво нежиться в тёплой водичке. Жаждут много и вкусно жрать, спать, сношаться и снова жрать… Как сладко поют в рекламе «ведь вы этого достойны»!

Или, скажете, я не прав? Только чем же отличается это счастье для большинства от желаний и «мечт» обычной, среднестатистической свиньи…



Один мой знакомый как-то глубокомысленно изрёк, что «надо дать человеку то, чего он хочет, чтобы у него всё было и тогда человек будет счастлив». Но мы также знаем, что, как правило, человек — это такое животное, которому сколько не дай, всё будет мало.

Дашь человеку необходимое, ему захочется достатка. Дашь достаток — захочет богатства. Дашь богатство — захочет роскоши. Дашь роскошь — захочет изысков. Дашь изыски — возмечтает о безумствах! Человек — это такая ненасытная прорва, что нет для него пределов насыщения. И как тут быть? Зависть, жадность и эгоизм — вот три тёмные змеи, которые иссушают и опутывают душу всякого человека. И насколько успешно мы можем и хотим противостоять этим гадам, есть свободный выбор каждого из нас.

Что давала система советского просвещения?

Массовый человек любит тысячу вульгарных вещей обывательской, эгоистичной жизни, внешний блеск и бесконечные удовольствия плоти. Радость духовного поиска, не сочетаемая с физическим наслаждением тела, обычно не занимает большого места в его сознании.

Конкордия Антарова писала:

«Чтобы началось в человеке развитие его тончайших духовных сил, необходимо, чтобы свойственное всем — от дикаря до высокой степени культурного человека — первоначальное чувство вкуса перешло в утончённое нравственное чувство».

Но чем реальнее для человека становятся нравственные сокровища, которые он начинает любить, тем дальше он поднимается по лестнице духовной культуры. Но к этому нужно стремиться, работать над собой. Для интеллектуального и духовного роста, своего развития нужно ежедневно и всегда совершать некоторое насилие над собой, над собственной инертностью и ленью.

Но это трудно и скучно. Деградировать проще и веселее, нежели неустанно развивать и совершенствовать себя. Катиться вниз с горки всегда приятнее, чем медленно и трудно, преодолевая слабость и усталость, неуклонно подниматься вверх.

При всех своих недостатках, Советская власть создавала все условия для духовного роста советских людей. И правом самостоятельного, свободного выбора каждого было либо воспользоваться этими условиями, либо с презрением пренебречь ими. Вот пример из недавних комментариев к моим прошлым «Заметкам…»:

Светлана Г.: «Рабочий посёлок на Урале, до 90-х годов, функционировали — ДК, музыкальная, художественная школа, бассейн, библиотека, вечерняя школа и три общеобразовательных, техникум и ПТУ, станция юных техников, кинотеатр, детская библиотека. После 93 года... разруха»

И вот ответ, прекрасно иллюстрирующий неоднозначную ситуацию:

Анастасия Е.: «Света, ну если вспоминать про тот рабочий поселок, в котором всё функционировало до 1993 года, то почему там никто ничего не читал и ничем не интересовался? Сама знаешь! На нашу семью смотрели как на инопланетную, потому что: "Всё что нужно по школьной программе у вас есть в домашней библиотеке? А зачем?"»

У большинства советских людей имелись реальные возможности для повышения своего культурного уровня, которыми они зачастую просто пренебрегали. Так стоит ли в этом кого-то винить? Считаю, что меньше всего в этом была виновата советская школа, которая последовательно приводила упирающегося осла на водопой. Но упрямое животное, так же последовательно и твердолобо, чаще всего, отказывалось пить.

Кто виноват?

Бес материального стяжательства, затоптавший тягу к духовной культуре, пленил не только рабочие слои общества, но и интеллигенцию. В далёком уже 1988 году в составе группы молодых учителей латвийских школ я совершил туристическую поездку в Болгарию. Мне кажется, я был тогда единственным, кто не вылезал из музеев, и потому остальные члены нашей группы смотрели на меня, как на малахольного. Все приличные туристы (учителя!) рыскали лишь по магазинам и кабакам.

Пока не началась горбачёвская Перестройка, благосостояние людей в Советском Союзе медленно, но неуклонно росло. Конечно, имелся товарный дефицит, всех доставали повсеместные очереди, и это была серьёзная, возмутительная проблема. Но, отнюдь, не КАТАСТРОФА. Помните, как в старом неприличном анекдоте: «Да, ужас… Но не УЖАС! УЖАС!! УЖАС!!!». Однако в сознании советских граждан интересы материального достатка всё сильнее вытесняли остальное. И это имело место не только у нас в стране.

Профессор Сергей Кара-Мурза, долгое время проработавший на Кубе, отмечает там появление уже в 70-е гг. нового поколения молодёжи с новыми материальными запросами.

Он пишет, как пришёл однажды на элитный кубинский пляж, некогда доступный для посещения лишь избранным:

«Сидит группа подростков-негров, из "низов общества", крутят магнитофон и на чём свет стоит ругают Кастро — магнитофон у них ленточный, а у какого-то приятеля, уехавшего в США, кассетный. Подсел ко мне старик, убиравший пляж, тоже негр. Расстроен ужасно. "За них ведь боролись, — говорит. — Раньше они вообще на этот пляж войти не могли. А теперь сыты, учатся, работой будут обеспечены — так магнитофон плохой. Вот свиньи"».

Рассказы об отсутствии «многопартийности, свободы и демократии», а также воспоминания про «ужасный тоталитаризм» в СССР как причины гибели советского общества — это байки для наивных несмышлёнышей.

Человечество в массе своей есть сообщество элементов, мечтающих в своём подавляющем большинстве лишь жрать и сношаться, причём побольше и почаще! Это относится и к Америке, и к Европе, и к Азии, т.е. это явление повсеместное, вненациональное.

Человеческая суть везде одинакова, и современная массовая культура премного способствует тому, чтобы эти замечательные низменные качества развивались в наибольшей степени, превращая человека в скота, одержимого лишь низменными инстинктами.

И что меняет суть вопроса, если этот примитивный скот считает себя креативной личностью, модно одет, умеет пользоваться мобильным телефоном и служит в солидной фирме?

Попытка в советском обществе через школьное образование и просвещение воспитать человека высших нравственных и моральных качеств потерпела неудачу не потому, что школа была плоха и система образования ущербна, а потому, что она вступила в противоречие с основными и самыми низменными человеческими инстинктами и качествами (эгоизм, корысть, зависть, жадность, похоть).

Их можно было преодолеть, но для этого требовалось от самого индивидуума воля и желание подниматься вверх. И один человек может привести осла на водопой, но даже десять не смогут заставить его пить.
 
Миллионы советских ослов не захотели становиться людьми. Катиться вниз гораздо веселее и проще!

Чем быдло отличается от человека?

Главное отличие скота от человека заключается в том, что Человек ради своих ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ готов поступиться своей личной корыстью. Иногда, чтобы сохранить высокое имя Человека, люди готовы были отдать свою жизнь…

Быдло — это не всегда грязный маргинал с тремя извилинами в голове. Гораздо страшнее те представители этой породы человекоподобных существ, которые имеют преуспевающий, даже лощёный вид, занимают завидные должности и авторитетные позиции в социальном рейтинге. Но быдло не перестаёт быть быдлом, даже если оно по недоразумению считается представителем творческой интеллигенции, известной киноактрисой, видным литератором или влиятельным политиком.

Лишь тогда скот становится Человеком, когда он сам этого желает, когда он сам искренне стремится к этому. Можно, конечно, дрессировать скотину палкой, но этот метод плох тем, что стоит только жёсткому контролю цивилизации немного ослабнуть, как дикарь снова, с великой охотой и удовольствием, возвращается в своё первобытное состояние.

Во всех странах мира, где практикуются традиционные массовые распродажи, шопоголики бьются не на жизнь, а на смерть, стараясь заполучить товары со скидкой. Кажется, ни одна «чёрная пятница» ещё не обходилась без драк...

Почему проиграла советская школа?

Сейчас для многих принято дежурно демонизировать советское время. Ещё бы, vae victis — «горе побеждённым»! Но почему бы не попытаться вникнуть в суть проблемы? Лень мешает или же стереотипы сознания?

Мне смешно и неловко читать, когда вроде бы неглупый человек пишет, что советская школа

«воспитала безропотных рабов и абсолютно равнодушных людей. Кстати, в 70-е и 80-е годы в среде советской интеллигенции уже разворачивалось осторожное обсуждение пугающей тенденции. Кратко её обозначили как "безгражданственность". То есть отсутвие желания участвовать в делах общества, духовная лень, пассивность и равнодушие».

Оказывается, советская система образования «подавляла инициативу и стимулировала равнодушие».

На самом деле, советское образование не «стимулировало равнодушие», оно просто не сумело преодолеть, сломить равнодушие.
 
Именно в этом и состояла его фундаментальная проблема. Свойственные нашим людям три страшных Б, которые так и не смогла перебороть гуманная советская школа: безалаберность, безответственность, безразличие.

Огромная масса индивидуумов просто не желает утруждать свой мозг, не желает думать. Не желали тогда, в советское время, не желают и теперь, при торжестве «свободы и демократии». Они не желают прислушиваться даже к голосу собственной совести.



Человек, который смеет утверждать, что советская школа «воспитывала безропотных рабов», столь же инфантильно наивен, как тот господин, который по своей лени и безалаберности, из-за отсутствия должного технического обслуживания, угробив хороший автомобиль, стоит теперь над обломками и возмущённо критикует инженеров, создавших столь «никчёмный и скверный агрегат». Признать свою вину, конечно, непросто. Но это надо сделать, если мы хотим по-настоящему преодолеть ошибки прошлого.

Советский Союз прикончили не системные проблемы, не работа западных спецслужб и не предательство «высшего руководства КПСС и КГБ, отдавших американцам ключевые рычаги управления государством». Не заговорщики-масоны, не зловредные инопланетяне и не Баба-Яга…
 
Советский проект пал из-за того, что многомиллионное население страны элементарно предпочло материальное богатство тем духовным и нравственным ценностям, которые были положены в основу построения советского общества.
В основе советского проекта лежал высокий Идеал построения совершенного мира, в котором мерилом ценности каждого человека являлось бы не его материальное состояние, но его моральные и человеческие качества. В этом обществе человек должен был неустанно трудиться над своим духовным и нравственном совершенством.

Этот идеал, за редким исключением, предали все... Практически всё многомиллионное население страны. Рабочие, творческая и техническая интеллигенция, военные, работники правоохранительных органов, офицеры спецслужб, партийная и управленческая номенклатура. От высокого идеала, декларируемого в самом принципе существования компартии, отреклось высшее руководство КПСС.

Именно потому, что вся идеология советского строя основывалась на идеальных воззрениях о лучших человеческих качествах, по сути, на идеалистической Вере, пускай коммунистической, эта идеология оказалась столь хрупка и ранима.

Её, чавкая, пожрал грубый эгоистический материализм. Вспомните старый фильм «Коммунист», где главный герой готов был пойти на любые муки, даже на смерть, ради людей и во имя людей… Пока были такие коммунисты, искренние, честные, самоотверженные, страна оставалась несокрушима.

Но по мере того, как уходило старое поколение, и вера в высокие идеалы сменялась верой в торжество материального достатка и коммерческой выгоды, всё стало зыбким и непрочным. По сути, всё решало наличие критической массы тех, кто готов был поступиться личным ради общего блага. Но таких идеалистов с каждым годом становилось всё меньше. Нить истончилась, и советский проект рухнул в пустоту…

И тогда, в конце 80-х гг. имелись честные, благородные люди, искренне любившие свою страну. Имелась и кучка подонков, жаждавших её гибели. Но главное, наличествовало многомиллионное «болото», от воли и мнения которого в тот момент зависело, куда и как мы все пойдём. Жадное, равнодушное болото свой выбор тогда сделало…

В 60-е годы в стране повсеместно вёлся знаменитый спор «физиков и лириков». До хрипоты, до драки решали тогда, кто важнее для общества. Спор был благополучно разрешён через тридцать лет. Оказалось, что важнее всех — перекупщики-спекулянты. Если не все, то очень, очень многие захотели любой ценой денег и власти.

Я прекрасно помню, как тогда на каждой кухне, каждый вечер шло бесконечное нытьё о том, как всё плохо «тут» у нас и как восторгательно «там» у них. Брызгая слюной, спорщики вопили друг другу:

«А вы знаете, сколько ТАМ получает инженер (учитель, рабочий, офицер)?!».

Популярная группа «Кино» будоражила сознание песней «Перемен, мы ждём перемен!». Все жаждали свободы, демократии и наличия порнографии в свободной продаже. Каждый мысленно примерял себя на роль обеспеченного господина, владельца виллы, роскошного автомобиля и молоденькой сожительницы.

Те, кто призывал к разуму, к совести, те, кто апеллировал к нравственным ценностям, нещадно осмеивались. Они становились посмешищем в быту, их нещадно критиковали с экранов телевизоров. С тех пор прошли годы, и многое теперь видится несколько иначе, чем тогда. Но поезд ушёл…

И нечего тут, господа из поколения бывших советских людей, ностальгически теперь скулить по утерянному раю. Как говаривала моя прабабушка: «Бачили очі, що купували — тепер їжте, хоч повилазьте». Всякое предательство должно быть по достоинству оплачено, даже если оно совершалось в многомиллионном сообществе таких же охотников за сладкой жизнью.


Для нормального пляжного отдыха "человека массы" — ничто не помеха!

Беда советского образования

Советская система образования хватала варвара за волосы и тащила его к знаниям, к культуре, к духовному росту. Варвар же, между тем, визжал, царапался и плевался. И стоило этой цепкой хватке ослабнуть, как варвар с радостным хрюканьем тут же плюхнулся в грязную лужу и принялся резвиться в своё удовольствие, проклиная тоталитаризм и восхваляя долгожданную свободу.


И в советское время имелись плохие учебные заведения, слабые ученики и скверные, бездушные учителя. Но при всех своих недостатках, советская система просвещения создавала условия, при которых каждый мог сделать свой выбор: воспользоваться данными ему возможностями для саморазвития или же слить всё это в унитаз, предпочитая нехитрые радости животного существования.

И не потому старшеклассники вырастали равнодушными, что комсомольские собрания были формальными, а ровно наоборот. Формализм рождался ОТ всеобщего равнодушия и пофигизма. От мыслей и фраз: «А почему Я?! А что, мне больше всех надо? Меня это не касается…».

И вместо того, чтобы каждому на своём месте стремиться себя и окружающий нас кусочек пространства сделать чуточку светлее, чище, лучше, большинство людей старается «быть как все», т.е. соответствовать социуму: «Отнюдь, я такое же быдло, как и вы…». Ведь катиться всем вместе вниз гораздо веселее и приятнее, чем подобно Данко из рассказа М.Горького своим пылающим сердцем освещать людям дорогу из мрака болот…

Поймите меня правильно. То, о чём я теперь пишу в этих «Заметках…», есть не злопыхательство и не злословие по поводу «вырождающегося человечества». Это крик моей израненной души…

Один из читателей, Владимир П., написал:
 
«Сейчас множество истинно свободных людей — путешественников, дауншифтеров, фрилансеров, всяческих неформалов... Есть активисты-поисковики пропавших, есть активисты защиты русских школ и — шире — прав нацменьшинств...

В моё время активисты прели на комсомольских собраниях или на пионерских слётах. Ну изредка макулатуру-металлолом сдавали... А потом легко вырастали фарцовщиками, путанами — валютными или райкомовскими...

На удивление много сейчас пассионарных вершителей добрых дел. Хотя им давно не дудят горны и никто их не гонит стричься, менять мини-юбку на старушичий балахон.

Сами выросли в обществе нравствено инвалидном — а поди ж ты... Это ещё 30 лет не прошло, как гигнулся "самый гуманный строй". Теперь вот новые интернет-сообщества помогают творить добро... Хотя и зло тоже... Это по вкусу. У советской школы были вершины, но они давно пройдены
».

Совершенно верно, дорогой Владимир! Достойные люди есть, их немало, что оставляет надежду и заставляет верить, что не всё ещё в этой жизни потеряно. Но только, немного перефразируя знаменитые слова В.И.Ленина:

«Узок круг этих людей. Страшно далеки они от многочисленного народа».

Заключение

Вот уже более десяти лет мы, группа соратников, в окрестностях бывшего Саласпилсского лагеря (крупнейшего гитлеровского концлагеря на территории Прибалтики), сохраняем и поддерживаем в порядке могилы жертв нацизма. В своё время мне удалось обнаружить несколько подобных братских захоронений на старом Саласпилсском гарнизонном кладбище, где в годы войны гитлеровцы скрывали свои преступления.


Неонацистский погром на гарнизонном кладбище, 2012 год.

В мае 2012 года, на старом Саласпилсском гарнизонном кладбище, где нами были перезахоронены найденные при расчистке леса, останки узников, неизвестные подонки устроили погром.

Крест с надписью «Светлая память мученикам Саласпилса» оказался выдернут из могильной насыпи и разломан на части. Его разбивали о старинное солдатское надгробие с такой свирепой яростью, что камень треснул, и от него откололось несколько кусков. Могилу топтали ногами, цветы были вырваны, вазы и стеклянные подсвечники — разбиты.

Кому-то память о преступлениях нацизма нестерпимо жжёт глаза. Я постарался придать этой истории максимальный резонанс. Об этом немало писали в прессе, говорили на радио, снимали телерепортажи. Мне тогда многие звонили, возмущались.

Люди говорили: «Игорь, обязательно организуй субботник! Мы должны не только привести это место в порядок, мы должны выразить своё отношение к этому неонацистскому вандализму!»

Субботник я объявил, ожидая, что уж точно в лес прибудут сотни, а может быть и тысячи неравнодушных людей. Приехало пятнадцать человек… Из них — двенадцать наших активистов, которые и так, регулярно и безотказно, поддерживают меня в этой работе. Без комментариев…

СВЕТ И ЛЮБОВЬ ВСЕМ!

P.S. Дорогие, возлюбленные читатели, мы не успели поговорить о конкретных недостатках советского образования. Надеюсь, успеем это сделать в будущем.
 


Часть третья

Часть четвёртая

Часть пятая

Часть шестая

Часть седьмая






 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Заметки бывшего учителя. Часть седьмая

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Как политизируется болонский процесс

Владимир Мироненко
Беларусь

Владимир Мироненко

Публицист, художник

Реквием по мечте

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

ДУХОВНОСТЬ И КОЛБАСА

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.