О душе подумать

16.10.2018

Вячеслав Бондаренко
Беларусь

Вячеслав Бондаренко

Писатель, ведущий 2-го национального телеканала ОНТ

ВРЕМЯ МУДРОСТИ

На наших глазах творится История, и не только церковная

ВРЕМЯ МУДРОСТИ
  • Участники дискуссии:

    44
    344
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад



Вечером 15 октября 2018 года внимание миллионов людей во всем мире было приковано к зданию Минского епархиального управления, где проходило заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Скептики язвили по поводу того, что никаких «толп верующих» у здания не наблюдалось, и следовательно, событие — дутое, никому не интересное... И, как всегда, скептики были неправы.
 

Да, действительно, основную массу ожидающих решения Синода составляли журналисты. Да и у Свято-Духова собора, куда вечером 13 октября прибыл Патриарх Кирилл, стояла вовсе не многотысячная толпа — на «Классику у Ратуши» собирается куда больше минчан, не говоря уж про «Рок за бобров». Но это — тот самый случай, когда много званых, но мало избранных.

Все, кто наблюдал за тем, как Патриарх благословляет собравшихся, как выходит к людям сосредоточенный, собранный митрополит Иларион, понимали — на их глазах творится История, и не только церковная.






Митрополит Иларион: Священный Синод принял решение, которого требовали каноны Православной Церкви.
 


Сенсаций не случилось: Русская Православная Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольской.

О том, что Синод примет именно такое решение, эксперты уверенно говорили и раньше (правда, предрекали и куда более крутой ход: анафему патриарху Варфоломею, чего не случилось). Но теперь это свершившийся факт, уже вписанный в анналы истории Церкви. И факт, во многом определяющий дальнейшее развитие событий.
 


Внешне все выглядит довольно-таки локально: священнослужители РПЦ «всего лишь» не могут совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, иерархи и священники не могут служить вместе, верующие не могут причащаться в «константинопольских» храмах.

Однако за этими «нестрашными» частностями, мало что говорящими современным (как правило, не воцерковленным) людям, стоит большая политика. Ведь теперь, когда РПЦ и КП стали недругами уже официально и открыто, экспансия последнего на территории Украины может принять откровенно уродливые формы.
 


А жителей Беларуси, конечно же, волнует, продолжит ли Константинопольский патриархат свое наступление дальше. Ведь Андрей Кураев уже сподобился заявить о том, что отныне территория Беларуси как бы и не подотчетна Московскому патриархату, и этому голосу тут же радостно подтянули десятки других — явно в надежде на то, что Фанар прислушается и двинет свои «танки» на Минск.


Но обо всем по порядку.

Относительно Украины — ситуация там, на самом деле весьма острая, все же позволяет надеяться на лучшее. Анонсировавшиеся на 14 октября захваты Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской лавр, к счастью, не состоялись, хотя обстановка вокруг них была более чем накаленная.





Но пока сторонники автокефалии пошли по пути «кагора на майдане» и митингов, куда людей сгоняли по разнарядке. Видимо, Порошенко все-таки подсказали, что если на Украине польется кровь еще и по «православному» поводу, призрачная надежда на новый президентский срок растает окончательно. Поэтому хочется верить, что и в дальнейшем до серьезных столкновений дело все-таки не дойдет — их притормозят на государственном уровне.

К тому же никаким томосом из Константинополя так и не запахло, а «патриарх Киевский и всея Украины» Филарет, к чьей фигуре всерьез относятся разве что его ближайшие соратники, после решений Фанара оказался, мягко скажем, в идиотском положении и теперь будет вынужден суетливо «легализоваться» хоть в каком-то качестве. А значит, и никакой особой победы для сторонников «украинского православия» нет. Щеки раздувать можно сколько угодно, но ведь все всё понимают.


Тем более нет поводов для радости и у сторонников автокефалии Белорусской Православной Церкви. Для подобного сценария в Беларуси нет ни малейших предпосылок — БПЦ является неотъемлемой структурной частью РПЦ, хоть и пользующейся широкой самостоятельностью, и твердо обозначила позицию с самого начала, выступив против какого бы то ни было раскола.

А главное — в Беларуси отсутствует дублирующая православная структура — условно говоря, «Белорусская Православная Церковь Минского патриархата» во главе с неким «патриархом Минским и всея Беларуси».

Ведь на Украине эта мина замедленного действия появилась «благодаря» одному-единственному человеку — Филарету Денисенко, который был одним из основных претендентов на пост Патриарха Московского и всея Руси в 1990-м. Проиграв Алексию II, свою обиду он выразил, мягко скажем, оригинальным способом — объявил патриархом сам себя, вполне в духе «парада суверенитетов». Причем нарушив клятву, данную в Москве — вернувшись в Киев, немедленно подать в отставку.

Филарета отлучили от Церкви и анафематствовали (для православного человека это высшее наказание), но «патриарх» на это просто наплевал с высокой лаврской колокольни — ему важна была власть.

 

 

 
В 1992 году Филарет (Денисенко) покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из Поместных православных церквей. Лишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году. В июне 2018 года обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею и Синоду Константинопольского патриархата с просьбой признать анафему, наложенную на него Московским патриархатом, недействительной. 11 октября 2018 года Синод Вселенского патриархата в Константинополе анафему с Филарета снял...
 



Сработала эта «мина» в полной мере только сейчас. И только сейчас понятно, как же повезло Беларуси, что в ней в 1990-м был совсем другой Филарет — мудрый во всех смыслах слова митрополит Минский и Гродненский (с 1992 г. Минский и Слуцкий) Филарет (Вахромеев)!

Конечно, в рядах священнослужителей БПЦ есть люди разных взглядов — в том числе и те, кто, наверное, не был бы против освободиться от «московского контроля». Но вести речь о том, что они составляют в рядах Белорусской Церкви некое мощное «крыло», было бы явным преувеличением.

Модернизм, неообновленчество, стремление приспособить Церковь под «вызовы современности»?.. Да, но не раскол и не заговор.

Речи о том, чтобы осуществить некий переворот в рядах БПЦ или создать параллельную структуру, претендующую на легитимность, не идет. А значит, все разговоры об автокефалии — не более чем пустое сотрясание воздуха и, что называется, нагнетание обстановки.
 


Таким же «шумом в лесу» являются и разговоры о том, что территория Беларуси теперь, дескать, подпадает под юрисдикцию Константинополя. К реальности это имеет примерно такое же отношение, как претензии иных землян на лунные участки. Да, их можно купить за сколько-то долларов, и тебе даже выдадут бумагу с печатью о том, что у тебя на Луне есть земля… в смысле, луна. А дальше что?.. Да в том-то и дело, что — ничего.
 



Но самое печальное, пожалуй, даже не во всех вышеперечисленных обстоятельствах, а в том, что за шумящим лесом все меньше и меньше видны отдельные деревья.

Увлекшись рассуждениями о томосе и меряньем легитимностями, легко позабыть о тех, из которых и состоит любая Церковь — о ЖИВЫХ ЛЮДЯХ. Украинцах, русских, белорусах — а ведь Православная Церковь является родной и для болгар, сербов, румын, греков... И всем, для кого Минское заседание Синода было не отвлеченной говорильней, а судьбоносным совещанием, сейчас больно.

Больно оттого, что крошатся людские судьбы, судьбы отдельных храмов, отдельных священников. Что чудовищная трещина, прошедшая через Украину, не зарубцовывается, а продолжает углубляться. Что клин теперь пытаются вбить и в тело Беларуси. Кто? Конечно же, те, кто наварится на людском горе, кто уже потирает руки в ожидании гешефта. Кому война, а кому мать родна. Такие всегда найдутся.

Но — для них ли разговоры о Боге?.. Конечно же, нет. Религия для них — только повод для стравливания людей между собой. Они хотят видеть нас тупыми, жестокими, закосневшими в гордыне и готовыми ради этой гордыни рвать своих братьев на части. А потом хвалиться тем, что «наш» Бог — получше соседского.

Будем же мудрыми. Не допустим этого.
  

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Благословение на раскол

Почему автокефалия Украины угрожает мировому православию

Андрей Бабицкий
Россия

Андрей Бабицкий

Российский журналист

Четвёртому не бывать

Раскол может пойти дальше отношений Москвы и Стамбула

Дмитрий Мануильский
УССР

Дмитрий Мануильский

IT-специалист

Украина разжигает новую войну

Священную

Игорь Марзалюк
Беларусь

Игорь Марзалюк

Доктор исторических наук, политик

Евросоюз не может быть альтернативой для Беларуси

Я не верю!

Ученые - о миролюбии белорусской историографии и о величайшем событии нашей истории ХХ века

И я надеюсь,что умру раньше,чем Латвия станет агрессивно латышской,или совсем нищей страной,где невозможно выжить старику на пенсию.

Социальный расизм

В том-то и дело, что изначачально все как раз равны. Но, как только люд сбивается в толпу, тут же происходит расслоение. Что интересно, постоянные пропорции соотносятся с данными д

Черемош

А что тут не понять? Если людям удобнее не особо общаться, то, что, их силой заставлять? Я против этого категорично. Слабые потуги при СССР были, но, естественно, провалились.

Если все же война, или "В случае конфликта Эстония или Латвия встретит гостей цветами"

Забудьте уже о каких-то там улусах. Монголы о них уже сотни лет не помнят, а вы всё всякую антиисторическую хрень тут талдычите.

Воссоединение республики: как белорусские крестьяне мстили польским панам

Хорошая статья. Она вносит живую струю в абстрактную историю, в отвлеченные рассуждения о событиях осени 1939 года. Такова была жизнь со всеми ее светлыми и темными страницами.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.