Есть тема

09.09.2020

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

ВО ЧТО ВЕРИТЬ?

ВО ЧТО ВЕРИТЬ?
  • Участники дискуссии:

    29
    141
  • Последняя реплика:

    12 дней назад


Помню, как один эстонец говорил мне: нас, мол, в несвободное советское время заставляли верить в то, что радио изобрёл Попов. Сегодня я живу в свободной Эстонии и верю, что радио изобрёл Маркони. Аргумент нехитрый, как комбинация из двух пальцев. Меня он тогда глубоко умилил и продолжает умилять до сих пор. Особенно в свете того, что свободные эстонцы красноречиво убеждают весь мир в том, что они изобрели марципан и открыли Антарктиду. Это не мои домыслы, а записи чёрным по белому из современных эстонских путеводителей и туристических буклетов.

Про Антарктиду — то вообще их, президентское. А не замахнуться ли нам на Лазарева и Беллинсгаузена?..

Риторика о том, что «нас кто-то притеснял, заставлял, принуждал» не выдерживает никакой критики. Всё это словесная эквилибристика, которая вписана в сознание человека ещё в те годы революционно-сепаратистского озарения. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя.

Как перетянуть индивида на сторону цветной революции — вторгнуться в концептополе «свой» / «чужой» и перевернуть всё с ног на голову. Раньше Гагарин, Попов, Ленин были нашими — теперь они чужие. Раньше все вместе дружно, аккумулировав коллективную волю и максимально проявив организационные способности, провели интернациональную Олимпиаду в советском Таллине на средства из госбюджета — а сейчас Эстония является мировой олимпийской державой, на которую парусная регата свалилась как манна небесная.

В наших краях то же самое. Латышские школьники отказываются верить в то, что здание, где сейчас располагается Национальный театр, изначально строилось для Второго городского (русского) театра и в нём блистали выдающиеся дореволюционные актёры, а замечательный русский антрепренёр Константин Николаевич Незлобин, пригласивший в Ригу не менее замечательного режиссёра Константина Александровича Марджанова, вывел наш главный лифляндский театр на высочайший уровень. Этого не может быть потому, что в центре Риги не может быть ничего русского. А даже если так и было, то нас это не интересует, потому что это была не независимая Латвия, а чужеродная для нас Российская империя.
 
И попробуй в таком случае возразить: ни клином, ни обухом не перешибить этих убеждений, намертво вросших в сущность человека.
Ещё мало кто поверит в то, что младолатышское движение — это вообще из рода фантастики — было инспирировано и поддержано санкт-петербуржской высокопоставленной аристократией, и образованным латышам, пламенно писавшим о своих правах в столице Российской империи, власти зажигали зелёный свет.

Что генерал-губернатор Прибалтийского края Александр Аркадьевич Суворов помог будущему светилу фольклорного собирательства Кришьяну Барону закончить гимназию вопреки жестокому противодействию остзейских баронов.

Что о бесправном положении лифляндских крестьян откровенно писал правдоборец-правозащитник Юрий Фёдорович Самарин, за что подвергся порицанию и заключению в Шлиссельбургской крепости.

Что личную протекцию Кришьяну Валдемару оказал филолог, просветитель, этнограф Владимир Иванович Ламанский, а потом и великий князь Константин Николаевич, благодаря которым будущий писатель и мореплаватель стал видной фигурой в латышском национальном пробуждении. Много можно продолжать о том, во что не поверят. Потому что это не укладывается в голове.
 
Налицо парадокс: есть непреложный факт, но веры в него нет, потому что человеку предлагают готовую интерпретационную матрицу, которую закладывают в голову, а потом постоянно унавоживают уже подготовленную почву.
Отсюда и вера во что угодно, вплоть до великих укров, но отсутствие ощущения связи с подлинно великим прошлым, от которого нововерцы отказываются добровольно, не испытывая никакого эмоционального дискомфорта. Зачем нам аллея Космонавтики, если мы в Риге никогда не имели отношения к космосу (это всё советская пропаганда), а улица Дудаева… — да, личность, говорят, смутная, но он за свободу и независимость боролся.

Конечно, всему этому учит семья и школа. Но не только. Технологи со стороны грамотно и умело направляют трансформацию сознания в нужное русло, чтобы народ поверил в квазиконцепты, в фантомы, отвергнув своё, родное, домашнее, по-настоящему достойное и великое. И вопрос «Во что верить» становится главным водоразделов двух противоборствующих систем.
 


Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

БЕЛОРУССИЯ: Как изменилось общество за 26 лет

Владимир Мироненко
Беларусь

Владимир Мироненко

Публицист, художник

Товарищ ракетчик

Александр Черевченко
Латвия

Александр Черевченко

Главный редактор газеты «7 секретов»

Незабываемое. Литературный «десант» в Закарпатье

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

День Победы Беларуси

Без вины виноватый

Брест. Вечер 23.09.2020.)

Латвия обещает IT-специалистам из Белоруссии «пряники», а о «кнутах» молчит

за то.

К чему приведет война флагов в Беларуси

Белорусы - НИЩЕБРОДАМИ-НАХЛЕБНИКАМИ (как мы) никогда не были и не будут, уж поверьте, хотя..... при 300% прибыли, они кому хошь башку свернут, а уж ради ЕС ХАЛЯВЫ...наверняка.

Как Юра Дудь сгонял в Польшу врагов своей Родины рекламировать

300 лет ТОЧНО ничего не отдавали, а просто вернули своё, я про латгалов, которые уже были Государством, когда Вашей Москвы ещё и планах НЕ БЫЛО. Это так, для информации. Почитаете

Остаться нельзя вернуться

800 лет....тонко подмечено, именно тогда скончалась Королева Швеции, мать князя Владимира Полоцкого, после смерти его отца, вышедшая замуж вторично за Короля Швеции. Так Вы знаток

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.