Витебский театр имени Якуба Коласа чествует гитлеровцев

На деньги госбюджета

 



Нет в нашем прошлом более кровавой и жуткой страницы, чем Великая Отечественная война. Столько смерти, боли и разрушений принесла она Беларуси, навсегда оставила рубец на её теле. В глазах высшего руководства Третьего рейха день 22 июня 1941 года был началом конца для всех народов СССР, не исключая и белорусов.
 




«Cкопление животных», «cлавянское семейство кроличьих» (Vogt M. Herbst 1941 im „Führerhauptquartier“. Berichte Werner Koeppens an seinen Minister Alfred Rosenberg, Koblenz 2002, S. 43), «180-миллионная смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия» — такими нас видели верховоды Германии.

Целый пласт документов по подготовке генерального плана «Ост», согласно которому белорусы лишались своей этнической территории и превращались в рабов, «план голода» Бакке с призывом не проявлять «никакой поддельной жалости» к мирному населению на Востоке, приказ о неподсудности солдат вермахта за воинские преступления, полыхающие деревни, превращенные нацистами в руины города, уничтоженные ими гетто — обо всём этом известно любому образованному человеку.

Однако и сегодня в Беларуси находятся люди, которые восхищаются гитлеровцами, и дату 22 июня воспринимают, судя по всему, «далеко неоднозначно»…
 

Конечно, гитлеровцам было бы проблематично претворять в жизни свои планы без местных предателей-полицаев, готовых по свистку своих хозяев, не моргнув глазом, убивать своих соседей, друзей, родственников, невзирая ни на возраст, ни на пол.

Стоит ли напоминать, что одно из самых жутких и леденящих душу преступлений той войны — сожжение Хатыни — было совершено именно коллаборационистами?

 

Впрочем, в современной Беларуси находятся люди, выражающие симпатию лицам, добровольно надевшим на себя повязку со свастикой. И доцент исторического факультета БГУ Зинаида Антонович не одинока в своих взглядах.

9 марта этого года актёры витебского Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, государственного учреждения, посетили могилу одного из самых плодовитых нацистских публицистов времён оккупации Франтишка Олехновича (1883–1944).



Актёры театра на могиле гитлеровского пособника
 
 

В 1942–1944 годах Олехнович был главным редактором пропагандистской газеты «Беларускі голас» («Biełaruski hołas»), издаваемой латинским шрифтом. На её страницах мы встречаем хвалы «правадыру Нямеччыны Адольфу Гітлеру», звериный антисемитизм, русофобию и полонофобию, похвальбы «новому порядку» и оккупационному режиму — традиционный набор для коллаборационистской прессы. Печатался Олехнович и в одиозной «Беларускай газеце».



 

Газета, которую редактировал Франтишек Олехнович



 
По данным кандидата исторических наук Сергея Жумаря, Олехнович входил в число самых
пишущих журналистов «Беларускай газеты»
 



В своих воспоминаниях, опубликованных ещё при жизни в оккупационных изданиях, «выдатны дзеяч» не скрывал своей ненависти к «жыдзюкам»:
 


«Праз гэтыя апошнія дні, якія я патраціў на сваю падарожжу, Коўня яшчэ больш перамяніла свой вонкавы выгляд. На вуліцах поўна бальшавіцкага войска і — жыдзюкоў. Божа! Колькі іх тут! Ці затрымаешся, каб спытацца, як прайсьці на нейкую вуліцу, ці пачнеш таргавацца з хурманшчыкам, — усюды навокал цябе цікаўныя, што нахальна глядзяць у вочы, маладыя сыны Ізраіля, што напіраюць на цябе. Адчуваеш сябе як ува сьне, калі хочаш уцякаць ад нейкага страхацьця, а яно цябе не пускае, а ногі непаслухмяныя, ня маюць сілы адпіхнуць жудасьці; крычаць хочаш, а з горла вырываецца толькі цяжкі стогн. Але ад сну прачынаешся, а тут сон не спыняецца: усюды, на кажнай вуліцы, у кажным завулку ты бачыш сьпічастыя бальшавіцкія шапкі і жыдзюкоў, жыдзюкоў, жыдзюкоў… Куды падзецца?»
 


Этот предатель ещё подольёт масла в огонь Холокоста на страницах своей газетёнки, разжигая ненависть и прославляя «фюрера»…
 

Олехнович признавался, что его переполняла радость, когда он услышал о начале войны и о том, что бомбардировщики люфтваффе летят громить советские города:
 


«Цяпер мне стала ясна. Цяпер я паверыў. З радасьці я нават забыўся спытацца жыдка, хто ён і ад імя каго дае мне загад. Ці ня ўсё роўна? Самае важнае — вайна! Канец маіх мукаў, канец бадзячага жыцьця, я буду магчы вярнуцца ў сваю хату і жыць як чалавек. Ужо чырвоная нечысьць не дасягне мяне <…> Паявіліся на небе самалёты. Гэта былі нямецкія самалёты! Зь якой радасьцяй я ім прыглядаўся! Неўзабаве пачуліся гукі выбухаў. Гэта было для мяне найпрыгажэйшай мэлёдыяй, якую я чуў у сваім жыцьці…»
 

 

Националистическая историография, стремясь «отбелить» пособника нацистов, наплела мифы о том, что тот, дескать, в глубине души немцев не любил, состоял членом «Беларускай незалежніцкай партыі» (которая была такой «нелегальной» и «незалежніцкай», что курировалась абвером и готовила диверсантов батальона Дальвитц под руководством СС; источник: Piotrowski Т. Poland‘s Holocaust: Ethnic Strife, Collaboration with Occupying Forces and Genocide in the Second Republic, 1918-1947. London, 1998. P. 155), и якобы застрелен он был самими немцами, чему нет никаких подтверждений, кроме домыслов беглых полицаев.


Отдельный предмет воздыханий — «мученичество» Олехновича, пострадавшего от сталинских репрессий в 1920-1930-х годах.

Легендарного партизанского командира Василия Коржа и белорусского поэта Кузьму Чёрного пытали в застенках НКВД, семью подпольщика Константина Заслонова раскулачили и выслали на Кольский полуостров, отца Героя Советского Союза Петра Машерова расстреляли, оба родителя пионера-героя Марата Казея были репрессированы (впоследствии мать, оказавшись в оккупации, прятала у себя раненных партизан, за что была повешена немцами в 1942-м), пыткам и избиениям подвергались будущие маршалы Победы Константин Рокоссовский и Кирилл Мерецков.

Но эти люди не испытывали радости от гула геринговских самолётов и их души не грели пожары мирных городов. Они просто защищали свою Родину и будущее своего народа.

3 марта 1944 года Олехнович был застрелен в Вильнюсе (по одной версии советскими, по другой — польскими партизанами). Последний раз его пьесы ставились в Беларуси в 1943-м. Но Витебский национальный академический драмтеатр решил возродить славные традиции рейхскомиссариата Остланд, и теперь на главной сцене города (!) ставят пьесу нациста «Тень мысли нашей…», чтобы, как пишут на официальном сайте заведения, «обратить внимание общественности на имя драматурга и его творчество, содействовать его возвращению в белорусскую культуру».

По-видимому, возродить хотят ненависть к «жыдзюкам» и ностальгию по бомбардировкам детдомов, школ, больниц, жилых кварталов Минска.

Такую нелёгкую миссию взяла на себя ведущий мастер сцены театра Нина Обухова (страница в сети «Вконтакте», страница в Facebook). В спектакле «расово верного» драматурга играют актёры Наталья Аладко (страница ВК, страница в Facebook), Георгий Лойко (страница в Facebook), Ульяна Атясова, Роман Соловьёв.



 

Нина Обухова давно облюбовала могилу своего любимчика-нациста
 


Неудивительно, что сотрудники Витебского национального академического театра нашли взаимопонимание с «Таварыствам беларускай культуры ў Літве», которое помогло организовать постановку пьесы в Вильнюсе.

Это «Таварыства» занимается организацией встреч с Зеноном Позняком, с белорусскими наёмниками, поехавшими на Донбасс «набираться опыта» для «свержения диктатуры», называет создание белорусского гитлерюгенда в 1943 году (СБМ) «наиболее славным моментом нашей истории», а палача Вильгельма Кубе представляет как человека, который хотел передать управление оккупированной территорией «из немецких рук в руки белорусов».
 
Кроме того, эта почтенная организация обращается к мировой общественности с призывом «не признавать диктатора Лукашенко и его хунту», рассуждает о возможности «люстрации» чиновников.
 
И с этими «спадарами» плотно сотрудничает государственное учреждение за деньги, выделяемые из бюджета Республики Беларусь. Неплохой выбор администрации театра, не правда ли? Готова ли дирекция понести ответственность за то, что превратила драмтеатр в националистический притон гитлерофилов?
 
Чего ждать от витебского драмтеатра в будущем? Постановок «забытого советами немецкого драматурга Пауля Йозефа Геббельса»? Хороший был драматург: написал ещё до вступления в НСДАП «Иуду Искариота», «Генриха Кемпферта», «Борьбу рабочего класса», «Семя», «Странника». Только с постановками в ФРГ как-то не ладится. «Советское мышление», наверное, мешает…


 

Игорь Кононенко, «Телескоп»

Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    11 июля 08:36
    №1 Виктор Юрчик Беларусь
    Не сразу доходит, почему авторы подобных статей, с наслаждением цитируют, для своих потреб давно сгнивших в земле антисемитов? Ну есть же вполне актуальный материал, живые и действующие кадры, которые на весь мир, а это не аудитория даже витебского областного театрика (который кстати совсем не плох), а миллионы и миллионы, миллионы русскоязычных внимают перлам, например недавним Шевченко Максима Леонардовича -" Когда евреи будут в газовой камере, за них надо заступаться…Но не раньше…"(с) Стоит обратить внимание или лучше про басни из прошлого века?
     
    •  
      11 июля 14:09
      №3 Александр Збигневич Янович Виктор Юрчик (№1)
      Какой-то странный этот большевицкий "Телескоп"- смотрит только в одну сторону. Вики пишет: "по данным советской разведки, входил в руководство подпольной антифашистской Белорусской партии независимости (Беларуская Незалежніцкая Партыя), был начальником Виленского окружного комитета БНП и «правой рукой» ксёндза Винцента Годлевского — руководителя белорусского националистического подполья".

      Может дело в книге «В когтях ГПУ»? "По мнению некоторых исследователей является первым всемирно известным произведением, написанным арестантом о советских исправительно-трудовых лагерях".

      Поддержали: Виктор Юрчик
       
      •  
        11 июля 14:29
        №5 Виктор Юрчик Беларусь Александр Збигневич Янович (№3)
        Александр, очередная заказуха беларусофобов, которая естественно сыграет совсем противоположную, чем ожидают враги беларушчыны роль. Витебский театр - беларускамоўны, именно это приводит в бешенство беларусофобов. Мы это видим. Любой "знаток театра", скажет: "пьесы и рассказы Франтишка Алехновича, никакие не "фашистские", точно так же как и один из старейших национальных наших театров никакой не "наследник геббельса"". Что в "сухом остатке" - "Собаки лают, а мы - беларусы строим памяркоўна сваю Дзяржаву, як Лукашэнка кажа -" Без ляманту і гвалту"(с) :-)
         
        •  
          11 июля 14:44
          №6 Александр Збигневич Янович Виктор Юрчик (№5)
          Вы знаете, Виктор, меня давно уже не смущает позиция официальной власти. Меня удивляет, что в современных условиях они настолько отстали от жизни. Этот маятник слишком далеко качнулся в одну сторону, и он обязательно однажды вернётся. Людей жалко...
          Да, в вопросе о белорусском языке я тоже не сторонник ярых белорусофилов. Смотрю исключительно с практической стороны-всякое обособление ведёт к отставанию, и в перспективе отказе от родного языка в угоду более сильному оппоненту.  А на волне русофобии и полонофобии оппонентом может стать совсем чужой англо-сакс. Ну, это выбор самого народа. Хотелось бы верить, что нечужих мне белорусов эта чаша минует.
           
          •  
            11 июля 15:21
            №7 Виктор Юрчик Беларусь Александр Збигневич Янович (№6)
            Александр, я понимаю Вашу позицию, но  вот пример - поставили беларуского драматурга в беларуском театре и враги, как попугаи разом завопили о "фашистах". Ну нет бы о достоинствах и недостатках спектакля, о находках или просчётах труппы, как водится, но нет картинки вы же видите - подобрали про Гитлера. Вот нравится им Гитлер, хоть кол на голове чеши и без спроса, фотошопят на его фоне, вполне порядочных людей, которых они избрали мишенями. Видим ли мы эти  штучки незамысловатые - Конечно! Понимаем, что хотят посеять враги беларускости? - Естественно! Про "англо - саксов". Вы верно подметили, только не поняли, что туда  толкают именно такие махровые беларусофобы, для которых мова наша с фашистами ассоциации вызывает ( Вы же слыхали здесь такие "перлы"), ну и какую реакцию они программируют -? То-то и оно.
             
            •  
              11 июля 15:48
              №8 Александр Збигневич Янович Виктор Юрчик (№7)
              С последним я как раз согласен, о маятнике же я уже написал. Качнуть его может до национал-большевизма(как на Украине). Ведь там немногочисленные нацики нагнули всех нормальных людей и снова хотят "до основанья всё разрушить". Почему для того, чтобы войти в Европу нужно разваливать связи в экономике? Кому это нужно? Как эти люди представляют себе равноправное соревнование с немецкой машиной будущего? К сожалению, предположу, что такой ход событий вполне возможен и для Беларуси. И виновата будет нынешняя власть, придумывающая небылицы.
               
  •  
    11 июля 10:30
    №2 Георгий Андриевский Беларусь
    Ползучая реабилитация нацистов налицо. И это не единичные случаи, а тренд. Михалок и Брутто кормятся из бюджета, такие вот театры - вещи совершенно немыслимые в любой цивилизованной стране. Тем более в стране, где от действий нацистов пострадали миллионы. Деньги уходят на тупую показуху и иллюзию всеобщего одобрямс, на самом деле же конструкция по гнилости уже начинает напоминать режим раннего Кучмы. 
     
    •  
      11 июля 14:29
      №4 Дмитрий Хацкевич Беларусь Георгий Андриевский (№2)
      " такие вот театры - вещи совершенно немыслимые в любой цивилизованной стране" - то есть, делаю простейший вывод из данной цитаты, Беларусь не есть цивилизованная, по вашему мнению, страна?
      То есть, труды нацистских деятелей после войны не использовались в ФРГ, США, Великобритании, Канаде, Норвегии, Дании?
      Вы можете привести стопроцентную гарантию, что этого не было и данные страны мы можем называть, как вы выразились, "цивилизованными"?
      И, не сочтите за труды тяжкия, приведите этимологии словосочетания "цивилизованная страна" с кратким перечнем последним.
      Заранее благодарю.
       
      •  
        11 июля 17:27
        №12 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№4)
        В цивилизованной стране немыслимо, чтобы госслужащие(про гостеатр отдельный вопрос) фотографировались на фоне нацистских мемориалов, ставили бы произведения нацистов и не несли бы за это никакой ответственности. В каком-нибудь частном театре или на хуторе шабли-мабли - да хоть сутра до вечера, но за счет бюджета - увольте. Отсутствие контроля за такими принципиальными вещами я и имею ввиду.
         
        •  
          11 июля 17:54
          №13 Дмитрий Хацкевич Беларусь Георгий Андриевский (№12)
          А может ли пресловутый контроль предвидеть, что некая группа лиц решит произвести групповое фото на фоне некоего мемориала, который другое лицо или группа лиц считают памятником нацизму?
          .
          Если нет - то не предлагается ли арестовывать подозрительных заранее, лишь за предполагаемое (!) намерение произвести фотографирование?
          .
          Если да - не является ли это охотой на т.н. "мыслепреступников"?
           
          •  
            11 июля 20:10
            №14 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№13)
            При чем тут "предвидеть"? Это свершившийся факт, о котором пишут газеты, имхоклуб тот же. Где реакция властей?
             
          •  
            12 июля 01:08
            №15 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№13)
            А вот вам и нормальная реакция властей на любые действия, ставящие под сомнение принципиальные вопросы идеологии страны. http://nn.by/?c=ar&i=193865
            Сфотографировался с нацистским памятником - пшел вон с госслужбы, пригласил рекламировать гос авиакомпанию зигующего нацика, который любит проводит время в компании неонацистов из Азова и Мизантропик Дивижн - еще и уголовное дело за растрату.
            А у нас клоунов ряженых водят на парадах, которым дают по 50 рублей за патриотизм и еще как овощей по спискам сверяют, чтоб не разбежались.
             
            •  
              12 июля 02:06
              №17 Дмитрий Хацкевич Беларусь Георгий Андриевский (№15)
              Вероятно, вы хотели бы эмигрировать из нашей страны, где для вас так всё плохо в страну идеальную, где пони, радуга и бабочки.
              Что ж, да, мы тут не идеальные. =))
               
              •  
                12 июля 09:33
                №18 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№17)
                А при чем тут "мы"(вы)? Вы - представитель власти? И бросайте вы эту инфантильную привычку гадать о мотивах и желаниях других: попадете пальцем не в небо, а в другое место из четырех букв(на ж начинается).
                 
                •  
                  12 июля 13:42
                  №19 Дмитрий Хацкевич Беларусь Георгий Андриевский (№18)
                  Представители власти - они не сами по себе.
                  Вы ведь помните, кто является источником власти в Республике Беларусь?
                  .
                  Лады, гадать за вас не стану боле. =)
                   
                  •  
                    12 июля 15:03
                    №20 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№19)
                    При чем тут источник власти? Главный праздник - день освобождения от фашистов, при этом бюджетные деньги идут на зарплату фашистов и открыто, демонстративно симпатизирующих нацизму. Фарисейство. А вы бэ, мэ, источник вдасти.
                     
                    •  
                      12 июля 21:05
                      №21 Дмитрий Хацкевич Беларусь Георгий Андриевский (№20)
                      Вами был задан вопрос - "причём тут "мы"(вы).
                      Вот при том, что мы - часть народа, который есть источник власти.
                      .
                      По основной теме - считаю, что данная ошибка озвучена и будет исправлена.
                      Не считаю, что стоит раздувать истерику, а следует, если вас это действительно так зацепило, заняться устранением такой неправильности лично.
                      Удачи в чём я вам и желаю.
                      .
                      Нам обсуждение со своей стороны закрываю.
                       
                      •  
                        12 июля 22:28
                        №22 Георгий Андриевский Беларусь Дмитрий Хацкевич (№21)
                        Логично: если в стране коррупция - не надо раздувать, а нужно устранять лично. Или сверстали не такой бюджет: зачем критиковать? Сверстай свой бюджет и будет тебе счастье. Главное мычать и жевать. Не можешь стать президентом - не разевай роток. 
                         
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить