Есть тема

03.03.2020

Юрий Глушаков
Беларусь

Юрий Глушаков

Историк, журналист

​«Вирусный бунт» в Санжарах – тревожный звонок для всех

​«Вирусный бунт» в Санжарах – тревожный звонок для всех
  • Участники дискуссии:

    16
    71
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Бей своих, что бы чужие вирусы — боялись?

20 февраля в Украину прибыла группа эвакуированных из пораженного эпидемией Китая. В Харьковском аэропорту вышло 45 граждан Украины и 28 иностранцев. Дальнейшие события хорошо известны. В Новых Санжарах Полтавской области группа не согласных принять соотечественников на карантин перекрыла трассу Полтава-Александрия. Полиции пыталась разблокировать дорогу, но взбунтовавшиеся вступили в столкновение с силами правопорядка.

Правоохранителям пришлось применять даже БТРы. Но несмотря на это, агрессивная толпа закидала камнями автобусы с эвакуированными, в которых были женщины и дети. В двух автобусах были разбиты стекла. В столкновениях есть пострадавшие с обеих сторон. По заявления министра внутренних дел Арсена Авакова, также прибывшего в Новые Санжары, 10 правоохранителей получили тяжелые ранения. 24 участника беспорядков были задержаны.

Можно только представить, что пережили люди, вывезенные из зоны эпидемии и столкнувшиеся с такой ненавистью у себя на родине. После беспорядков были возбуждены уголовные производства по пяти статьям УК Украины, включая «нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности и отношению к религии».

При этом в социальных сетях сразу же появились фразы вроде «Хохлы — это диагноз». То есть «достойным» ответом на одну форму нетерпимости стала другая форма ксенофобии?

Конечно, дело тут вовсе не в украинцах или неких особенностях национального менталитета. А в чем же? Еще некоторые пишут: «Украина — цэ Европа». Да что там недоброжелатели — сам президент Зеленский печально иронизировал по поводу этого, заявив, что Украина сегодня напоминает Европу времен Средневековья. Что-что, а здорового чувства юмора руководителю «95-го квартала» не занимать.

Но если абстрагироваться от эмоциональных метафор, то никакого Средневековья в Украине нет. И быть не может. На исходе — 1-я четверть XXI века, эпоха Интернет и прочих «ай-ти» технологий. А может, все дело как раз в этих электронных сетях?
 

Несомненно. Можно с полной уверенностью сказать, что без современных средств коммуникации такой быстрой мобилизации «активистов» в Санжарах и других местах просто не было. Конечно, через Интернет также молниеносно распространяется и пугающая информация, и паника. Но ведь цифровую паутину можно задействовать и в обратных целях?
 

Все это — только средства. А каковы же причины?

Чума вражды

Сегодня появляется и информация о том, что изначально против размещения эвакуированных в санатории Национальной гвардии «Новые Санжары» выступал поселковый совет. И что вообще произошедшие беспорядки — провокация местных политических элит, готовящихся к новым выборам. Вполне вероятно, что манипуляции и разжигания тут имели место. Но в любом случае, подстрекательские призывы упали на благодатную почву. Массовые настроения для подобной бесчеловечной реакции созрели давно.

На всем постсоветском пространстве происходит достаточно безотрадное явления социальной деградации. И Украина тут — не исключение.
 
Первое, что проявилось в Санжарах — это крайне гипертрофированный нынешний эгоизм.
К сожалению, немалое количество современных людей целенаправленно отучалось неолиберальной пропагандой от таких простых вещей, как солидарность и взаимопомощь, да и простое человеческое сопереживание к попавшим в беду. Уже на подсознательном уровне оказавшиеся в сложной ситуации воспринимаются некоторыми как «лузеры» и «неудачники».

Рефреном общества всеобщей конкуренции может стать пресловутое «Это — твои проблемы». Сегодня эту фразу твердят в школах даже педагоги, призванные сеять «доброе и вечное». Поэтому для многих оказавшиеся «не в то время и не в том месте» люди просто не заслуживают никакого сочувствия.

Второе — это тотальное падение авторитета государства. И прежде всего — в части выполнения им общественно полезных функций.

В Беларуси, например, подобная ситуация менее возможна. Но не потому, что и здесь бы не нашлось своих «коронофобов». Смею уверить, и у нас звучат мизантропские речи: «Да пусть они там все перемрут», «Нас это не касается», «Никого не пускать из Китая, наглухо закрыть границы». И интернет-петиции соответствующие запускаются, а распаленные обыватели высказываются еще радикальней.
 
Просто в РБ государственные органы пока еще гарантирует некие базовые нормы общежития. Трагедия же несчастной Украины заключается в том, что там амплитуда оголтелого эгоцентризма уже слишком широка.
По каким причинам это произошло — тема слишком обширного дискурса. Пока просто констатируем это, как реальность.

Но одним из мотивов бунтовавших в Санжарах было и недоверие к своим государственным и социальным структурам, к их способности обеспечить действительную изоляцию новоприбывших. И на самом деле — ну кто может дать гарантию, что любой потенциально инфицированный не покинет завтра карантин? Скажем, за «отельную плату». Что все нормы безопасности будут соблюдены? Жители Санжар, простые селяне, заявляли также о том, что санаторий просто не предназначен для карантина.

При этом не все участники беспорядков, конечно, готовы побивать камнями прибывших в обсервацию. Иные «гуманно» требовали их переселения из населенного пункта в палаточный городок в чистом поле.
 
Третья причина — агрессия к себе подобным как обычная уже реакция на проблемную ситуацию.
Это — общий тренд для постсоветского пространства. Сорвать свой гнев и недовольство на обычных людях для многих становится привычным способом сбросить психологическое и социальное напряжение. Правда, в контексте Санжар это происходило еще и через голову полиции. Но там это не так уж и сложно — по вышеизложенным причинам. Столкновение с «ментами» превращаются для иных в своего рода экстремальный спорт.

Четвертое — негативная реакция части украинцев на соотечественников, прибывших из Китая, стала своеобразным развитием столь популярной ныне ксенофобии. При этом в специфических условиях этого региона происходит трансформация общих националистических настроений в местечковый «национализм». В том духе, что везите «заразных» в любое другое место, но только — не к нам. Что наше местечко — превыше всего, остальные пусть как хотят.

Такой вот патриархальный партикуляризм. Или — спонтанный, обывательский сепаратизм? Сообщается так же, что к приему эвакуированных из Уханя плохо отнеслись и в Полтаве, и в Тернополе, и во Львове.
 
Соотечественники, побывавшие в зоне закордонной эпидемии, стали восприниматься как опасные «чужаки». Как носители «китайской заразы».
Поэтому пятое — современное «рыночное» общество с его постоянными стрессами и страхами порождает бездну неврозов. Психиатрическая составляющая современного капитализма в нашем регионе еще недостаточно исследована. Но массовые психические патологии заметны даже при беглом взгляде.

Угрозы остаться без работы, потерять своей мелкий бизнес, не выплатить кредит быстро разрушают психику. А тут еще некий вирус «врачи-вредители» везут. Постоянное психологическое перенапряжение провоцирует небывалую популярность всевозможных суеверий и предрассудков. И темное мракобесие зачастую становится ответом на травмирующие социальные ситуации.

Да, возвращение к архаике тут налицо. Но все же мы живем совсем не при крепостном праве или «Святой Инквизиции». И всему виной вовсе не феодальный строй.
 
В прошлое нас возвращает самый что ни на есть «прогрессивный рынок», в данном регионе почти граничащий с либертарианством. Именно так и будет выглядеть утопия «безгосударственного» капитализма, если ей будет суждено реализоваться.
Когда любое местечковое сообщество, ведомое тамошними олигархами, преступными «авторитетами» или радикальными группировками, станет устанавливать свои правила. Чаще всего — не в пользу тех, кто нуждается в общественной помощи и защите.

Но и параллель про Средневековье, приведенная президентом Украины, все же не случайна. Крайности сходятся. Неолиберализм действительно способен ввергнуть общество в дикость и варварство. Например, в далекое прошлое чумных погромов средневековой Германии. Хоть впрочем, самые жестокие холерные бунты прокатились по России и Украине уже в конце XIX века, как раз в период бурного развития тогдашнего капитала. И обострившейся на этой почве конкуренции и вражды…
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Олег Пономарёв
Украина

Олег Пономарёв

Журналист, сопредседатель Комитета защиты русских школ Украины

Экс-советник секретаря СНБО обвинил украинских военных в мародерстве на Донбассе

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

«Сети Сороса» в образовании и внешнем управлении

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

КОРОНАВИРУС-МАЙДАН

Олег Пономарёв
Украина

Олег Пономарёв

Журналист, сопредседатель Комитета защиты русских школ Украины

Итоги Нормандского саммита: возвращение пленных, дешевый газ и продолжение войны

Работу по продвижению евразийских идей приходится вести партизанскими методами

На момент восстановления Латвийской Республики никто не был ее гражданином, поскольку гражданства Латвийской Республики на тот момент уже полвека как не существовало.

Полицейский марш и польские партизаны

Как я понял, автора интересует борьба с тараканами. Могу поделиться своим флотским опытом. Смешать вареный куриный желток с борной кислотой и обмазать все подступы к источникам вод

«Не путайте туризм с эмиграцией»: латвийский историк о связи Беларуси и Латвии

И Вы и ваши единоверцы ... ====== Вот "единовецам" и пишите. Факты, вещь упрямая. Они либо есть, либо их нет. ====== В данном случае их нет. Например - Вы нарекли хамством мой текс

«Атаки ненависти»

Но та дама проживает в Литве. Ваша внучка, переселившись в Латвию на ПМЖ превратится в Янсоне (Jansone).

Вадим Елфимов: Как нам улучшить конституционный процесс

После принудительных уходов узурпаторов, как правило, наступает передел власти, плано переходящий в передел собственности со всеми вытекающими последствиями. Про конституцию в тако

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.