ВСЕБЕЛОРУССКОЕ СОБРАНИЕ

10.02.2021

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Выборы Президента Беларуси 2020: глубинные причины политического кризиса

Государственный и частный секторы экономики и баланс между ними

Выборы Президента Беларуси 2020: глубинные причины политического кризиса
  • Участники дискуссии:

    3
    5
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

В результате выборов Президента Беларуси в 2020 году Александр Лукашенко потерял около полумиллиона голосов.

Все это сопровождалось мобилизацией оппозиционного электората, его ориентацией на силовые, антиконституционные действия. 

Обострение явилось результатом объективных и субъективных причин. И если влияние субъективных внешних (негативная конъюнктура рынков и как следствие падение цены на нефть и девальвация белорусского рубля, вмешательство других государств, а также корпораций, прежде всего, ТЭК РФ), а также внутренних факторов (социальная депрессия и напряженность от коронавируса, что в результате переросло в социальный психоз уже в выборный период) было сложно моделируемо и прогнозируемо, то объективные процессы наращивания социальных дисбалансов в стране имеют глубокие формируемые не один год причины и результаты.


Государственный и частный секторы экономики и баланс между ними

Основу белорусской модели развития составляет сильная президентская власть, купирующая своей политической волей фундаментальное противоречие между интересами частного и государственного секторов. 

Если визуально показать сдержки и противовесы в системе социально-экономических интересов белорусского общества, то выглядет это будет вот так:



Занятые в частном секторе в массе своей выступают за уменьшение участия государства в их жизни, прежде всего налогового, контрольного, а также административного.
 
Еще с 1990-х гг. основу протестного электората составляла немалая часть занятых в частном секторе, в особенности его собственники.
 
В 2005, 2007 гг. протесты ИПэшников против обязательного введения кассовых аппаратов, ограничения найма ИП сотрудников только из числа своих родственников являлись результатом выражения мнения о непомерной роли государства.
 
С другой стороны, в Беларуси имеется государственный сектор, который состоит как из работников государственных, коммерческих предприятий, так и из сотрудников некоммерческих, бюджетных организаций – образовательных, медицинских, научных, оборонных.
 
Данный сектор, несмотря на его неоднородность, составляет костяк сторонников действующей власти, в подавляющих случаях выступает за сильную роль государства, а также зависит от выполнения государством своих социальных функций – обеспечения жильем, бюджетным здравоохранением, образованием, получением социального пакета защиты через субсидируемый отдых и т.д. и т.п.
 
Государственная власть, прежде всего в лице Президента и его вертикали, являлась тем удерживающим баланс волевым фактором, не позволявшим конфликту интересов двух государственного и частного секторов перерасти в политический конфликт интересов.
 
Однако через различные предпринимательские объединения и при помощи привлечения прозападных НКО, в первую очередь BISS, Beroc, Sympa и др., проведения конкретных форумов (Кастрычніцкі форум) активные представители частного сектора шаг за шагом лоббировали т.н. либерализацию в стране, в том числе и через продвижение точечной приватизации частных активов, которая активно проходила в 2010-2013 гг.
 
Даже в среде управленцев-экономистов стало распространяться мнение о потребности углубления либеральных реформ, о большей эффективности частной собственности над государственной.
 
Подобные идеи постепенно обрели качество трендов.
 
Апогеем стало назначение Кирилла Рудого советником Президента Беларуси по экономическим вопросам и продвижение им модели трансформации Беларуси, известной как «Финансовая диета», которая предусматривала, не только слом сложившегося баланса сил между частным и государственным секторами, посредством приватизации, уменьшения налоговой нагрузки, сворачивания социальных обязательств, но и трансформацию ментальности через укоренение чуждых до этого либеральных ценностей индивидуализма, эгоизма, идеи о якобы вредной для экономики и развития личной инициативы роли государства.
 
Подобные тренды реализовывались прежде всего в распространении налоговых преференций в среде частного сектора, а также оптимизации социальных услуг, их коммерциализации: от ограничения льготного строительства жилья до оптимизации начисления стажа за счет вычета из него обучения в ВУЗах и послеуниверситетской системы образования, срочной службы в армии, а также отпусков по уходу за ребенком.
 
Символом сокращения социальных обязательств государства стало введение «Декрета о предупреждении социального иждивенчества» в 2017 г., вызвавшего протесты по стране. За год до этого, в феврале 2016 г. предпротестные настроения были характерны из-за попытки резко поднять цену коммунальных услуг.
 
Все этого показывает, что социальные обязательства государства сократились до психологически критического уровня и не удовлетворяют людей, занятых в государственном секторе.
 
С другой стороны, имеется растущий дисбаланс в сфере доходов между частным и государственным секторами.
 
По последним данным на 2019 г., средний доход занятых в государственном секторе составляет всего 81% от дохода занятых в частном.
 
Это говорит о падении реального дохода занятых в госсекторе с 2012 г. практически на 20%.
 
Отдельно следует указать и на динамику количества занятых в двух секторах.



За годы независимости количество занятых в государственном секторе уменьшилось практически на треть с 59,8% до 39,7%. 


Это происходило как за счет модернизации госпредприятий и высвобождения рабочей силы, так и за счет приватизации или же ликвидации субъектов хозяйствования государственной формы собственности. 

Подобная тенденция указывает, что государство теряет инициативу в экономике и электоральную базу в политике, что ставит под сомнение имеющийся баланс.

 
продолжение следует

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Глубинные причины политического кризиса в Беларуси 2020 - VII

Отношение МСП кевразийской интеграции

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Глубинные причины политического кризиса в Беларуси 2020 - II

Рост региональных диспропорций развития

Петр Петровский
Беларусь

Петр Петровский

Философ, историк идей

Глубинные причины политического кризиса в Беларуси 2020

Государственный и частный секторы экономики и баланс между ними

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Беларусь — Китай история стратегического партнерства.

пару слов о том как развиваются отношения между Беларусью и Китаем

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Фактам не требуются доводы.======= Никак не могу согласится. Как же без доводов опонировать тому, кто говорит "Злобная русофобская фантазия фактом быть никак не может"?Ге

ДАЙТЕ КУРИЛ

Предлагаю делать вывоы из прошлых ошибок, реально оценивать стуацию и своевременно реагировать. А позиция типа "у нас есть "сарматы" и поэтому нам все пофиг" ущербна по умолчанию,

О ЧЁМ ОНИ НЕ ГОВОРИЛИ

Очень смешно. У России 28 тысяч, у Гондураса только шесть. Зашибись сравнение.

Инвестиции в Прибалтику. Welcome on the board

Строили же всякие терминалы, были всякие трубопроводы. Конечно - Прибалтика интересна как транзитная территория, но прибалты оказались ненадёжными и непредсказуемыми партнёрами. Ду

Какие милые зверушки

Объясняю последний раз: я не обслуживаю идиотов. Поэтому никому и никогда не даю никаких ссылок. Читайте сам.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.