Ну и как теперь жить?

19.03.2016

Василий Малашенков
Беларусь

Василий Малашенков

Журналист

Новые песни о старом

Вы, женщины, кое-что могёте тоже

Новые песни о старом
  • Участники дискуссии:

    22
    73
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
Ну, вы-то всегда себе работу найдете. У вас, парней, большое преимущество — вы мужеского полу.
 
Такое заявление мне однажды сделала моя коллега. Она не первая, от кого я такое слышал. Часто говорят, что не стоит принимать девушку на работу. Завтра замуж выскочит, а потом декрет, а потом больничные пойдут. Караул, ай-ай-ай.

Но потом приходит молодой парень. Свежий выпускник, у которого нет детей, который готов работать в выходные. И что? Обязательно его берут на работу? Или если берут, то он непременно устраивает компанию? Нет, конечно. Потому что молодой парень — не обязательно перспективный сотрудник. Бестолковыми могут быть и парень, и девушка.

Вроде бы старая теорема, но каждый раз ее приходится доказывать заново.

 
Вот буквально несколько дней назад этим занимались в очередной раз белорусские СМИ. Они рассказали нам, что в команде «Белавиа» теперь есть не только пилоты, но и одна пилотесса — Светлана Еременко. И пошли материалы в стиле «мы женщины тоже кое-что могём».



Пилотесса Светлана Еременко


С одной-то стороны, оно понятно. Я выше уже пояснил, что частенько половая дискриминация имеет место. Кстати, новая пилотесса нашего национального авиаперевозчика — тому подтверждение. В одном из интервью Светлана рассказала, что когда звонила в некоторые авиакомпании, на том конце провода сначала не верили, что говорят с пилотом, а не с его знакомой. Потом же говорили: девушек нам за штурвал не надо.

То есть им именно пилоты нужны, а не пилотессы. Великие комментаторы белорусского интернета (ну те, которые сами статьи писать не умеют, а только комментарии под ними) уже подняли крик. Как же так? Баба за штурвалом?! Да в жизни не сяду в такой самолет!
 
Не сядешь? Чего в троллейбус-то заходишь? Не страшно? В трамвай? Тоже не страшно? Не обращал внимание, что их часто водят женщины?

Все это пахнет обычным бытовым мужским шовинизмом.
 
Если женщина способна вести самолет, отвечает требованиям по здоровью и всем остальным параметрам, то глупо отказываться лететь.
 

Но вот с другой стороны давайте посмотрим. Да. Вы, женщины, кое-что могёте тоже. И даже не кое-что, а многое и великое. Только вот равенство мужчин и женщин — это, друзья, сказочка еще та. Новые песни о старом. Куплеты в каждую эпоху разные, а припев — один и тот же.

Якобы есть полное равенство и тождество.
 
Раз уж речь зашла о пилотах, давайте-ка обратимся к воспоминаниям военного летчика Дмитрия Пантелеевича Панова, ныне покойного, который прошел всю Великую Отечественную войну, а в 1930-х сражался с японцами в Китае.

В его мемуарах «Русские на снегу» фигурируют, например, военные летчицы Марина Раскова и Лидия (Лилия) Литвяк.

Напомним, что Марина Раскова стала Героем Советского Союза после того, как поставила женский мировой рекорд по дальности полетов в экипаже вместе с двумя другими летчицами.

И Раскова, и Литвяк воевали во время Великой Отечественной. Вторая летчица также была удостоена звания Героя Советского Союза, но уже посмертно и при Горбачеве.






Вот что пишет о Расковой боевой летчик Панов:

 


«В моду вошли дальние беспосадочные женские перелеты по маршруту: Москва — Дальний Восток. Для этой цели сооружали специальные самолеты с большой заправкой горючего, очень похожие на бомбардировщики ДБ-ЗФ (дальний бомбардиовщик — прим. В.Малашенкова).

Впервые на таких самолетах, которые какой-то очередной дурак додумался выкрасить в белый цвет, пустилась в перелет через необъятную Сибирь, полную мест, где не ступала нога человека, Марина Раскова. Она начала целую серию женских перелетов, в ходе которых самолет взлетал и исчезал бесследно.

Искать экипаж Расковой были назначены несколько десятков мужских экипажей под руководством главного штурмана ВВС Брягинского. Ребята совершили почти невозможное: зимой 1938 года на бескрайних заснеженных пространствах Сибири нашли-таки самолет женского экипажа, который был оснащен радиосвязью, никого ни с кем не связывающей.

По рассказам, потерпевший аварию самолет сквозь туманную дымку увидели сразу два мужских экипажа: один на ТБ-3, а другой на пассажирском ЛИ-2. Не видя друг друга, они принялись кружиться над местом аварии — один с левым разворотом, а другой — с правым, в результате чего, конечно же, столкнулись в лобовую.

Авария получилась просто грандиозная. Погибли сразу 22 авиатора, среди которых был и главный штурман ВВС Брягинский. Их похоронили потихоньку, без громких почестей, чтобы не множить количество «случаев». Потом искали Марию Рычагову, севшую на каком-то острове. Потом еще кого-то. В конце концов это безумие прекратили.

Дороже всего обошелся Родине полет самолета «Родина», который пилотировала Раскова, погибшая в 1942 году при перегоне звена самолетов с аэродрома Энгельса на аэродром Разбойщина, что в Саратовской области — в плохую погоду врезавшись в один из холмов Приволжской возвышенности, заросший дубняком. В тех местах мне пришлось служить в пятидесятых годах».
 

 

Воспоминания Панова, как и многие другие мемуары, иногда страдают неточностями. Например, Раскова разбилась не в 1942 году, а в самом начале 1943-го. Однако сути дела это не меняет.


Вновь дадим слово Дмитрию Пантелеевичу Панову. На этот раз речь о пилотессе Литвяк и не только:

 


«Женщины-авиаторы — это было настоящее варварство. Мало того что на аэродромах, как известно — открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что летчики-мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолетах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью.

А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолету, наших отцов-командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в летном ремесле.

Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить «мессерам» ее слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по ее маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит.

Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка, и она выпрыгнула с парашютом. Наши летчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели ее разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами».
 




Обложка книги "Camarade Lilya"


Как видите, Панов достаточно жизненно и наглядно показывает, с какими проблемами может столкнуться женщина-пилот. В чем-то он слишком категоричен. Например, в военной авиации в условиях боевых действий, может быть, не всегда есть туалеты, и надо ходить в чисто поле. Но в других ситуациях туалеты есть.

Опять же, у Панова можно найти и шероховатости в фактологии. Доказательств того, что Литвяк гуляла с оккупантами, пока широкой общественности никто не представил.
 
Но вот то, что девушек не стоит специально тащить в авиацию просто ради пропаганды идеи «женщина-тоже-могёт»… Вот с этим трудно не согласиться.

Ну и против физиологии не попрешь. Скажите, пожалуйста, у мужчин месячные бывают? А вот у женщин бывают. И далеко не у каждой они проходят комфортно. Это известный факт. В таком состоянии доверять управление воздушным судном можно не каждой женщине, как и не каждому мужчине, который вчера отмечал юбилей друга.

Только мужчина может не пить или выпить символически, а месячные женщина никуда не денет. Природа. Хотя у каждого организма есть индивидуальные особенности. Наверное, у кого-то такое здоровье, что нет никаких ПМС, месячные проходят относительно спокойно. Значит, на основании этого факта физиологии не пускать абсолютно всех женщин в авиацию по половому признаку нельзя.
 
Только на этом природные различия женщин и мужчин не заканчиваются.

Вот у меня есть две дочки и два сына. Это мои дети. Не совсем точно. Это наши с женой дети. Вот так правильней. Без нее у меня бы их не было...




 

Короче. Объясняю на пальцах. Есть девушка. Она отучилась на пилота, прошла все необходимые аттестации. Ее взяли в авиакомпанию. Работает она спокойно, возит пассажиров.

Встречает парня. Свадьба. И вот тут многие люди хотят детей завести. Можно ли управлять самолетом, да и вообще летать на ранних сроках беременности?

В свое время мне довелось перелопатить кучу медицинских статей на эту тему — хотел с женой беременной в путешествие лететь :) Так вот, ни у одного автора не нашел однозначного: «Да. Можно. Это безопасно».

Некоторые доктора пишут: не доказано, что есть риск выкидыша или полет вредит зародышу. Но другие обращают внимание, что на высоте совсем другой уровень радиации. Также полеты связаны с перепадами давления и нехваткой кислорода, что здоровья не прибавляет. К тому же в первом триместре может быть неслабый токсикоз.

И это я пока только о ранних сроках. Что касается более поздних, то тут большинство врачей не советуют подниматься на борт воздушного судна.

Да. Есть случаи успешных родов в воздухе. Но все равно это лотерея. И в авиакомпаниях это прекрасно понимают. В своих правилах они этот момент учитывают. Иногда перевозчики даже требуют от беременной справку врача об отсутствии противопоказаний к перелету. Есть и такой вариант — запрет на полет, если до предполагаемой даты родов остался месяц.
 

Даже стюардесс в некоторых компаниях (а может и во всех) обязывают подписать бумагу, что о беременности они должны докладывать начальству. При этом их сразу же отстраняют от полетов, переводя в наземные службы.

Регулярные полеты и беременность несовместимы. Но почему-то эту тему, как правило, обходят стороной в статьях о женщинах-летчиках, которые выходят в СМИ постсоветских стран.

Девушки, которые читают эти статьи и мечтают о небе, должны быть информированы, что беременность — это минимум год без полетов. Это большой срок для пилота, после которого надо восстанавливаться.

Я уже не говорю о том, что крайне желательно ребенка кормить грудью, а не смесью. ЮНИСЕФ давно вещает об этом на каждом углу. И кормить грудью нужно не два-три месяца после родов, а потом на работу. Грудное вскармливание желательно практиковать хотя бы год.
 
Нет, конечно, хозяин — барин. Каждая мать решает этот вопрос сама. Но не очень-то это полезно — переводить малыша на искусственное вскармливание с первых дней жизни. Что это означает для женщины? Выбор между естественным питанием ребенка и коротким декретным отпуском.

Не нужно строить иллюзий и не замечать этого, когда мы говорим о женщине-пилоте.
 
Поэтому никакого абсолютного равенства полов нет, товарищи. Оно есть в избирательном праве, в праве на безбарьерную среду и тому подобном. Но не в ремесле пилота.

Женщина, конечно, имеет полное право выбирать: рожать детей или нет. Только вот перед ее коллегой-мужчиной такой дилеммы нет. Давайте помнить об этом. Если мы хотим бороться с дискриминацией по половому признаку, делать это нужно не с лозунгами, а с умом. Так что — шашки в ножны :)



 
 


P.S. Подчеркиваю отдельно, что я НЕ против работы женщин в авиации или, скажем, в нефтедобыче. Из-за проблем со здоровьем не все мужчины годятся для таких занятий, как и не все женщины. Но просто люди имеют право знать об особенностях той или иной профессии, которые касаются пола. И это только один аспект темы «мужчины и женщины». Об остальных можем поговорить позже.
 

              

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Олег Озернов
Латвия

Олег Озернов

Креативный инженер-предприниматель

О сексуальности тату

Ответ девушке «со знаками» с мужской точки зрения

Виестурс  Аболиньш
Латвия

Виестурс Аболиньш

Аналитик маркетинговых и социологических исследований

Между нами, инженерами, говоря…

Сергей Леонидов
Латвия

Сергей Леонидов

Моряк и краевед

Почему вы, гражданские, строем не ходите?

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

Про женщин и про любовь

Присылайте свои истории!

Военное положение в Чили: конец неолиберализма или «пиночетизм-2»?

В Латгалии есть клуб друзей-знатоков Уругвая? или комментаторов-фантастов?«доминирующая» компартия имеет одно место из 99 в парламенте. Большинство в парламенте у широкой коалиции

НАТО у границ Беларуси: Провокация? Стратегия? Глупость?

Хотел бы я быть так же спокоен, как и вы. Но что у мерикосов на уме - они нам не докладывают. Сидят себе за океаном и тут всех провоцируют. Я стопроцентно уверен, что если что - з

Парламентские выборы в контексте философии белорусского пути

Квазианализ о квазиоппозиции, квазипути,квазиистории.. и прочее ква-ква-ква. Обычная в наших краях песнь " аллилуйных экспертов", как откровенно высказался автор.

Лукашенко и американские танки: уверенность, спокойствие и асимметричные ответы

Ты просто ничего в теме не понимаешь, судишь, вероятно - по себе. Отсюда и всякие идиотские выводы. ))

Верховная Рада может отложить тотальную «украинизацию» на несколько лет

И то верно, сколько можно барахтаться? Давно надо было решить вопрос с языком: перейти на общерусский литературный язык, то есть язык Пушкина и Тараса Шевченки -- имею в виду дошед

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.