Ну и как теперь жить?

19.03.2016

Василий Малашенков
Беларусь

Василий Малашенков

Журналист

Новые песни о старом

Вы, женщины, кое-что могёте тоже

Новые песни о старом
  • Участники дискуссии:

    22
    73
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
Ну, вы-то всегда себе работу найдете. У вас, парней, большое преимущество — вы мужеского полу.
 
Такое заявление мне однажды сделала моя коллега. Она не первая, от кого я такое слышал. Часто говорят, что не стоит принимать девушку на работу. Завтра замуж выскочит, а потом декрет, а потом больничные пойдут. Караул, ай-ай-ай.

Но потом приходит молодой парень. Свежий выпускник, у которого нет детей, который готов работать в выходные. И что? Обязательно его берут на работу? Или если берут, то он непременно устраивает компанию? Нет, конечно. Потому что молодой парень — не обязательно перспективный сотрудник. Бестолковыми могут быть и парень, и девушка.

Вроде бы старая теорема, но каждый раз ее приходится доказывать заново.

 
Вот буквально несколько дней назад этим занимались в очередной раз белорусские СМИ. Они рассказали нам, что в команде «Белавиа» теперь есть не только пилоты, но и одна пилотесса — Светлана Еременко. И пошли материалы в стиле «мы женщины тоже кое-что могём».



Пилотесса Светлана Еременко


С одной-то стороны, оно понятно. Я выше уже пояснил, что частенько половая дискриминация имеет место. Кстати, новая пилотесса нашего национального авиаперевозчика — тому подтверждение. В одном из интервью Светлана рассказала, что когда звонила в некоторые авиакомпании, на том конце провода сначала не верили, что говорят с пилотом, а не с его знакомой. Потом же говорили: девушек нам за штурвал не надо.

То есть им именно пилоты нужны, а не пилотессы. Великие комментаторы белорусского интернета (ну те, которые сами статьи писать не умеют, а только комментарии под ними) уже подняли крик. Как же так? Баба за штурвалом?! Да в жизни не сяду в такой самолет!
 
Не сядешь? Чего в троллейбус-то заходишь? Не страшно? В трамвай? Тоже не страшно? Не обращал внимание, что их часто водят женщины?

Все это пахнет обычным бытовым мужским шовинизмом.
 
Если женщина способна вести самолет, отвечает требованиям по здоровью и всем остальным параметрам, то глупо отказываться лететь.
 

Но вот с другой стороны давайте посмотрим. Да. Вы, женщины, кое-что могёте тоже. И даже не кое-что, а многое и великое. Только вот равенство мужчин и женщин — это, друзья, сказочка еще та. Новые песни о старом. Куплеты в каждую эпоху разные, а припев — один и тот же.

Якобы есть полное равенство и тождество.
 
Раз уж речь зашла о пилотах, давайте-ка обратимся к воспоминаниям военного летчика Дмитрия Пантелеевича Панова, ныне покойного, который прошел всю Великую Отечественную войну, а в 1930-х сражался с японцами в Китае.

В его мемуарах «Русские на снегу» фигурируют, например, военные летчицы Марина Раскова и Лидия (Лилия) Литвяк.

Напомним, что Марина Раскова стала Героем Советского Союза после того, как поставила женский мировой рекорд по дальности полетов в экипаже вместе с двумя другими летчицами.

И Раскова, и Литвяк воевали во время Великой Отечественной. Вторая летчица также была удостоена звания Героя Советского Союза, но уже посмертно и при Горбачеве.






Вот что пишет о Расковой боевой летчик Панов:

 


«В моду вошли дальние беспосадочные женские перелеты по маршруту: Москва — Дальний Восток. Для этой цели сооружали специальные самолеты с большой заправкой горючего, очень похожие на бомбардировщики ДБ-ЗФ (дальний бомбардиовщик — прим. В.Малашенкова).

Впервые на таких самолетах, которые какой-то очередной дурак додумался выкрасить в белый цвет, пустилась в перелет через необъятную Сибирь, полную мест, где не ступала нога человека, Марина Раскова. Она начала целую серию женских перелетов, в ходе которых самолет взлетал и исчезал бесследно.

Искать экипаж Расковой были назначены несколько десятков мужских экипажей под руководством главного штурмана ВВС Брягинского. Ребята совершили почти невозможное: зимой 1938 года на бескрайних заснеженных пространствах Сибири нашли-таки самолет женского экипажа, который был оснащен радиосвязью, никого ни с кем не связывающей.

По рассказам, потерпевший аварию самолет сквозь туманную дымку увидели сразу два мужских экипажа: один на ТБ-3, а другой на пассажирском ЛИ-2. Не видя друг друга, они принялись кружиться над местом аварии — один с левым разворотом, а другой — с правым, в результате чего, конечно же, столкнулись в лобовую.

Авария получилась просто грандиозная. Погибли сразу 22 авиатора, среди которых был и главный штурман ВВС Брягинский. Их похоронили потихоньку, без громких почестей, чтобы не множить количество «случаев». Потом искали Марию Рычагову, севшую на каком-то острове. Потом еще кого-то. В конце концов это безумие прекратили.

Дороже всего обошелся Родине полет самолета «Родина», который пилотировала Раскова, погибшая в 1942 году при перегоне звена самолетов с аэродрома Энгельса на аэродром Разбойщина, что в Саратовской области — в плохую погоду врезавшись в один из холмов Приволжской возвышенности, заросший дубняком. В тех местах мне пришлось служить в пятидесятых годах».
 

 

Воспоминания Панова, как и многие другие мемуары, иногда страдают неточностями. Например, Раскова разбилась не в 1942 году, а в самом начале 1943-го. Однако сути дела это не меняет.


Вновь дадим слово Дмитрию Пантелеевичу Панову. На этот раз речь о пилотессе Литвяк и не только:

 


«Женщины-авиаторы — это было настоящее варварство. Мало того что на аэродромах, как известно — открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что летчики-мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолетах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью.

А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолету, наших отцов-командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в летном ремесле.

Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить «мессерам» ее слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по ее маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит.

Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка, и она выпрыгнула с парашютом. Наши летчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели ее разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами».
 




Обложка книги "Camarade Lilya"


Как видите, Панов достаточно жизненно и наглядно показывает, с какими проблемами может столкнуться женщина-пилот. В чем-то он слишком категоричен. Например, в военной авиации в условиях боевых действий, может быть, не всегда есть туалеты, и надо ходить в чисто поле. Но в других ситуациях туалеты есть.

Опять же, у Панова можно найти и шероховатости в фактологии. Доказательств того, что Литвяк гуляла с оккупантами, пока широкой общественности никто не представил.
 
Но вот то, что девушек не стоит специально тащить в авиацию просто ради пропаганды идеи «женщина-тоже-могёт»… Вот с этим трудно не согласиться.

Ну и против физиологии не попрешь. Скажите, пожалуйста, у мужчин месячные бывают? А вот у женщин бывают. И далеко не у каждой они проходят комфортно. Это известный факт. В таком состоянии доверять управление воздушным судном можно не каждой женщине, как и не каждому мужчине, который вчера отмечал юбилей друга.

Только мужчина может не пить или выпить символически, а месячные женщина никуда не денет. Природа. Хотя у каждого организма есть индивидуальные особенности. Наверное, у кого-то такое здоровье, что нет никаких ПМС, месячные проходят относительно спокойно. Значит, на основании этого факта физиологии не пускать абсолютно всех женщин в авиацию по половому признаку нельзя.
 
Только на этом природные различия женщин и мужчин не заканчиваются.

Вот у меня есть две дочки и два сына. Это мои дети. Не совсем точно. Это наши с женой дети. Вот так правильней. Без нее у меня бы их не было...




 

Короче. Объясняю на пальцах. Есть девушка. Она отучилась на пилота, прошла все необходимые аттестации. Ее взяли в авиакомпанию. Работает она спокойно, возит пассажиров.

Встречает парня. Свадьба. И вот тут многие люди хотят детей завести. Можно ли управлять самолетом, да и вообще летать на ранних сроках беременности?

В свое время мне довелось перелопатить кучу медицинских статей на эту тему — хотел с женой беременной в путешествие лететь :) Так вот, ни у одного автора не нашел однозначного: «Да. Можно. Это безопасно».

Некоторые доктора пишут: не доказано, что есть риск выкидыша или полет вредит зародышу. Но другие обращают внимание, что на высоте совсем другой уровень радиации. Также полеты связаны с перепадами давления и нехваткой кислорода, что здоровья не прибавляет. К тому же в первом триместре может быть неслабый токсикоз.

И это я пока только о ранних сроках. Что касается более поздних, то тут большинство врачей не советуют подниматься на борт воздушного судна.

Да. Есть случаи успешных родов в воздухе. Но все равно это лотерея. И в авиакомпаниях это прекрасно понимают. В своих правилах они этот момент учитывают. Иногда перевозчики даже требуют от беременной справку врача об отсутствии противопоказаний к перелету. Есть и такой вариант — запрет на полет, если до предполагаемой даты родов остался месяц.
 

Даже стюардесс в некоторых компаниях (а может и во всех) обязывают подписать бумагу, что о беременности они должны докладывать начальству. При этом их сразу же отстраняют от полетов, переводя в наземные службы.

Регулярные полеты и беременность несовместимы. Но почему-то эту тему, как правило, обходят стороной в статьях о женщинах-летчиках, которые выходят в СМИ постсоветских стран.

Девушки, которые читают эти статьи и мечтают о небе, должны быть информированы, что беременность — это минимум год без полетов. Это большой срок для пилота, после которого надо восстанавливаться.

Я уже не говорю о том, что крайне желательно ребенка кормить грудью, а не смесью. ЮНИСЕФ давно вещает об этом на каждом углу. И кормить грудью нужно не два-три месяца после родов, а потом на работу. Грудное вскармливание желательно практиковать хотя бы год.
 
Нет, конечно, хозяин — барин. Каждая мать решает этот вопрос сама. Но не очень-то это полезно — переводить малыша на искусственное вскармливание с первых дней жизни. Что это означает для женщины? Выбор между естественным питанием ребенка и коротким декретным отпуском.

Не нужно строить иллюзий и не замечать этого, когда мы говорим о женщине-пилоте.
 
Поэтому никакого абсолютного равенства полов нет, товарищи. Оно есть в избирательном праве, в праве на безбарьерную среду и тому подобном. Но не в ремесле пилота.

Женщина, конечно, имеет полное право выбирать: рожать детей или нет. Только вот перед ее коллегой-мужчиной такой дилеммы нет. Давайте помнить об этом. Если мы хотим бороться с дискриминацией по половому признаку, делать это нужно не с лозунгами, а с умом. Так что — шашки в ножны :)



 
 


P.S. Подчеркиваю отдельно, что я НЕ против работы женщин в авиации или, скажем, в нефтедобыче. Из-за проблем со здоровьем не все мужчины годятся для таких занятий, как и не все женщины. Но просто люди имеют право знать об особенностях той или иной профессии, которые касаются пола. И это только один аспект темы «мужчины и женщины». Об остальных можем поговорить позже.
 

              

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Олег Озернов
Латвия

Олег Озернов

Креативный инженер-предприниматель

О сексуальности тату

Ответ девушке «со знаками» с мужской точки зрения

Виестурс  Аболиньш
Латвия

Виестурс Аболиньш

Аналитик маркетинговых и социологических исследований

Между нами, инженерами, говоря…

Сергей Леонидов
Латвия

Сергей Леонидов

Моряк и краевед

Почему вы, гражданские, строем не ходите?

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

Про женщин и про любовь

Присылайте свои истории!

Как латвийский апартеид истребляет русских неграждан

Понятно. У нас дома — демократия. Каждый имеет право на заблуждения.

Страсти по Костюшко и операция «Навет»:

Вы, как мне кажется, перепутали сбор налогов и подметание улиц с переформатированием мозгов. Тут силовыми методами легко добиться противоположного результата. Насильно мил не будеш

В какие отрасли калининградской экономики может прийти бизнес из Беларуси?

Да это не только проблема Петербурга. Это проблема всего мира. Китайские анклавы во всех странах не приносят доход ни государству, ни городам. Единственное место, где китайцы плат

У Литвы и Польши нет денег на атомную энергетику

Включаю логику....через несколько лет (уже решили) Прибалтийская электросеть должна отделиться от Российско-Белорусской....т.е. КАК покупать-то будут ? Вернее, возможно и начнут по

СМЕХ И СЛЁЗЫ ПЕРВОГО РАБОЧЕГО ДНЯ. РОМАНТИКА БЕЛОРУССКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Кошмар !!! Или я подтёр в закладках не то фото на радостях . Была карточка непосредственно с фотоаппарата . Эта , на Ф.Б. (имхо) сделает то же самое .А я-то , надуваясь от радости

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.