Вдохновлённая свыше

О главном отличии русской литературы
 
Чем русская литература принципиально отличается от западной?

В нашей есть душа, и она занимает ключевое место в системе ценностей героев. Материальный достаток и цивилизационный комфорт — это то, к чему яростно стремится герой западной литературной традиции. Он успешно справляется с жизненными неурядицами, решает свои финансовые проблемы, покупает дом, она приходит к нему, и оба живут максимально долго и счастливо, утешая друг друга в чистоте и уюте.

В русской литературе такая ситуация — это, скорее, стартовые условия.

Чего не хватает Евгению Онегину — жизнь удалась, деньги льются рекой, девушки любят со всех сторон, встаёшь, когда хочешь (пожалуй, самое главное) и ложишься, когда хочешь: вроде бы всё есть — и, естественно, наследник всех своих родных.

У Пьера Кирилловича Безухова тоже замечательная начальная платформа: счастливейший наследник богатейшего вельможи Российской империи ещё екатерининских времён, общественное признание, ветреная, разгульная, но вполне себе хитроумная жена, да и цепкий, домовитый тесть-накопитель, с которым точно не пропадёшь. Казалось бы, утешайся своим статусом самого влиятельного царедворца и не желай ничего большего.

Однако нет — тернистый путь для русского литературного героя только начинается.

Один, пресытившись всеми прелестями и соблазнами потребительского образа жизни, испытав все телесные удовольствия, вдруг неизлечимо заболевает не англицким сплином (!), а русской хандрой, едет в глухую деревню, впутывается в странную любовную историю, становится безвольной марионеткой в руках рокового случая, мучается после убийства друга, скитается, влюбляется, а потом, выслушав невероятно глубокий и вдохновлённый монолог, оказывается «как будто громом поражённым», точнее, озарённым. И, кажется, начинает что-то по-настоящему понимать и осмыслять сердцем.

Второй же не удовлетворяется обретенными золотыми горами и думает о высшем смысле своего существования, жаждет выхода своей вере, своим тайным импульсам, интуитивно ищет идеал.





Западный человек — насквозь рационалист, он уже мало верит в душу, а наш человек, пусть даже такой практически безнадёжный, как Евгений Онегин, «как-нибудь» воспитанный на основе материалистических ценностей постпетровской эпохи, на определённом этапе слышит зов души, которая нуждается в спасении — и идёт к нему.

Наши литературные традиции — это неизбежное отражение наших миров и мировоззрений.

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов…» — так просто, но так многообещающе начинается один из самых глубокомысленных и проникновенных рассказов Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник».

У главной героини есть всё, о чём она может мечтать, но она — поначалу невольно, неосознанно — стремится к чему-то другому, к чему-то высшему. Главному герою, в свою очередь, нравятся рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», а она всегда тянется к храму Христа Спасителя и собору Василия Блаженного; он водит её на «капустники» и лекции популярных лидеров символистского движения, он в восторге от «чего-то парижского», а её душа устремляется к сакральной — допетровской — Руси и красотам заречной снежно-сизой Москвы.

В конце концов она одаряет его телесной близостью, которая оказывается и духовным даром главному герою (от лица которого ведётся повествование), и посвящает себя Богу. В этом небольшом, но грандиозном рассказе заключается кодовый смысл всей сотериологической основы русской классической литературы.

И неясно — начинает ли в конце рассказа главный герой «я», по-онегински громом поражённый, понимать, что с ним произошло и как ему дальше быть? На этот явно не заданный, но внутренне проговорённый вопрос каждый читатель, так или иначе сравнивающий себя с героем, ответит самостоятельно.

Западная литература, моделируя «счастливый конец», не предлагает нам выбора — мы должны без возражений принять «благополучный» сценарий, а русская литература, вдохновлённая свыше, любит нас и призывает нас выбирать.

А напоследок — слова самого Бунина: «Я благодарю Бога за то, что Он дал мне написать «Чистый понедельник».
 

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    8 окт. 07:45
    №1 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва
    Именно так!На Западе бездушно все.А возьмем кино.В безбожном СССР какие душевные снимали фильмы!А сейчас?Шлепаем по лекалам голивуда однодневную дрянь.
    Поддержали: Константин Васильев, Юрий Васильевич Мартинович, Владимир Копылков, Ярослав Александрович Русаков
     
    •  
      8 окт. 09:05
      №15 Константин Васильев Россия Сергей Радченко (дядя Серёжа) (№1)
      Голливуд раньше выпускал не менее душевные фильмы. 
      А  уже года три ни одного достойного фильма. Все фильмы ориентированны на школоту... Даже звездные войны испохабили....
      Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа)
       
    •  
      Я думаю, всё обстоит немного иначе. 
      Во-первых, сейчас в РФ тоже снимают "душевные фильмы", только нам их по ТВ не показывают и в Ригу не завозят. Те, кто заправляют на российском ТВ  и в рижских кинотеатрах уже 30 лет как взяли на себя обязательства оболванивать зрителя. Зачем? Задачи у них две. Первая - "опустить" русскоязычного зрителя (не только и не столько в Латвии, сколько в самой РФ)..Вторая - не выпускать его за рамки психологии потребления. 
      А во-вторых, Сейчас в процентном соотношении на Западе "шлепают однодневную дрянь" в таких же количествах, что и в РФ. Кризис культуры последние 30-40 лет наблюдается во всем мире. Смотрите, сейчас переводится на русский и появляется в русских магазинах практически всё новое в западной беллетристике. Заметьте, это не проза, а исключительно беллетристика. (Прозаиков на Западе почти нет, как их начисто нет сегодня в русской литературе). И читать это гигантское количество литературных новинок невозможно. (Сейчас посыпятся возражения - а я прочитал то, а я - это. Да, есть категория читателей, которые, как киты, пропускают через себя весь планктон, в поисках жемчужин литературы. Честь им и хвала. Признаюсь, я к их числу не отношусь: выбираю, что читать, по интуиции и другим признакам. Тем более, что привык читать очень медленно, и  получать от этого определенное - если не удовольствие, нет, конечно, не удовольствие, а наслаждение).
      Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа)
       
  •  
    8 окт. 07:59
    №2 arvid miezis Латвия

    Что только не приписывают писателям, композиторам....
      Ну а о “без выборности судьбы” в творчестве Бальзака, Уайльда, Бронте , Гюго....в первые слышщу.

    Поддержали: доктор хаус, Aisek Brombergs
     
  •  
    8 окт. 08:03
    №3 uke uke Латвия
    Он успешно справляется с жизненными неурядицами, решает свои финансовые проблемы, покупает дом, она приходит к нему, и оба живут максимально долго и счастливо, утешая друг друга в чистоте и уюте.

    В русской литературе такая ситуация — это, скорее, стартовые условия
    ---
    Вот-вот.Русская литература-это литература барчуков,высшего сословия.Русский народ выступает  в качестве фона,как индейцы в романах Купера и прочих(ведь это рассказы белых об индейцах).
    Трудно представить,что Пушкин был современником Бальзама,а Чехов-Джека Лондона.
    Собственно,в насквозь сословном характере русского общества -истоки русской революции,марксизм под руку подвернулся.
    Дворянин Ульянов хорошо понимал свою страну, когда выступил со своими апрельскими тезисами в 1917 году.Самый момент-оседлать волну возмущения от многовекового закабаления народа.
    Да что там,вот что Иван Бунин писал о собственном отце:
    -
    Иван Алексеевич вспоминал об отце как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, горячем и великодушном одновременно: «Всё его существо было… пропитано ощущением своего барского происхождения». 
    Поддержали: Владимир Иванов, arvid miezis, igor reut, Константин Васильев, Борис Бахов
     
    •  
      8 окт. 08:24
      №5 arvid miezis Латвия uke uke (№3)
      ...Пушкин был современником Бальзама...  :)
      Поддержали: Ярослав Александрович Русаков
       
    •  
      9 окт. 11:52
      №150 Гарри Гайлит Австрия uke uke (№3)
      Да-а-а... Понакатали вы тут! А ведь литература - это из области культуры. А культура русская, как и любая другая из "старых", великих культур - с прошлым, с большой историей - так сказать состоит из двух: из высокой, теперь городской, и низкой, народной, теперь деревенской. В русской культуре преобладает, довлеет и формирует всё дворянская культура, аристократическая. И нет тут никакого "закабаления народа". Есть только его возвышение. А "барчуки" - так ведь это персонажи. Глупо называть Толстого, Чехова, Блока - барчуками. А то ведь и вас можно назвать соответственно... (Кстати, почему невозможна латышско-русская интеграция культур. Потому что латышский этнос намного моложе русского, сложился гораздо позже, и культура у него народная, сегодня получается - какая?... Уж никак не дворянская, а народная. Интеграция высокого с низким ну, никак не получится.)   
       
  •  
    8 окт. 08:18
    №4 Владимир Иванов Россия
    Дворяне... Мучаются, влюбляются, хандрят, а всякие там крестьяне с купцами и промышленниками куют ВВП страны.
     Во всей этой "классике" почему-то главные герои хронические бездельники. Балы-интрижки-охота, одним словом — "элои".

    Если очень коротко, то элои и морлоки — это название двух ветвей человеческого рода из романа Герберта Уэллса «Машина времени».

    И те, и другие — далёкие потомки современного человечества (Путешественник встречает их в 802 701 году). По сути две расы, проживающие в неком подобии чудовищного симбиоза.

    Элои изнежены и слабы физически, а кроме того — невероятно примитивны. Как и детей, их интересуют только развлечения и игры; как дети, они не способны на решительные действия и поступки, не могут сосредотачиваться на чем-то одном (особенно если это «что-то» малопонятно и не может служить для развлечений), и, как дети, они не размышляют. Они утратили способность что-либо производить или создавать: даже живут в разрушающихся старых зданиях, а кормятся — фруктами.
    Онегин, Безруков, братья Карамазовы и прочие там Обломовы. Даже маниакальный Раскольников и тот без дела болтается.
    Тут я для себя открыл "производственный роман", автор Артур Хейли. Читал, повизгивая от удовольствия. 
    Потом прочел и не удивился, что автор пару-тройку лет общался с отельерами (работниками этой области), набирался историй, которые удачно разместил в романе. Читаешь про жизнь — как бармен жулит, как менеджер на основе полученной информации принимает решения, как вор спасает женщину во время катастрофы и уходит с добычей. 
    Жизнь, настоящая, яркая, где главные персонажи вызывают живой интерес.
    "Колеса" (роман) — аналогично. Продавцы машин общаются с потенциальными покупателями, в их столе вмонтированы микрофоны и босс их слушает, выходит в зал и "подигрывает".  Профсоюзные деятель ругается с мастером, жена главного менеджера от скуки воровать в магазинах стала, потом какие-то любовные шашни устраивать пытается. Негры на работу опаздывают, т.к. полжизни просыпались без привязки ко времени...
    Это не воспевания страданий на природе молодого лентяя.
    Поддержали: доктор хаус, Лаокоонт .
     
  •  
    8 окт. 11:09
    №41 Гарри Гайлит Австрия
    """"""  "Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов…"
         Вроде бы простые слова, но вот чудо - сколько красок, музыки, атмосферы в них сконцентрировано! Энергетика! И сколько обещания чего-то необыкновенного... 
    Поддержали: Маша Сковородкина
     
  •  
    8 окт. 11:24
    №43 Юрий Васильевич Мартинович Литва
    Автор только чуть-чуть дотронулся до очень важной темы души и духовности, но уже заставил задуматься, вспомнить, перечитать и полистать. Значит это чрезвычайно необходимо сохранить, не растерять в наш век рынка и денег. Уже по другому воспринимается классика. Именно за это любят русскую литературу и искусство во всем мире, потому что уже многим это недоступно, но по-прежнему сильно не хватает.
    Поддержали: Валерий Курочкин, Олег Озернов, Гарри Гайлит
     
  •  
    8 окт. 11:24
    №44 Борис Бахов Латвия
    Рассуждения о превосходстве, духовности или ущербности некоего западного или юго-восточного человека так же нелепы, как дискуссия о превосходстве француза над немцем, китайца над негром, русского над чеченом. Образцов "материального" и "духовного" в европейской литературе можно за полчаса насобирать на целую диссертацию. Да собственно смешно и противопоставлять русскую литературу европейской. Русская литература и культура в целом почти целиком базируется на заимствовании европейской традиции.
    Поддержали: Андрей (хуторянин), Леонид Леонидов, доктор хаус, Лаокоонт ., Ян Заболотный, Андрей Красильников, Phil ., Ян Вендровец
     
  •  
    8 окт. 11:30
    №46 Гарри Гайлит Австрия
    """""В этом небольшом, но грандиозном рассказе"""""

       И грациозном!...  В нем много всего чего, и... нет ничего лишнего. Еще что
    удивительно - его можно перечитывать и перечитывать, он не надоедает, как - не знаю, может быть, как стихи, или как молитва.  А ведь  есть совсем противоположное мнение - мол, порнушка. Старичок ударился в клубничку.
    Это о "Темных аллея" в целом.  Сперва я обомлел, когда услышал. И не нашелся, что ответить.  А ведь  - я теперь только сообразил: сказала это одна бизнес-леди. Человек западнистский, рационального склада  ума. Так что дело не только в различии литературного мышления.  
    Поддержали: Юрий Васильевич Мартинович
     
  •  
    8 окт. 11:40
    №48 Леонид Радченко Латвия
    холодно зажигался газ в фонарях 
     
    Зажигался, может быть, и холодно, но горел вполне тепло. 
    Сейчас мало кто знает, что в так называемых газовых фонарях свет получался не от пламени горения газа, а от раскаляемого этим пламенем колпачка накаливания. Свет был не холоднее, чем в электрических лампочках, в которых волосок нагревается электрическим током. 
    Поддержали: Товарищ Петерс
     
    •  
      8 окт. 15:27
      №89 Товарищ Петерс Бермудские острова Леонид Радченко (№48)
      холодно зажигался газ в фонарях

      Сейчас мало кто знает, что в так называемых газовых фонарях свет получался не от пламени горения газа
      ----------------

      Автор намеренно ввел читателя в заблуждение.
      Цель: запутать молодежь в знаниях электротехники, внушить ей ложные идеалы.
      Акция проплачена Соросом.
      Поддержали: Леонид Радченко, Маша Сковородкина
       
    •  
      Но холодный свет характеризует не нагревание,это характеристика цветовой температуры.Холодный свет- смещение в голубую часть спектра.
      В аквариуме специально применяют лампы с самой *холодной* цветовой температурой.
      Так как *холодный* свет соответствует тому , когда пасмурно,солнце зашло,то  для человека он угнетающее действует.
      Поэтому,вполне возможно,что писатель весьма точно отражает цветовую температуру газовых фонарей,противопоставляя ей цветовую температуру витрин магазин( смещение в желтую часть спектра)
       
  •  
    8 окт. 12:23
    №58 Aisek Brombergs Латвия
    Нелепое противопоставление литературных традиций. Но вполне понятное - работа у пропагандиста такая...
    Поддержали: доктор хаус, Леонид Леонидов, Лаокоонт ., Илья Нелов (из Тель-Авива), Phil ., Marija Iltiņa
     
  •  
    8 окт. 21:15
    №114 Ян Заболотный Латвия
    Надо же, уж не помню когда последний раз с таким интересом прочитал большинство комментариев. Думаю что не я один. Спасибо спикеру за тему.
     
  •  
    9 окт. 13:43
    №156 Phil . Латвия
    Западный человек — насквозь рационалист, он уже мало верит в душу, а наш человек, пусть даже такой практически безнадёжный, как Евгений Онегин, «как-нибудь» воспитанный на основе материалистических ценностей постпетровской эпохи, на определённом этапе слышит зов души, которая нуждается в спасении — и идёт к нему.

    Великий Гетсби, не говоря уже о всяких Сореллях.
    Поддержали: Ян Вендровец
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить