В каком мире живёт Валерий Карбалевич?

 
 
 

Валерий Карбалевич на сайте белорусской редакции «Радио Свобода» удосужился ответить на мою реплику. Прежде всего хочу сказать, что благодарен ему за уточнение своей позиции и цивилизованную дискуссию, которая в наших краях встречается нечасто.

 

Карбалевич считает себя либералом, которому из-за угрозы «русского мира» оказались близки идеи этнонационализма. На самом деле в этом нет ничего удивительного, и «русский мир» тут, скорее всего, ни при чем.

Дело в том, что в Восточной Европе давно сложился альянс так называемых «либералов» и националистов. Почему так называемых?

Да потому, что обычно этот «либерализм» заканчивается, когда речь идёт о русском языке, правах русскоязычных граждан или позитивном отношении к России. Заканчивается — и начинается дикий микс из русофобии и архаического этнонационализма.

Это в Западной Европе либералы имеют мало общего с националистическими идеями, а вот в Восточной «национал-либерализм» явление типическое, поэтому взгляды у Валерия вовсе не оригинальные. И результаты воплощения этих взглядов в жизнь в нашем регионе впечатляют своей удивительной деструктивностью: разгромленная промышленность, этнические конфликты, войны, массовый исход населения.
 
Впрочем, каждый имеет право исповедовать те взгляды, которые ему нравятся, даже если они самоубийственны.
 

Валерий Карбалевич настаивает на том, что все мы живем в мифологическом мире, и если у вас нет своего, удревняющего национальную родословную мифа, то вы обречены попасть в колониальную зависимость. Причем «удревняться» и отделяться надо именно от России.
 
Да, я считаю, что Беларусь — это одно из русских государств, как, например, Австрия или Лихтенштейн — одно из немецких. И право на существование нашего государства происходит не из исторической мифологии, а из самобытной политико-экономической модели, по моему мнению, более справедливой, чем в современной России.
 
И если эта модель, основанная в том числе на государственном признании равноправия белорусского и русского языков, особом отношении к памяти о Великой Отечественной войне и развитию доставшегося от БССР промышленного базиса рухнет, то именно тогда для большинства наших граждан и возникнет вопрос о целесообразности существования отдельного государства. Можно назвать это реализмом.
 
Валерий Карбалевич в подтверждение своих слов о решающем значении исторической мифологии для становления нации неожиданно обильно, в лучших советских традициях, цитирует А.Г. Лукашенко. Все цитаты сводятся к тому, что, мол, руководитель Беларуси так испугался «русского мира» и казуса с Крымом, что уже готов принять как свою националистическую мифологию.
 
Только, видимо, в словах Лукашенко мы слышим разное. Карбалевич, выдавая желаемое за действительное, уже выделил Полоцкую землю из общей системы Древней Руси и даже противопоставил это России. Про «отцов-основателей» БНР Карбалевич почему-то пропустил ключевые слова:

 

 

«Некоторые деятели, одухотворенные высокими идеями, так и не поняли того, что независимость и свободу войска кайзеровской Германии не принесут никогда».

 
 


Немецкий сюжет вообще интересный. Валерий отрицает, что для многих его единомышленников и для него лично пронацистские коллаборанты — это один из важнейших элементов культивируемой националистической мифологии.

Допустим. Тогда почему до сих пор мы не услышали из их уст, из уст руководства Рады БНР однозначного осуждения этих деятелей? Почему все эти национальные мифологи предпочитают стыдливо замалчивать повальную связанность нацизма и белорусских националистов во время Великой Отечественной, а затем многолетнюю их работу на западные спецслужбы?

Где же покаяние и раскаяние? Или каяться и посыпать голову пеплом должны только «ватники» и «совки»?
 
Но, кажется, тема с немецкими прислужниками не такая интересная, как миф о «европейском ВКЛ». А известно ли Валерию, что в ВКЛ долгое время сохранялись институты и традиции из древнерусской эпохи? И что в то давнее время в Западной Европе и Польшу, и ВКЛ считали варварской периферией?

Если ВКЛ было частью европейской цивилизации, то почему Великое княжество Московское — нет? Не потому ли, что литвины-белорусы — такие себе извечные европейцы, а московиты-русские — азиаты? Да?

Ну вот и опять вернулись к немцам. Точнее, к исповедуемому ими некоторое время расизму. И это проистекает из самой логики националистического мировоззрения.
 

Теперь о мирах. Совершенно непонятно, откуда пан Карбалевич взял, что меня ужасает «белорусский мир». Вообще-то я в нем живу, и он мне нравится. Кроме того, его модель, концепция (подробно и, наверное, впервые описанная, например, здесь) меня вполне устраивает.

Хотя, возможно, именно такое понимание «белорусского мира» будет ужасать как раз самого Валерия. Про белорусское понимание «русского мира» я тоже высказывался и не вижу ничего, что могло бы противопоставить его «белорусскому».
 
Кроме того, раз уж Валерию так по душе пришлись цитаты высшего руководства страны, сообщу, что буквально на днях на Конгрессе русской прессы в городе-герое Минске я лично, своими ушами слышал от А.Г. Лукашенко слова о том, что без русского языка у Беларуси нет будущего, а, например, «Витебск — это самый русский город».

 
 
Министр информации Лилия Ананич там же сказала, что «чем крепче будет белорусский язык, тем крепче будет русский мир».
 



Как видим, нет никакого противопоставления, к которому так хочет склонить нас Валерий. О чем это говорит?

Скорее всего, о том, что именно он живет в своем собственном мире националистической мифологии, далеком как от реальной политики, так и от настроений подавляющего большинства белорусов.

Это не плохо и не хорошо, это личный выбор каждого. Плохим это становится только тогда, когда эта мифология из странной причуды небольшой группы граждан превращается в фактор реальной политики.
 
Что будет происходить в этом случае, мы можем удостовериться, обратив взор на нашу южную соседку. Там количество «мифологов» с оружием и без, оказавшихся у власти в результате государственного переворота, обратно пропорционально состоянию правопорядка, уровню доходов населения и перспективам будущего страны.
          

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    17 июля 10:08
    №1 Валентин Антипенко Беларусь

    Пожилые оппозиционеры не склонны менять годами сложившуюся  риторику, так как боятся потерять своё лицо.

    У них даже в мыслях нет переставить ногу из своей песочницы на травку рядом.

    Им "заўсёды ўсё будзе дрэнна"

     

     
    •  
      17 июля 11:54
      №3 Георгий Андриевский Беларусь Валентин Антипенко (№1)
      Кто наливает в корыто, тот и заказывает музыку. Радио Свабода - не кружок для самовыражения, а пропагандистский инструмент госдепа, который действует по старому как мир принципу "разделяй и властвуй". Они выращивают новую элиту, которую потом поведут к власти. Карбалевич - просто винтик этой системы. Так что какое тут лицо? Как говорил один политик "у корыта все хрюкают одинаково".
       
  •  
    17 июля 11:41
    №2 Георгий Андриевский Беларусь
    Правильное замечание насчет того, что вся сьвядомая братия не имеет никакого отношения ни к демократии, ни тем более к либерализму. Ни имеют они также никакого отношения ни к национализму, ни к патриотизму.
    Самое смешное,  а может и страшное, что эти люди пытаются построить национальную гордость на бредовых фантазиях, фактически на лжи и выдают этот самоубийственный рецепт нациестроительства за некую абсолютную ценность.
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить