Что делать

11.06.2018

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

В истории вокруг Куропат пора поставить государственную точку

В истории вокруг Куропат пора поставить государственную точку
 
      

Несмотря на тот факт, что информация о наличии массовых захоронений граждан в лесном урочище Куропаты на северо-восточной границе Минска была впервые обнародована более 30 лет назад, точка в этой истории не поставлена до настоящего момента.
 


Куропаты по-прежнему остаются местом политического противостояния и скандалов, что лишь оскорбляет память о погребенных там людях.

Открытие ресторана «Поедем поедим» в непосредственной близости от предполагаемых мест захоронений сопровождается малочисленными, но очень шумными акциями протеста, в ходе которых экзальтированные активисты организаций националистической оппозиции кошмарят персонал и посетителей заведения общественного питания, нередко балансируя на грани безумия.

Апогеем этого противостояния стал случай, когда, не желая пропускать в ресторан приехавшего пообедать мужчину, находящаяся в состоянии сильного эмоционального возбуждения барышня просто укусила его за руку.

На настоящем этапе со всеми желающими покушать активисты проводят «профилактические беседы», ограничивают доступ к заведению, а в радикальных СМИ публикуются установочные данные собственников ресторана с оскорбительными комментариями.
 

Между тем речь идет о многомиллионных инвестициях, абсолютно легальном бизнесе — и понятно, что рано или поздно от владельцев «Поедем, поедим» последует обращение в правоохранительные органы.
 

В этом случае нас снова ждут неприятные фотокадры, когда упирающихся всеми силами граждан разного пола и возраста будут тащить в милицейский автозак сотрудники минского ПМСН. Кто-то, конечно, презрительно сморщит носик, но у парней такая работа, а закон есть закон, и его нужно соблюдать.

И в этом случае возникает один, но самый важный вопрос: а где, собственно, память о погибших людях, где соблюдение права их родственников на скорбь по умершим, где государственное решение во всей этой истории? Как долго будет продолжаться в Куропатах весь этот паноптикум с митингами, укусами людей, задержаниями и т.д.?


Кто погребён в Куропатах?

В урочище неоднократно проводились расследования государственных комиссий, согласно заключениям которых там погребены жертвы сталинских репрессий 1937—1940 годов.

Понятное дело, что неадекватными с точки зрения исторической науки выглядят цифры в 250 или 100 тысяч человек, которые в разные годы называли представители националистических кругов.

Однако даже если взять за основу информацию последнего расследования, озвученную бывшим Генеральным прокурором Олегом Божелко о количестве расстрелянных в 7 тысяч человек, то это тоже весьма серьезная цифра.

Понятное дело, что не все из этих лиц были жертвами политических репрессий, многие были приговорены к исключительной мере наказания за преступления уголовного характера, что, однако, не должно отменять право памяти о них для далеких потомков.

Кроме того, — и этот факт также надо учитывать, — в 90-е годы было сформировано несколько «общественных комиссий», которые пришли к выводу, что в Куропатах захоронены жертвы нацистского террора — евреи, уничтоженные гитлеровскими оккупантами в годы Великой Отечественной Войны.

 


     Читайте в ИМХОклубе
 

     Александр Дюков
, историк.
    Куропаты: к вопросу о численности расстрелянных


  
 



И в этой истории также до настоящего момента не высказана внятная государственная позиция, так как публикации и «расследования» по теме фиксируются и до настоящего момента.

Пассивность государства в этом вопросе порождает нездоровый активизм радикальных группировок вокруг Куропат, манипуляции с данными как о количестве расстрелянных граждан, так и об организаторах этих расстрелов. Вокруг урочища пытаются создать миф «о борьбе за независимость Беларуси против коммунистической идеологии», хотя всем известно, что в БССР не было серьезных антисоветских выступлений, а немало жертв репрессий 1937-1938 годов это партийные работники и сотрудники органов НКВД.

Присматриваются к Куропатам и западные державы, ведь не зря в ходе своего визита в нашу страну президент США Билл Клинтон посетил именно это место с целью установления памятного знака — т.н. «скамейки Клинтона».

Отдельно необходимо рассматривать деятельность вокруг Куропат политических кругов Польши, которые считают, что в урочище органами НКВД в 1940—41 годах проводились расстрелы польских офицеров (т.н. «белорусский катынский список»). Несмотря на то, что эти заключения носят предположительный характер, некоторые деятели умудряются возложить моральную ответственность за трагедию на современное белорусское государство и переносить этот вопрос в плоскость политических отношений между Минском и Варшавой.

Не стоит, конечно, сравнивать факт оккупации Западной Беларуси Польшей в 1921—1939 годах и репрессии НКВД против польских офицеров (это два разных сюжета), однако очевидно одно:
 

Куропаты стали местом достаточно мелких внутриполитических дрязг и геополитических интриг, а это явно неадекватная ситуация для места массового захоронения людей.
 
 

Пора внести ясность

В бытность главным редактором газеты Администрации Президента «Беларусь Сегодня» Павел Якубович высказал очень здравую мысль о том, что в истории Куропат необходимо наконец внести ясность и силами государства установить в урочище памятник погибшим. Позже эта идея была поддержана в эфире телевизионной программы «Дело принципа» представителями экспертного сообщества и в том числе автором этой статьи.

Представляется, что в интересах развития суверенной Беларуси нужно дать обществу толковый ответ относительно характера захоронений: кто и в каком количестве погребен в Куропатах, граждане БССР, польские офицеры, евреи или все вышеназванные категории?

Также необходимо однозначно поставить точку в споре, кто несет ответственность за расстрелы — НКВД или нацистские карательные органы? После этого в урочище необходимо создать мемориал как место скорби и убрать оттуда все поделки вместе с «демократическими активистами».

Что касается ресторана, то он никак не противоречит статусу этого места, примеров такого соседства полно в разных городах мира и в белорусской столице в частности. Ведь никто, включая представителей еврейской общины, не возмущается соседством мемориального комплекса «Яма» с рестораном «Публика» или шумным летним кафе. Никого не смущают рестораны, находящиеся в непосредственной близости от «Острова Слез», Кальварийского кладбища и пр.

Фактически по всему Минску находятся места массовых захоронений людей, где сейчас возведены храмы, жилые кварталы, торговые центры, спортивные объекты, разбиты парки и т.д.

Главное в этой ситуации — оставлять место для объективной исторической памяти и не позволять использовать трагизм нашей истории в мелких политических потасовках.

 
Подписаться на RSS рассылку

О диктатуре ущемляшек

Намедни кто-то сетовал тут по пропавшему "доктору хаусу". Я на одну статью наткнулась.. не сдрыснул ли доктор из "благословенной Латвии", покинув свой наследный хутор на бог знае...

Патриотизм как последнее прибежище — 2

Почему не надо ? На болоте немноголюдно и никогда не бывает волн .

Церковный раскол. История повторяется?

Перетопчутся. У них столько грехов, совершённых их национальными идолами - им ввек эти грехи не отпеть, так что пусть себе. Не всё же им воровать, тут и другим надо как-то жить, ...

«Cтрана доверилась фашисту»

Конечно, я люблю и свою страну Литву (она в разы больше, чем сейчас Литовское Государство).

У Европы нет больше денег на «шпроты»

трампо-брехиты брешут из государств настолько национально пёстрых, что как аргумент национализирования никак не подходят