Что делать

11.06.2018

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

В истории вокруг Куропат пора поставить государственную точку

В истории вокруг Куропат пора поставить государственную точку
  • Участники дискуссии:

    1
    1
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
      

Несмотря на тот факт, что информация о наличии массовых захоронений граждан в лесном урочище Куропаты на северо-восточной границе Минска была впервые обнародована более 30 лет назад, точка в этой истории не поставлена до настоящего момента.
 


Куропаты по-прежнему остаются местом политического противостояния и скандалов, что лишь оскорбляет память о погребенных там людях.

Открытие ресторана «Поедем поедим» в непосредственной близости от предполагаемых мест захоронений сопровождается малочисленными, но очень шумными акциями протеста, в ходе которых экзальтированные активисты организаций националистической оппозиции кошмарят персонал и посетителей заведения общественного питания, нередко балансируя на грани безумия.

Апогеем этого противостояния стал случай, когда, не желая пропускать в ресторан приехавшего пообедать мужчину, находящаяся в состоянии сильного эмоционального возбуждения барышня просто укусила его за руку.

На настоящем этапе со всеми желающими покушать активисты проводят «профилактические беседы», ограничивают доступ к заведению, а в радикальных СМИ публикуются установочные данные собственников ресторана с оскорбительными комментариями.
 

Между тем речь идет о многомиллионных инвестициях, абсолютно легальном бизнесе — и понятно, что рано или поздно от владельцев «Поедем, поедим» последует обращение в правоохранительные органы.
 

В этом случае нас снова ждут неприятные фотокадры, когда упирающихся всеми силами граждан разного пола и возраста будут тащить в милицейский автозак сотрудники минского ПМСН. Кто-то, конечно, презрительно сморщит носик, но у парней такая работа, а закон есть закон, и его нужно соблюдать.

И в этом случае возникает один, но самый важный вопрос: а где, собственно, память о погибших людях, где соблюдение права их родственников на скорбь по умершим, где государственное решение во всей этой истории? Как долго будет продолжаться в Куропатах весь этот паноптикум с митингами, укусами людей, задержаниями и т.д.?


Кто погребён в Куропатах?

В урочище неоднократно проводились расследования государственных комиссий, согласно заключениям которых там погребены жертвы сталинских репрессий 1937—1940 годов.

Понятное дело, что неадекватными с точки зрения исторической науки выглядят цифры в 250 или 100 тысяч человек, которые в разные годы называли представители националистических кругов.

Однако даже если взять за основу информацию последнего расследования, озвученную бывшим Генеральным прокурором Олегом Божелко о количестве расстрелянных в 7 тысяч человек, то это тоже весьма серьезная цифра.

Понятное дело, что не все из этих лиц были жертвами политических репрессий, многие были приговорены к исключительной мере наказания за преступления уголовного характера, что, однако, не должно отменять право памяти о них для далеких потомков.

Кроме того, — и этот факт также надо учитывать, — в 90-е годы было сформировано несколько «общественных комиссий», которые пришли к выводу, что в Куропатах захоронены жертвы нацистского террора — евреи, уничтоженные гитлеровскими оккупантами в годы Великой Отечественной Войны.

 


     Читайте в ИМХОклубе
 

     Александр Дюков
, историк.
    Куропаты: к вопросу о численности расстрелянных


  
 



И в этой истории также до настоящего момента не высказана внятная государственная позиция, так как публикации и «расследования» по теме фиксируются и до настоящего момента.

Пассивность государства в этом вопросе порождает нездоровый активизм радикальных группировок вокруг Куропат, манипуляции с данными как о количестве расстрелянных граждан, так и об организаторах этих расстрелов. Вокруг урочища пытаются создать миф «о борьбе за независимость Беларуси против коммунистической идеологии», хотя всем известно, что в БССР не было серьезных антисоветских выступлений, а немало жертв репрессий 1937-1938 годов это партийные работники и сотрудники органов НКВД.

Присматриваются к Куропатам и западные державы, ведь не зря в ходе своего визита в нашу страну президент США Билл Клинтон посетил именно это место с целью установления памятного знака — т.н. «скамейки Клинтона».

Отдельно необходимо рассматривать деятельность вокруг Куропат политических кругов Польши, которые считают, что в урочище органами НКВД в 1940—41 годах проводились расстрелы польских офицеров (т.н. «белорусский катынский список»). Несмотря на то, что эти заключения носят предположительный характер, некоторые деятели умудряются возложить моральную ответственность за трагедию на современное белорусское государство и переносить этот вопрос в плоскость политических отношений между Минском и Варшавой.

Не стоит, конечно, сравнивать факт оккупации Западной Беларуси Польшей в 1921—1939 годах и репрессии НКВД против польских офицеров (это два разных сюжета), однако очевидно одно:
 

Куропаты стали местом достаточно мелких внутриполитических дрязг и геополитических интриг, а это явно неадекватная ситуация для места массового захоронения людей.
 
 

Пора внести ясность

В бытность главным редактором газеты Администрации Президента «Беларусь Сегодня» Павел Якубович высказал очень здравую мысль о том, что в истории Куропат необходимо наконец внести ясность и силами государства установить в урочище памятник погибшим. Позже эта идея была поддержана в эфире телевизионной программы «Дело принципа» представителями экспертного сообщества и в том числе автором этой статьи.

Представляется, что в интересах развития суверенной Беларуси нужно дать обществу толковый ответ относительно характера захоронений: кто и в каком количестве погребен в Куропатах, граждане БССР, польские офицеры, евреи или все вышеназванные категории?

Также необходимо однозначно поставить точку в споре, кто несет ответственность за расстрелы — НКВД или нацистские карательные органы? После этого в урочище необходимо создать мемориал как место скорби и убрать оттуда все поделки вместе с «демократическими активистами».

Что касается ресторана, то он никак не противоречит статусу этого места, примеров такого соседства полно в разных городах мира и в белорусской столице в частности. Ведь никто, включая представителей еврейской общины, не возмущается соседством мемориального комплекса «Яма» с рестораном «Публика» или шумным летним кафе. Никого не смущают рестораны, находящиеся в непосредственной близости от «Острова Слез», Кальварийского кладбища и пр.

Фактически по всему Минску находятся места массовых захоронений людей, где сейчас возведены храмы, жилые кварталы, торговые центры, спортивные объекты, разбиты парки и т.д.

Главное в этой ситуации — оставлять место для объективной исторической памяти и не позволять использовать трагизм нашей истории в мелких политических потасовках.

 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Терех
Беларусь

Юрий Терех

Поехал… поел…

Валентин Антипенко
Беларусь

Валентин Антипенко

Управленец и краевед

Новый виток политических игр вокруг Куропат

И чем он может закончиться

Юрий Терех
Беларусь

Юрий Терех

Хроники варты

Дмитрий Перс
Беларусь

Дмитрий Перс

Руководитель проекта «Отечеству верны»

Мая краiна — крэсы ўсходнiя

Десять «за» в пользу «диктатора»

Народ Беларуси (впрочем, как и любой другой народ) допустит все что угодно, лишь бы было тепло и сытно. Людям свойственно стремиться к комфорту, а сидеть в землянках ради того чтоб

В Беларуси сценарий украинского Майдана невозможен – эксперт

Украинский Майдан является всего лишь одним из бесчисленных вариантов смены власти, поэтому заострять на нем внимание как на особо выдающемся историческом событии нет смысла. По бо

Городец наш небольшой… (Путешествие по матушке Волге…Часть 7)

Какая связь вашего отмороженного соседа с Александром Невским? Никак не вкурю.

В столице Поволжья (Путешествие по матушке Волге…Часть 8)

Насколько помню, в Эстонии новус - "короной" называют.

Как отдельные «историки» пытаются обелить нацистов

"Если уподобиться дятлу"(с) то и кандидата исторических наук, магистра политологии можно обозвать "псевдоисториком"(с). :-)

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.