Лечебник истории

01.04.2020

Лев  Криштапович
Беларусь

Лев Криштапович

Доктор философских наук

ТУТЕЙШИЕ – ЗНАЧИТ РУССКИЕ

ТУТЕЙШИЕ – ЗНАЧИТ РУССКИЕ
  • Участники дискуссии:

    6
    23
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Приниженное и бесправное положение древнерусского народа в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой сохранялось на протяжении всего времени нахождения его в чужеземных польско-литовских образованиях. Вот жалоба о притеснениях православных жителей Слуцкого воеводства, представленная архимандритом Слуцкого монастыря российскому министру-резиденту в Варшаве графу Левенвольду в 1734 году:

«В том же году (1733) 10 февраля, Петро-Павловский в Минске монастырь, построенный от Князей Друцких-Горских, несколько сот лет бывший во владении благочестивых (православных) купно живущих в нем, следующее претерпел разорение:

«Собравшиеся на сеймик жители Литовские (шляхта) ворвались нагло с несколько стами лошадей, с стрельбою и всяким оружием воинским в церковь, на лошадях, во время вечернего пения самым не Христианским,  в свете никогда неслыханным для грабежа умыслом, стреляли из ружья на алтарь Великий, не почитая тела Христова, в Святом Таинстве содержащегося, и на образа Божии; служители их в то  самое время грабили тут же церковные золотые и серебреные сосуды и обдирали  оклады  на иконах и жемчужные приветы, так что Церковь и монастырь до конца разорили, лиша всего благолепия; лежащие под церковью в погребах тела мертвых выбросали; ворота монастырские, двери у келии и у трапезы, в анбарах, в сараях и в погребах все переломали; настоятеля и монахов жестоко в церкви и на монастыре били и увечили, лошадьми топтали, за волосы и за бороды драли, свечами  горящими глаза им жгли; ящик церковный с доходами похитив, деньги между собою разделили; словом, убытку монастырю учинили на 10 000 червонных» [1, c. 404].

И такими многочисленными жалобами  наших соплеменников заполнено все время нахождения их под польско-шляхетским игом.

Нахождение древнерусской народности в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой препятствовало выходу ее на более высокий уровень социального и культурного развития. В языковой сфере складывалась следующая ситуация: если русский язык в России на основе древнерусского языка шел по линии превращения в великий и могучий мировой язык, то древнерусский язык на территории нынешней Беларуси и Украины вынужден был остановиться в своем развитии и архаизироваться или, как выражались старые  языковеды, археологизироваться.

На эти  исторические обстоятельства, обусловившие архаизацию древнерусской народности в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, указал академик Николай Михайлович Никольский, который писал, что «с XIV века древнерусское население, которое жило на современной территории Белоруссии, подпало под иноземное господство, сначала под власть Литовского княжества, а затем, с половины XVI века, под  власть Польского королевства» [2, c. 12].

Специфика генезиса белоруса как архаизации древнерусской народности отразилась в таком квазиэтнониме, как «тутейшие».
 
Этот квазиэтноним «тутейшие» появился в результате утраты древнерусской народностью своей государственности в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой и, как следствие этой утраты, произошла архаизация древнерусской народности, то есть переход ее  собственного этнического самосознания с политического на этнографический уровень.
Можно сказать, что древний русский народ, лишившись своей русской государственности и оказавшись в чужеземных политических структурах, спрятал свою идентичность (русскость) в этнографию. Отсюда и появление как бы лишенного этнического признака понятия тутейшие, что впоследствии нашло свое отражение в этнографической, исторической и художественной литературе о белорусах.

Но такая этническая трансформация западнорусского народа в неэтнической форме была исторически обусловлена  необходимостью сохранения своей этничности во враждебном чужеземном государстве, а следовательно, четкого отграничения идентичности коренного жителя Белой Руси, от денационализированного западнорусского высшего сословия, с одной стороны, а с другой —  от пришлого этнического элемента на белорусской земле  – польской шляхты.

Уже в послании киевского воеводы князя Константина Острожского епископу владимирскому Ипатию Потею 21 июня 1593 года по поводу замышляемой унии с римской церковью можно видеть начало этой этнографической трансформации древнерусской этничности:

«…донести князю великому Московскому и московскому духовенству, какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ тутошний (выделено мною. – Л.К.) Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит и поносит» [3, c. 64-65].

И этот «народ тутошний Русский» (нынешние белорусы и украинцы) как раз противопоставляется полякам (ляхам) и литовцам как народам другой цивилизации, народам римским и латинским.

Что же касается восточного соседа белорусов и украинцев, то он называется не только русским народом, но и народом московским. Об этом свидетельствует и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, который в своем ответе 16 марта 1622 года  на письмо «беспутного» и «безрассудного» религиозного фанатика Иосафата Кунцевича как раз подчеркивал этническое единство «народа московского» и православных в Речи Посполитой именно как единого «народа русского» [1, c. 329-333].
 
Имея общую веру (культуру), общий русский язык, принадлежа к единой общерусской цивилизации, белорус и украинец видели в народе московском не своего духовного и национального оппонента, а один и тот же тип, объединяемый понятием Русь.
Если же и возникали конфликты между русским (белорусом) и русским (великорусом), то причина этой конфликтности носила не национально-психологический, а сугубо меркантильно-классовый характер. В этом плане любопытно признание папского посла в Польше Коммендоне, доносившего в 1564 году в Рим, что «все жители Киева и православное народонаселение в Литве симпатизируют московскому государю по причине веры» [4, c. 618-619].

Появление самих терминов Белая Русь, Черная Русь, Красная Русь, Малая Русь, Великая Русь свидетельствовало в то время не о национальной и политической характеристике, а о географической или территориальной. Московские официальные документы XVI-XVII веков знают выражение «Великая Русь», но не как этническое, а как сравнительное с другими русскими территориями – Белой Русью и Малой Русью, и понимают они эту Великую Русь не иначе как составную часть общей единой Руси (России).

«Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий Князь всея Великия, Малыя и Белыя Руси Самодержец» — так сформулирована эта мысль в титуле российских царей.

Кроме того, надо иметь в виду, что простой  народ (крестьяне) как Великой Руси, так и Белой Руси вплоть до советского времени не называло себя великорусами и белорусами. Этот момент хорошо подметил выдающийся русский ученый-языковед и этнограф Алексей Иванович Соболевский, который в своей работе «Русский народ как этнографическое целое» (1907) писал, что «русский народ нигде не называет себя великорусами, малорусами или белорусами; эти этнографические названия принадлежат науке и употребляются только образованными людьми» [5, c. 317-318].

Только в советское время научный этноним «белорус» в силу ликвидации неграмотности и значительного повышения уровня общей образованности всего населения, а также формирования советской белорусской интеллигенции стал общеупотребительным на Белой Руси. Можно сказать, то, что сегодня наш народ идентифицирует себя как белорусский, который родственен великорусскому, полнейшая заслуга советского времени.

Вот почему с точки зрения исторической истины совершенно ясно, что «тутейшие» по своей этнической природе являются русскими людьми.

 

Литература

1.Уния в документах: Сб./сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. – Минск, 1997.

2.Никольский, Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности /Н.М.Никольский. – Минск, 1956.

3.Акты Западной России. – СПб., 1851. – Т. 4.

4.Соловьев, С.М. История России с древнейших времен/С.М.Соловьев. – М., 1960. – Кн. III.

5.Украина – это Россия. – М., 2014.

 
 


Подписаться на RSS рассылку

Метки:

Дискуссия

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

Уроки из XIX века: русский дух против идеологической агрессии

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Русская цивилизация -- что это? (Часть 3)

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Русская цивилизация -- что это? (Часть 2)

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Русская цивилизация — что это?

Панамамаска

Следующая цель - полёт на электрической ракете.  Ещё лучше с использованием торсионных полей.

Страшно представить

У людей везде была такая наклонность - получать выгоду за счёт свободы других. На нашем континенте, например, более распространено "indentured servitude" (договорное рабство) - где

«Курляндский котёл». Немцы, сражавшиеся на стороне Красной Армии (Часть 2)

А мой отец там был в стрелковой дивизии. Был ранен осколком снаряда под Джуксте.

СОЮЗНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Здравствуйте Сергей Борисович! Если так выглядит бред (полный), то как выглядит полубред или не бред? Просветите пожалуйста.

Карма шута. Почему все предвыборные обещания Зеленского оказались фарсом

Конечно параллели видны - и тогда, и сейчас имеются многонациональные империи, старающиеся поработить всех своих соседей.Однако Персидская империя давным давно развалилась (и от не

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.