Как это делается

16.08.2019

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Страсти по Костюшко и операция «Навет»:

зачем полякам «сьвядомае кола»?

Страсти по Костюшко и операция «Навет»:
  • Участники дискуссии:

    16
    94
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


В преддверии знаменательной даты 17 сентября 2019 года, когда исполнится ровно 80 лет с момента освободительного похода Красной Армии в Польшу, приведшего к воссоединению разделенных белорусского и украинского народов, а информационном пространстве Беларуси отмечается нездоровая активизация т.н. «независимых» СМИ, прямо аффилированных с современной Варшавой либо выступающих с полонофильских позиций. 

Сначала польский государственный телеканал «Белсат» предложил белорусским десантникам отмечать свой профессиональный праздник не 2-го августа, а 8 июня в честь принятия присяги разведывательно-диверсионным подразделением немецкого Абвера, сформированным из белорусских коллаборационистов.

Затем интернет-издание «Наша Нива» вдруг озаботилась вопросом отсутствия в столице Беларуси г. Минске улицы имени Тадеуша Бонавентура Костюшко, вспомнив о том, что когда-то на эту тему в Мингорисполком была направлена интернет-петиция, собравшая целых 100 подписей в полуторамиллионном городе.

И если в первом случае мы имеем дело с явной деформацией сознания публициста «Белсата» Гелогаева, которая может закончится для него не только уголовно-правовыми последствиями в Беларуси, но и дисциплинарным взысканием со стороны польского работодателя, то во втором ситуация выглядит в гораздо большей степени интересной. 

Исторический экскурс и память о Костюшко 

Свой взгляд на проблему высказала Академия Наук Беларуси, точка зрения которой и была заложена в основу позиции Мингорисполкома, давшего отрицательный ответ на петицию интернет-активистов. Суть мнения ученых сводится к тому, что Тадеуш Костюшко — выдающийся человек, уроженец территории, относящейся к юрисдикции современной Беларуси, однако поляк по национальности, исторический герой, боровшийся за дело возрождения польского государства. При этом общеизвестная роль Костюшко в Войне за независимость США позволяет также считать последнего еще и американским национальным героем. 

К этому можно добавить, что Костюшко неоднократно называл Польшу своей Родиной, а в отношении жителей региона своего рождения, то есть, белорусских крестьян, писал близкому другу Гуго Колонтаю, автору знаменитой польской Конституции 3-го мая 1791 года, что мечтает о том, «чтобы все здесь было польским».

Примечательно, что уже упомянутая Конституция ликвидировала формальный раздел Речи Посполитой на Корону и Княжество и упраздняло государственность ВКЛ, находившуюся к тому времени в полумертвом состоянии. Конечно, «белорусскость» Великого Княжества Литовского к концу 18 —го века была, мягко говоря, «под вопросом» (западнорусский язык уже около 100 лет был изъят из делопроизводства и объявлен «холопским»), но даже этот пример указывает, что Костюшко сражался за польское унитарное государство.
 
И остается лишь согласиться с утверждением члена —корреспондента Академии Наук, доктора исторических наук Александра Ковалени, что «если бы Суворов не разбил Костюшко, то никакой Беларуси бы не существовало».  
Впрочем, история не знает сослагательного наклонения и белорусский народ, пройдя через этап пребывания в Российской Империи, получил государственность на советской платформе, позже трансформированную в нынешнюю Республику Беларусь. Причем и в советское время, и в современной Беларуси память Тадеуша Костюшко в знак уважения к знаменитому уроженцу нашей земли, а также как символ дружбы с польским народом, почиталась в достаточной мере в контексте его роли национального героя соседнего государства.

Его фигура увековечена в топонимике, создана мемориальная усадьба—музей Костюшко, что в принципе не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций в обществе. Беларусь вообще известна своим толерантным отношением к прошлому и рамках одной Брестской области вполне мирно уживаются музей Суворова в Кобрине и усадьба-музей Костюшко в г. Коссово, Ивацевичского района.  

Нужно отметить, что в неформальных разговорах белорусские чиновники высокого уровня говорят о том, что в истории необходимо искать то, что объединяет нацию, а не то, что ее разделяет, поэтому во внутренней политике исповедуется бесконфликтный подход, когда с одной стороны на государственном уровне празднуется День Великой Октябрьской Революции, а с другой — существует бюджетная программа восстановления средневековых замков, принадлежавших магнатам ВКЛ и Речи Посполитой.

По большому счету такой подход выглядит адекватным для страны, где проживает 140 национальностей и веками относительно мирно сосуществуют православное большинство и католическое меньшинство.

Зачем полякам «сьвядомае кола»?  

Тем не менее, в обществе существуют круги, которых явно не устраивает подобная эклектика и знаменитая белорусская «памяркоўнасць», явно настаивающие на «единственно-правильной» версии истории, где одни герои должны быть возведены на пьедестал, а другие — выброшены в мусорную корзину.

В свое время белорусский президент Александр Лукашенко четко определил эти силы термином «сьвядомыя» (сознательные), которым они же и выделяли себя из «несознательной» массы всего остального народа.
 
В этой иллюзии мнимой элитарности, вымышленной значимости «будителей» и кроется основная боль белорусского национализма, что привело адептов этой идеологии в объятия сначала немецкой, затем американской, а теперь уже и польской разведки.
С точки зрения терминологии, сознательно противопоставляющие себя народным массам «сьвядомые», если и могут называться националистами, то только с приставкой «псевдо».  

Вместе с тем, у этих псевдонационалистических сил бывают свои взлеты и падения, как в начале 90-х годов прошлого века, когда небольшая фракция БНФ фактически управляла белорусским Верховным Советом, состоявшим в основном из полуаморфных, не успевших опомниться от краха СССР, бывших коммунистов.

Сейчас у «сьвядомых» почти нет своего представительства в органах власти, однако есть весьма бойкие СМИ, финансируемые из бюджетов США, Великобритании, Польши. Эти «незалежные» (только от белорусского правительства) ресурсы выступают в роли «коллективного агитатора и коллективного организатора», ровно также как воспринимал газету «Искра» В.И. Ленин.
 
Именно СМИ ведут политические кампании, собирают актив на массовые акции, организуют травлю неугодных чиновников, ученых и общественных деятелей, выполняют задачи в контексте геополитических интересов своих зарубежных спонсоров. 
В этой связи понятно, что Республика Польша в рамках своей «восточной стратегии» использует историческую политику для продвижения своего влияния в Беларуси. На содержании у различных польских структур находятся сотни политиков, журналистов и ученых из Беларуси, которые продвигают концепцию «общей истории» Речи Посполитой, повествуют о «золотых временах» Западной Беларуси под польской властью 1921 — 1939 годов.

Все это было бы еще терпимо, если бы задачей Польши на Востоке во все время не являлось вытеснение России, соответственно навязывание польского взгляда сопровождается русофобией и оголтелым антисоветизмом.
 

Проще говоря, мало поставить по всей стране памятники Костюшко, нужно еще везде снести памятники Ленину. А это уже, в свою очередь, ведет к общественному конфликту и разрушению пресловутой белорусской стабильности, так как ответом на полонофильство одних радикалов станет активизация националистического русофильского дискурса, причем в великодержавном шовинистическом духе.
 

Примерно то же самое наблюдалось во второй половине 19-го — первой четверти 20-го века, где «польщизна» столкнулась с идеями западноруссизма. 

В этой связи в недавно принятой Концепции информационной безопасности Республики Беларусь абсолютно резонно отмечается, что одной из основных угроз является распространение зарубежными центрами влияния в отечественном информпространстве взаимно враждебных агрессивных точек зрения.

Существует мнение, что стремление официального Минска к нейтралитету в фокусе мирового кризиса безопасности пока не особо учитывается не только сверхдержавами, но и соседними странами, поэтому информационно-психологическое воздействие на белорусское общество будет нарастать.
 

Поэтому представляется, что приближающуюся дату 17 сентября та же Польша будет отрабатывать посредством созданной «сети» через призму своих интересов с акцентированием внимания не на объединении белорусов, а на теме «репрессий», «пакта Молотова-Риббентропа», трагедии польского государства. 
 

Как работает «сеть»: уроки прошлого 

Необходимо отметить, что «сеть» научилась достаточно умело действовать в обстановке идеологической толерантности и добиваться своих целей, используя белорусское законодательство.
 
Журналисты отдельных изданий с видом цензоров и прокуроров допекают местных чиновников, в ультимативном тоне требуя переделывать надписи на русском языке в белорусские, «объяснить» размещение фотографий в майке «Russia» в личном профиле в социальных сетях и пр. 
На неугодного моментально набрасываются мобилизованные «активисты», пишут доносы и «интернет-петиции», создавая видимость общественного давления. Происходит банальная подмена понятий, когда не 100 адептов «сьвядомага кола» требуют установить памятник Костюшко, а это делают взволнованные народные массы, «беларусы», «мінчукі», «гараджане» и пр.
 

С сожалением необходимо отметить, что зачастую власть абсолютно ошибочно воспринимает эти спланированные акции как реальную реакцию общества и идет на уступки псевдонационалистам, думая, что таким образом снимает социальное напряжение и удовлетворяет общественный запрос. 
 

Как известно все новое это давно забытое старое и наблюдаемые в Беларуси процессы сильно напоминают операцию ЦРУ США «Навет», проводившуюся в годы поздней перестройки, когда в органы власти СССР поступали тонны «сигналов» в отношении честных чиновников, партработников, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Фактически противник поставил себя на службу устоявшуюся в советском обществе практику и добился желаемого результата. 
 
Что в этой ситуации необходимо делать органам власти?

Во-первых, необходимо все же разработать концептуальную версию исторической политики Республики Беларусь и довести ее до сведения ГосСМИ и идеологической вертикали.

Во-вторых, не надо спешить и реагировать на разного рода «обращения». Любая «массовая инициатива» должна быть подтверждена данными социологии, а проведение подобных исследований, наряду с общественным обсуждением проектов предполагаемых решений, жизненно важно для организации эффективного управления.

В-третьих, необходимо исследовать и четко отдавать себе отчет в целях политики соседних держав в отношении Беларуси, а зачастую сценировать возможные выпады и реагировать превентивно, стараясь не задеть чувства соседей, однако исповедуя, в первую очередь, белорусоцентричный подход.
 
Если продолжать дипломатично стараться «не замечать» и «не будить лихо» в обстановке информационного давления, то это верный способ проиграть, когда зарубежные субъекты будут просто продавливать свою повестку. 
Что касасется исторической науки, издания научно-популярной исторической литературы, то необходимо сделать все возможное для минимизации влияния как польской «сети», так и других внешних точек зрения на эту сферу. Необходимы программы государственной поддержки белорусоцентрично ориерированных ученых и публицистов, государственный заказ на издательские программы, кинематографическую продукцию и пр.

Тоже самое касается сферы СМИ. Нет никакой нужды «давить» зарубежных контрагентов пока они не нарушают национальное законодательство, однако нет совершенно никакой необходимости кормить их «жареной» фактурой и комментариями.
 

Приоритет в этой ситуации должен отдаваться конструктивным медиа, следующим в фарватере государственной политики. При этом региональные СМИ логично финансировать напрямую из госбюджета, отвязав их от исполкомов, что позволит выполнять роль «глаз и ушей» власти на местах, при необходимости критиковать зарвавшихся местных князьков, выполнять функцию обратной связи с народом. Фактически речь может идти о возобновлении рабкоровского движения, ведь именно на обострении чувства социальной справедливости сейчас пытаются играть иностранные контрагенты и разноообразные блогеры. 
 

В общем, Беларуси пора переходить к от толернатной к наступательной политике в сфере истории и идеологии, не отказываясь при этом от толератного отношения к собственному историческому прошлому.

Просто «партии войны», где есть якобы сознательная элита и неполноценная общая людская масса, нуждающаяся в постоянном «воспитании»,  необходимо противопоставить «партию мира», где есть свобода для разных точек зрения, способствующих суверенному развитию. Однако эти ценности мира нужно активно продвигать, а с поджигателей конфликта не стесняться срывать «патриотические» маски и обнажать перед обществом истинные лица. 
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Дмитрий Перс
Беларусь

Дмитрий Перс

Руководитель проекта «Отечеству верны»

Польская дорога белорусской оппозиции: белорусские национальные герои из Польши

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

КОЛОДУ ПОЛЬСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ СНОВА ТАСУЮТ

Дмитрий Перс
Беларусь

Дмитрий Перс

Руководитель проекта «Отечеству верны»

Польская дорога белорусской оппозиции: неземная страсть к Польше

Как польская контрразведка собирала «голубой» компромат на Ярослава Качинского

Если все же война, или "В случае конфликта Эстония или Латвия встретит гостей цветами"

Нет, именно антинародный. Нельзя гнобить русскоязычную часть народа каждой из трёх прибалтийских "республи" и не придавливать, не пригнобливать так называмые титульные нации в этих

Ученые - о миролюбии белорусской историографии и о величайшем событии нашей истории ХХ века

Если учесть, что две партийные клички Сталина совпадают с его печатными псевдонимами (Коба и Сталин), то общее число всех выявленных в настоящее время сталинских и устных и печатны

Субботник на Новодевичьем

Живете в деревне Laumakė, и вокруг нее по дороге полно кладбищ...И тем не менее Вы считаете меня идиотом рассказывая о состоянии кладбищ в Литве....?Ну я ,как идиот,и сомневаюсь в

Гоцман, спиннер, два стола.

В заголовке присутствует слово "гоцман". В тексте про гоцман ничего не сказано. Что такое гоцман? (Это вопрос Спикеру).

Демоны демонтажа

"И почему бы Вацлаву Воровскому не последовать вслед за Феликсом Дзержинским, демонтированным разбушевавшимися гражданами, свергавшими тоталитарный режим? Нет, нам нынче хватает ум

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.