Мнение специалиста

16.12.2019

Павел Потапейко
Беларусь

Павел Потапейко

Кандидат исторических наук, переводчик, публицист

Ставка на националистов: Польша меняет тактику на белорусском направлении

Ставка на националистов: Польша меняет тактику на белорусском направлении
  • Участники дискуссии:

    6
    44
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Состоявшиеся в Беларуси 17 ноября 2019 г. парламентские выборы отличились активностью пропольских сил. Неудавшаяся революция блогеров Нехта исходила из Польши. Ее активность поддерживал и польский государственный телеканал Белсат. Все это не может не фиксироваться экспертами и политологами. Что несет с собой увеличение активности польских контрагентов, и как изменилась польская политика «мягкой силы» в Беларуси после прихода к власти партии «Право и Справедливость» в 2015 году? На эти и другие вопросы отвечают в совместной статье сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петр Петровский и кандидат исторических наук Павел Потапейко.

Роль современной Польши в западной сети влияния на Беларусь начала формироваться не сегодня и не вчера, а еще в 1988 г. с создания Фонда Стефана Батория Джорджем Соросом.

Все 1990‑е – 2000‑е гг. Польша выступала больше не как донор, а адрес прописки организаций-распределителей, хотя с 1990‑х гг. начала формироваться и собственная сеть фондов и НКО, рассчитанная, прежде всего, на поддержку организаций польского меньшинства в Беларуси. За тридцать лет Польша создала инфраструктуру экспертных центров и программ для белорусской оппозиции: от медиаресурсов до аналитических центров.

Важное направление – стипендии на обучение в польских вузах. Самая известная – стипендия Кастуся Калиновского, открытая в 2006 г. в Варшаве тогдашним премьер-министром К. Марцинкевичем и кандидатом в президенты Беларуси А. Милинкевичем для «репрессированных белорусских студентов» (участников оппозиционных акций). Целью заявлялось «воспитание новой белорусской элиты».

Польская сторона была замечена в активности в периоды президентских кампаний 2001, 2006 и 2010 гг. В 2005‑2006 гг. ситуация была настолько накалена, что в нее был вовлечен Союз поляков Беларуси, испытавший из-за этого раскол.

В интервью газете Rzecpospolita в 2017 г. директор Польского института международных отношений Славомир Дембский сказал, что после вступления в ЕС в 2004 г. Польша выделила на «поддержку демократии» в Беларуси более €140 млн.
 
После 2015 г. польское правительство перешло от политики поддержки «цветных революций» к политике вовлечения руководства и общественности Беларуси в собственные проекты и инициативы.
Это связано как со сменой власти (ПиС вместо классической либерально-демократической повестки стал делать ставку на вопросы продвижения лояльной Польше идентичности в соседних странах в соединении с польскими консервативными ценностями) и ухудшением внешнеполитической ситуации после украинского кризиса (массированное продвижение образа российской угрозы в страны региона).

В 2016 г. глава польскаго МИД В. Ващиковский назвал отношения с Беларусью одним из приоритетов внешней политики. Посетив Минск с визитом в марте 2016 г., министр обозначил желание Варшавы «видеть в нашей соседке Беларуси важного партнера, способствующего безопасности в регионе», но упомянул и нерешенные, на его взгляд, проблемы – от обучения в школах на польском языке до «преследования деятелей польской диаспоры», поддержавших раскольников из Союза поляков.
 

Последние трансформации говорят, что польское влияние все больше делает акцент на вопросах исторической памяти, идентичности, культурных проектах, гуманитарных исследованиях, образовательных программах, усилению антироссийской риторики, поддержке польского национального меньшинства.
 

В связи с этим нами была предпринята попытка проанализировать максимально широкий спектр организаций-доноров, подрядчиков и контрагентов, которые вовлечены в политическую стратегию Польского государства. Проанализирована нами и трансформация идеологии и внешней политики Польши в отношении Беларуси.

Поэтому данная статья состоит из следующих частей:
 
– От восточного форпоста либерализма к междуморью польского мира;

– Беларусь: от последней диктатуры к новой кресовой идентичности;

– Доноры для общественно-политических организаций и СМИ в Беларуси;

– Доноры по продвижению польской идентичности в Беларуси;

– Центры польского мира в Беларуси;

– Контрагенты польского влияния в Беларуси.

От восточного форпоста либерализма к междуморью польского мира

После ликвидации системы народной демократии в 1989-1990 гг. элиты новой Польши взяли за основу своей внешней политики модель польских мигрантов-интеллектуалов Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского. Ее сущность заключалась в отказе от территориальных претензий к Литве, Беларуси и Украине (УЛБ) в обмен на их дистанцирование от России. Для Польши УЛБ объявлялись сферой собственного влияния.

Это был прорывной для поляков взгляд, так как после отказа от наследия ПНР не было понимания как реагировать на новые реалии, в особенности на создание независимых государств на востоке.

Старый яголлонский рецепт предполагал военно-политическую экспансию Польши, что было в новых политических условиях невозможно. Схема Гедройца-Мерошевского оказалась качественной альтернативой. Она имеет инструментальный и геополитический, а не идеологический характер: с одной стороны, определяет Россию как геополитического конкурента, с другой – ставит перед Варшавой особую миссию противопоставить новообразованные государства на востоке политике России.

В 1990‑е гг. на фоне победного шествия либеральной демократии именно эти ценности вкладывались для продвижения в Беларусь. Предлагалось принести в Беларусь демократию, европейские ценности, стать гарантом борьбы с «имперским восточным тоталитаризмом». Польша должна была принять свои послевоенные границы и отказаться от идей ревизионизма, поддержав независимость украинцев, литовцев и белорусов и стать лоббистом их интеграции в евроатлантический геополитический блок. Как подытожил эту идею польский историк Анджей Новак: «Чтобы Запад был на Востоке».
 

Однако кризис внутри ЕС, брекзит, нарастающая популярность евроскептиков и единоличный приход к власти партии «Право и справедливость» в 2015 г., с ее мягким евроскептицизмом и авторитарными тенденциями, привели к смене идеологем не только внутри Польши, но и по отношению к соседям.
 

Для нового руководства Польши идеологической основой собственной власти становились не европейские ценности, права человека и либеральная демократия. Наоборот, официальный Брюссель и либеральные НКО стали поднимать вопрос о том, что реформы в Польше ухудшают позиции по реализации фундаментальных западных ценностей. Нарушать права человека, отказываться от демократии по трактовке Брюсселя стали уже в Варшаве.

Консерваторы из ПиС предложили сделать акцент на национальной идентичности и культуре, консервативных польских ценностях, которые включали в себя акценты на историческую память и ценностную миссию Польши, как в регионе, так и во всем ЕС (слова премьер-министра Матеуша Моровецкого, что Варшава будет защищать традиционные европейские ценности). Реформы в области СМИ, правосудия, а также полный запрет на аборты привели польское общество к совершенно новой реальности.
 
К этому особо следует добавить украинский кризис 2013‑2014 гг., который стал катализатором русофобии среди элит Польши. Образ врага стал неотъемлемым дискурсом как польских политических элит, так и экспертов, журналистов, общественных деятелей.
Многие эксперты еще в период нахождения у руководства либеральной «Гражданской платформы» замечали, что внешнеполитическая доктрина ПиС несколько отлична от принятой еще во времена Квасьневского и продолженной руководством ГП. ПиС дополнял реализацию доктрины «Гедройца-Мерошевского» содержанием неопрометеизма, модернизированной и приспособленной к современным условиям версии идеологии внешней политики Ю. Пилсудского. Еще во времена президентства покойного Л. Качинського тот, несмотря на правительство ГП во главе с Д. Туском, пытался проводить активную политику на востоке. Однако в полной мере неопрометеизм стал главенствующим содержательным наполнением только после 2015 г.

Неопрометеизм оказался довольно эклектичным конструктом. Приоритетом внешней политики Польши стала так называемая модель Трехморья – политика интеграции стран, находящихся между Адриатическим, Балтийским и Черным морями.

Главная ее задача – уменьшение влияния России в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) через сотрудничество с Беларусью, Молдовой и Украиной; усиление давления на Брюссель через глубокую координацию своих действий с членами ЕС из ЦВЕ; восстановление культурного влияния в регионе. Основой этой политики стало, в первую очередь, сотрудничество в сфере экономики и инфраструктуры. В ее рамках появились такие проекты как Via Carpatia, а также проекты создания альтернативных способов поставки газа (Baltik Pipe, газовый терминал в Свиноусьце, названный в честь президента Качиньского).

В восточной политике концепция Гедройца-Мерошевского была наполнена новым мессианским смыслом защиты суверенитета и независимости УЛБ от «российской угрозы». И здесь следует назвать не только создание общей военной бригады Польши, Литвы и Украины. Одним из центральных элементов восточной политики Польши стала трансформация идентичности восточных соседей, а также углубленная поддержка и забота польского национального меньшинства.
 
Официальная Варшава активно использует в своей дипломатии отсылки к историческим моментам. Многие исторические вопросы становятся частью внешней политики Польши.
Вспомнить хотя бы аргументы руководства Польши по вопросу вырубки Беловежской пущи, когда польская сторона указывала, что вырубкой леса занималась не она, а немецкие оккупанты времен Первой и Второй мировых войн. Или же репарационные претензии к ФРГ и России за пакт «Молотова-Риббентропа».

В отношении УЛБ также видится изменение риторики. Польша активно критикует Украину за героизацию ОУН-УПА, Литву за национальную политику в Виленском крае, а Беларусь – за ограничение деятельности незарегистрированных польских организаций. Официальной Варшавой польское присутствие рассматривается как корневой элемент влияния как непосредственно, через развитие влияния польской диаспоры, так и опосредовано, через внедрение элементов в культуре, идентичности и ценностях, которые бы привязывали данные народы к Польше.

Эта польская политика играет и еще одну немаловажную функцию – привлечение на постоянное проживание в Польшу демографических ресурсов УЛБ, которые уже на уровне культуры и ценностей будут лучше готовы к ассимиляции.

Беларусь: от последней диктатуры к новой кресовой идентичности

Для официальной Варшавы Беларусь стала восприниматься как важнейший элемент по транзиту и логистике с Востока в связи с реализацией КНР концепции «Один пояс и один путь», а также как источник культурно близкого демографического материала. Кроме того, Беларусь как член ЕАЭС представляет собой возможность создания небольших совместных предприятий для преодоления российских санкций в отношении польских производителей.

Поэтому ПиС после прихода к власти и сформулировал идею «перезагрузки» отношений с Беларусью. Обратимся и посмотрим на трансформацию ценностно-идеологических механизмов работы Польши в Беларуси.

Официальной Варшавой белорусы, литовцы и поляки теперь стали восприниматься прежде всего как «преемники великого наследия Речи Посполитой, которую когда-то вместе создавали наши предки», если цитировать последнюю речь президента А. Дуды.

Фактически польская идеологическая система, имея потребность в обслуживании активной внешней политики, сделала ставку на подобную советской концепцию братских народов, вышедших из одной колыбели Речи Посполитой, которая отличалась европейскостью, демократизмом и создавала общую для поляков, литовцев, украинцев и белорусов культуру. Разница с советским аналогом имеется в части использования цивилизационного, а не формационного подхода в идеологическом конструировании. Рассмотрим ее направления.

● Географический

Беларусь выступает органической частью и зоной жизненных интересов региона Центральной и Восточной Европы. Главная задача Польши – интегрировать Беларусь в данное пространство на политическом, экономическом и ментальном уровне.

● Ценностно-идеологический

Включает в себя такие элементы как идентичность, историческую память, культурное наследие. Польская политика стимулирует переформатирование белорусской идентичности через эрозию исторической памяти и переосмысление культурного наследия. Белорусская идентичность рассматривается как часть наследия Речи Посполитой. Польское влияние интерпретируется как позитивное.

В частности, польской стороной стимулируются различные исследования, которые бы демонстрировали центральную положительную роль ополяченных или интегрированных в польскую культуру белорусских элементов в становлении белорусской нации.

В некоторых случаях доходит до абсурда, как в случае с работой историка И. Мельникова «Белорусская атлантида», в которой разделение Беларуси и существование ее западной части в Польском государстве рассматривают как позитивную и лучшую участь белорусского народа, нежели БССР.

Интеграция культурного ополяченного элемента в белорусскую идентичность происходит посредством включения и акцентов на те или иные образцы материальной и духовной культуры, а также на исторических личностей, которые были либо общими для Беларуси и Польши, либо, являясь частью польского культурно-политического ландшафта, занимались в той либо иной мере вопросами белорусов.

В это же включается и реинтерпретация цивилизационного мифа, согласно которому белорусы являются частью западной цивилизации, противоположной востоку, а польская сторона выступает одним из гарантов вовлеченности Беларуси в эти процессы.

● Геополитический

На фоне украинского кризиса польский дискурс борьбы с «последней диктатурой Европы» сменился попытками взять опекунство над суверенитетом Беларуси перед российской «угрозой». Логика такого дискурса проста. Польша, конечно же, хотела бы видеть Беларусь с западной политической моделью. Однако «российская угроза» и стратегическое положение Беларуси на этом направлении заставляет Варшаву закрыть глаза на природу политического режима в Минске для «сохранения независимости Беларуси». Интересным моментом этого является способ борьбы Польши за белорусский суверенитет, коим выступает попытка вывезти либо заморозить участие Беларуси в евразийских интеграционных проектах, прежде всего военно-политических.

 Экономический

Падение престижа ЕС на фоне брекзита, удручающее положение стран, подписавших ассоциацию с Евросоюзом в регионе, открыли возможность для польской стороны продвигать идею привлекательности польской хозяйственной модели развития, создавая ей образ истории успеха и возможной модели для подражания для Беларуси. Многочисленные тренинги и семинары в стиле «Почему у Польши получилось?» стимулируют как экономические трансформации, так и привлекают к миграции в Польшу активных белорусов.

● Демографический

Использование Польшей культурных, пропагандистских, а также премиально процедурных рычагов для стимулирования белорусской миграции в Польшу. Здесь имеется как инструмент «карты поляка», облегченные процедуры обучения и устройства на работу в Польшу, так и развитие сети курсов и школ по обучению польскому языку, распространению моды на польское.

Исходя из этого видно, что белорусское общество польской стратегией рассматривается как периферийное «кресовое» для польского ядра. Имеются попытки интегрировать белорусов как через ценностно-гуманитарные, экспертные и научно-исследовательские элементы, так и в процессе пропаганды привлекательного образа Польши и идей миграции туда белорусов. Посредством элементов «мягкой силы» со стороны Варшавы пытаются проводить «мягкую колонизацию».

Таким образом, посредством научно-исследовательского, информационного, экспертно-дипломатического, общественного и культурного влияния Польша пытается установить собственное доминирование.

Доноры для общественно-политических организаций и СМИ в Беларуси

Условно, сегодня организации Польши можно разделить на два направления:
 
– иностранные организации, которые используют Польшу как плацдарм для финансирования своих контрагентов в Беларуси;

– польские доноры, проводящие политику Варшавы в отношении Минска.

● Fundacja Solidarności Międzynarodowej (Фонд международной солидарности)

Создан в 1997 г. по инициативе Президента Республики Польша А. Квасьневского. Целью Фонда является международное сотрудничество в целях развития, в частности, порученных министру иностранных дел. Фонд реализует свои цели главным образом путем поддержки проектов, осуществляемых польскими НПО в сотрудничестве с партнерами из Восточной Европы, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии.

В Беларуси Фонд поддерживает проекты польских НПО и осуществляет свою деятельность в области продвижения демократии. В 2012‑2017 гг. была оказана финансовая поддержка более 100 проектам, реализованным в интересах данной страны.

Фонд сосредоточился на поддержке независимых СМИ (в том числе газет, информационных порталов и радиостанций), организаций по защите прав человека и репрессированных лиц, образовательных учреждений, инициатив белорусских организаций и общественности, направленных на развитие НКО, на трансформацию национального самосознания белорусов, развитии предпринимательства, в том числе туризма, укреплении белорусско-польских отношений. Фонд также отправлял в Беларусь польских наблюдателей на выборы в рамках миссии ОБСЕ/БДИПЧ (президентские выборы в 2015 и парламентские выборы в 2016 и 2019 гг.).

На 2018 г. Фонд финансировал три проекта (Европейское радио для Беларуси, радио «Рация» (через Центр гражданского образования «Польша-Беларусь», а также третий проект, грантополучатель которого не разглашается.



● Фонд «Свобода и демократия» (Fundacja Wolność i Demokracja)

Финансируется правительством, а также шведским фондом SIDA и американским Freedom House. Создан в 2006 г. Тогдашний президент Качиньский анонсировал фонд помощи демократии в постсоветских странах. Среди приоритетов – Беларусь. На первый же год работы (2007 г.) выделили $6,5 млн. В совет вошел ряд видных диссидентов ПНР (З. Ромашевская, А. Липинский, Р. Тышкевич). Цель – «помощь полякам в демократических преобразованиях в постсоветских странах», поддержка польских СМИ в Беларуси, на Украине и в Литве, передача опыта демократических перемен, «улучшение имиджа Польши как посредника между Востоком и Западом». В числе направлений работы – поддержка польского языка, культуры и традиций, уход за польскими могилами в Беларуси и Украине. В материалах сайта Фонда Западная Беларусь и Западная Украина именуются не иначе как «крэсы всходние». Победители олимпиад по польской истории в Беларуси и Украине получают гранты на учебу в польских университетах.
 
На своем сайте фонд делает упор на христианские и консервативные ценности, историческое наследие Речи Посполитой и помощь «репрессированным в Беларуси».
К середине 2010‑х гг осуществлял целый ряд проектов: «Польская медиаплатформа в Беларуси» (аналогичный проект был и по Украине), «Репрессированные» и, конечно, «ТВ Белсат». Первый из них осуществляется с 2006 г., облегчая доступ к польскоязычным ресурсам, прежде всего в Гродненской области, затем в Минской, Витебской и Брестской.

Поддерживает спортивный клуб «Sokół w Grodnie», возрождающий традиции спорта в Западной Беларуси времен Пилсудского и проводит массовые мероприятия.

● Polska pomoc (Помощь Польши)

Проект Правительства Польши, открыт в 2011 г., осуществляется в форме программ и проектов, адресованных конкретным группам бенефициаров (двусторонняя помощь), а также взносов, перечисляемых в международные учреждения, фонды и организации (многосторонняя помощь). Нацелен на «третий мир», развитие там демократии, гражданского общества, прав человека, парламентаризма, рыночной экономики. Выделяет гуманитарную помощь, стипендии на учебу в Польше. Это платформа сотрудничества между госорганами, НКО, фондами, Польской академией наук, структурами ЕС, ООН, ОЭСР и др.

Основная часть финансовых ресурсов направляется в приоритетные страны польской программы сотрудничества в целях развития в сотрудничестве с польскими НПО, подразделениями сектора государственных финансов, Польской академией наук и университетами. Помощь также осуществляется в сотрудничестве с польскими представительствами и дипломатическими миссиями.

Польское сотрудничество в целях развития для Беларуси в 2016‑2020 гг. сосредоточено на программах: человеческий капитал, надлежащее управление, а также реформы в пользу предпринимательства и частного сектора. Особый интерес вызывает направление «Надлежащее управление», который включает в себя расширение доступа общественности к информации и поддержку регионального развития.

В программе утверждается: «Гражданское общество в Беларуси нуждается в поддержке как с точки зрения доступа к информации, так и формирования собственной способности участвовать в общественных дебатах и процессах принятия решений в государстве. Независимые СМИ и журналисты являются одной из целевых групп сотрудничества в области развития в построении гражданского общества». Через нее идет часть финансирования телеканала Belsat TV, «Радые Рацыя», Еврорадио.

Мероприятия по оказанию помощи в области демократии и прав человека также были продолжены. Кроме того, граждане Беларуси, обучающиеся в польских университетах, получали стипендиальную помощь и/или освобождались от расходов на обучение – в том числе по стипендиальной программе «Стефан Банах», которая софинансируется Министерством науки и высшего образования. Через фонд вовлекались и представители белорусской государственной администрации. Некоторые белорусские управленцы приняли участие в учебных занятиях, проводимых в рамках Академии государственного управления Восточного партнерства (AAPPW).

Только за 2017 г. на белорусском направлении «Помощью Польши» было выделено 124,77 млн. злотых ($32,3 млн).

● Фонд Стефана Батория (Fundacja im. Stefana Batorego)

Является частным польским фондом, созданным в 1988 г. американским финансистом Джорджем Соросом совместно с группой лидеров польской оппозиции. Основным методом деятельности Фонда является распределение грантов в рамках более десяти дотационных программ, поддерживающих, главным образом, начинания неправительственных организаций. Целью является содействие переходу к демократии и рынку, сейчас – к открытому демократическому обществу во всей ЦВЕ. Финансируется зарубежными грантами, частными пожертвованиями и собственными доходами.

Занимается также организацией конференций и дебатов, образовательных встреч и семинаров, издает публикации, проводит общественные кампании и эдвокаси-кампании, контролирует функционирование государственных учреждений. Задачи: укрепление роли неправительственных организаций и повышение активности граждан.

Фонд внес вклад в разработку реформ в Польше в 90‑х, включая «шоковую терапию». За годы существования выделил сотни грантов местным инициативам, создав сеть структур. За первые 20 лет затратил $96 млн на программы, из них $71 млн – на гранты. На 2016 вел 8 программ, направленных на «укрепление гражданского общества», «равные возможности», усиление интереса общества к местным инициативам/выборам и Беларусь. Есть специальная программа «Для Беларуси». Гранты белорусам на «пробуждение социальной активности, защиту прав человека, борьбу с дискриминацией, расширение терпимости и доступа к информации» редко превышают €15 тыс. При этом заявки требуется направлять на особый защищенный электронный адрес – присылаемые обычной электронной почтой даже не рассматриваются.

Фондом руководит совет. Его председатель – Марцин Круль (Marcin Król), зав кафедрой истории идей и культурной антропологии Варшавского университета. До него совет возглавляла Анна Радзивилл (в 1999‑2009 гг.), потомок крупнейшего аристократического рода. Среди членов совета – бывший премьер-министр Я.К. Белецкий, вице-маршалак Сейма Б. Борусевич, президент Польской киноакадемии А. Холланд. Председатель совета директоров – политолог А. Смоляр. Фонд выступает в качестве площадки для дебатов, организует семинары, ярмарки, общественные кампании. Его «Школа лидеров» ставит целью «взращивание» прозападных элит, в том числе в Беларуси.

В 2000‑х аналитики указывали, что Фонд Стефана Батория (вместе с чешской Ассоциацией по международным отношениям) претендует на определение всей политики ЕС по Беларуси.

Эксперт фонда Г. Громадски провел подробное исследование ситуации в Беларуси, вывод которого – ЕС нужно разработать новую политику в отношении Минска, прежняя оказалась неэффективной. Нужно применять наработанный в Украине опыт (он «более полезен Беларуси, чем опыт соседей, уже вошедших в ЕС»), бить санкциями по всем, кто замечен в притеснении НКО, заморозить счета руководства Беларуси на Западе и ее экспорт оружия, но при этом упростить визовую политику для простых граждан.

В октябре 2018 г. в Минске прошла презентация исследования Фонда Стефана Батория «Перезагрузка и продолжение. Политика правительства «Права и справедливости» в отношении Беларуси». Эксперт фонда К. Мрозек увязал интерес к восточной соседке с китайской инициативой «Пояса и пути». В докладе отмечен рост товарооборота между Беларусью и Польшей до $3 млрд. Но прекращение финансирования «Белсата», по его мнению, еще больше ударит по имиджу Польши, и так подорванному властью, не желающей следовать либеральной стезей.

 Группа «Заграница» (Grupa Zagranica)

Платформа, объединяющая 54 польских НКО (на 2018 г.). Окончательно оформилась в 2004 г. Цель – «создание эффективного, компетентного и стабильного сектора НКО для помощи развивающимся странам», который «должен стать важным элементом польской внешней политики». Вовлекает польские НКО в деятельность за рубежом, помогает налаживать контакты, оказывает им информационную, техническую и иную помощь.

Среди членов – Фонд Стефана Батория, Институт стратегических исследований, Хельсинкский фонд прав человека, польская Amnesty International, фонд «Образование для демократии», Форум молодых дипломатов, Центр подготовки лидеров и воспитателей им. Педро Аруппе (иезуитский), Фонд польско-украинского сотрудничества, Товарищество африканских миссий, Фонд «Свободная Сирия», Польско-американский фонд свободы, ряд католических, просветительских и правозащитных организаций.

В 2017 г., невзирая на улучшение отношений, публикует обзор «Репрессии в Беларуси: позиция Группы «Заграница», где выражает солидарность с белорусской радикальной оппозицией, «которая хочет прекращения репрессий и атмосферы страха».

● Фонд им. Казимира Пулаского (Fundacja im. Kazimierza Pułaskiego)

В собственной характеристике на своем же сайте – парадокс: неполитическая организация, занимающаяся политическими исследованиями в сфере международной политики и безопасности.

Это крупная «фабрика мысли», которая анализирует тренды ситуации в мире для госструктур и бизнеса Польши, концентрируясь на «российской угрозе» и постсоветском пространстве. Одна из двух польских НКО, имеющих статус партнерской организации Совета Европы. Спонсоры – Совет Европы, НАТО, фонды Конрада Аденауэра и Стефана Батория, Вышеградский фонд, минобороны Польши, а также ряд мировых корпораций ВПК (Airbus, Bell Helicopter, Boeing, Lockheed Martin и др.). Назван в честь польского генерала, героя войны за независимость США и «отца американской кавалерии», личность которого окружена множеством загадок.

Фонд вручает награду «Рыцарь свободы», среди лауреатов – экс-президенты Грузии М. Саакашвили, Литвы В. Адамкус, Латвии В. Вике‑Фрейберга и Эстонии Т.Х. Ильвес, кандидат в президенты Беларуси 2006 г. А. Милинкевич, а также М. Ходорковский. Есть и свои – экс-президенты Л. Валенса и А. Квасьневский, экс-глава МИД Р. Сикорский и другие. Издает обзоры «Позиция Пулаского» (Stanowisko Pułaskiego), «Международный комментарий Пулаского» (Komentarz Międzynarodowy Pułaskiego) и др. Каждую осень проводит конференцию «Варшавский форум безопасности» (Warsaw Security Forum) с участием президентов, министров, генералов и крупных экспертов.

В 2017 г. Фонд Пулаского совместно с Потомакским фондом (США) провел компьютерную симуляцию столкновения сил НАТО и РФ на территории Беларуси.

Основатель и председатель совета – Збигнев Писарский, советник президента по безопасности, внесший вклад в панику в связи с учениями «Запад-2017».

Продолжение следует 
 


Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Новый польский премьер: границы ключ переломлен пополам?

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Ботоферма за честные выборы

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Австралийский папа и ЦРУ

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Новая музыка Дуды: как сложатся отношения Варшавы с РФ, ЕС и Беларусью?

Александр Шпаковский о задержании россиян в Белоруссии: Сейчас главное не обвинять друг друга

Мало, что Скрунду взорвали и РФ лишилась такого важного для обороны объекта, так нам, епмни, пришлось ещё и финансировать и взрыв, и вывоз обломков...Савва, с союзниками У России

«Если кандидат в Президенты призывает народ на площади, ему нельзя доверить страну»: Федор Повный

Мне программа Батьки понравилась, на днях на ИМХО будет озвучена, там всё понятно для КАЖДОГО озвучено - ЧТО будет...а будет веселуха для Беларуси и переполох у ВСЕХ Батькиных сосе

Эпоха Большого Безумия.Дебаты Вл.Трухан (Москва) / Ю.Алексеев (Рига)

Ещё раз пересмотрел - СУПЕР !

Не повторить истории чехословацкого корпуса: зачем Сталин устроил Катынь?

Расстрелять из немецкого оружия (и дальше по списку) могли для различных далеко-идущих целей----Да-да! Особенно патронами, выпускавшимися в Германии только с 41-го года. Поистине г

Европейская культура переполнена насилием

Я не знаю никаких дедушек Пу. Моих дедушек звали совершенно по-другому. Ваших дедушек я не знаю и знать не хочу. Может быть, вы имели в виду императора Пу И? Так он мне не дедушка

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.