Дым отечества

05.07.2014

Александр Генис
Соединенные Штаты Америки

Александр Генис

Писатель

Совки и ватники

Свирепое советское прошлое

Совки и ватники
  • Участники дискуссии:

    70
    992
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад
Людмила Сафронова, Михаил Герчик, Лилия Орлова, Александр Гильман, George Bailey, MASKa _, доктор хаус, Heinrich Smirnow, Андрей (хуторянин), Lora Abarin, Владимир Бычковский, Леонид Соколов, Александр Кузьмин, Евгений Лурье, Anonyme -, Сергей Т. Козлов, Алексей Мина, Марк Шатхин, Александр Литевский, Михаил Коляда, Артём Губерман, Владимир Копылков, Марк Козыренко, Johans Ko, Борис Шолин, Снежинка Αυτονομία, Ludmila Gulbe, Nina Palina, Лаокоонт ., Ольга  Шапаровская, Pavel Lyubenko, Jelena Lendova, Valentina Baranovska, Валерий Суси, Товарищ Петерс, Marija Iltiņa, Dieu Donna, Леонид Радченко, Илья Нелов (из Тель-Авива), Татьяна Герасимова, Ирина Кузнецова, Гарри Гайлит, Олег Озернов, Дмитрий Болдырев, Анатолий Первый, Владимир Иванов, игорь соколов, Юрий Деветьяров, Анастасия Дубровская, Cергей Сивов, Александр  Сергеевич, Сергей Радченко, Дмитрий Виннер, Александр Дубков, Станислав Яров, Eugenijus Zaleckas, Илона diz, Савва Парафин, Игорь Чернявский, El Chupacabra, Solovjov Konstantin, Ina Gi, Ярослав Александрович Русаков, Tatjana Ivanova, Ксана Ларина, Gray Wolf, solto doe

Молва, которой теперь называется интернет, часто приписывает нам с Вайлем авторство термина «совок». Могу с полной ответственностью заявить, что это не так.

Впервые это слово я услышал на Брайтон-Бич, где так называли приехавших из СССР родственников. Изголодавшиеся по товарам народного, как, впрочем, и любого другого потребления, они все сметали с прилавков, за что местные и прозвали их «пылесосами», сокращенными в «совки».

Другое дело, что несколько лет спустя я написал очерк «Совки», где описывал выращенных советской властью богемных чудаков, ведущих странный образ жизни на обочине общества. В интересной полемике со мной тезис о «метафизическом аспекте совковости» подхватил и развил Виктор Пелевин. «Совок, — писал он, — влачил свои дни очень далеко от нормальной жизни, но зато недалеко от Бога, присутствие которого он не замечал. Живя на самой близкой к Эдему помойке, совки заливали портвейном «Кавказ» свои принудительно раскрытые духовные очи».

Со временем, однако, термин эволюционировал и оброс ностальгическими аллюзиями, во всяком случае у тех, кто не считает его безусловно оскорбительным. Я бы сказал, что на нынешнем этапе своего развития, совок — это добрый человек в застиранной майке, который одолжит соседу десятку, даже если для этого придется сдать пустые бутылки. Условно говоря, совок напоминает героев артиста Евгения Леонова и воспринимается с добродушной усмешкой.

Оно и понятно. Из трудного XXI века еще более свирепое советское прошлое выглядит простым, бедным, но честным: раннее христианство позднего социализма. В такой трактовке совок превращается из национальной карикатуры в дружеский шарж, облегчающий жизнь фельетонистам. Как и другие лишь изначально пежоративные образы, вроде толстобрюхого англичанина Джона Буля или долговязого янки Дяди Сэма, совок в глазах многих стал приемлемой персонификацией особой русской истории.

Таким же амбивалентным кажется новый термин «ватник». С одной стороны, это одежда, которая символизирует жертвенное прошлое и напоминает о ГУЛАГе. Не зря Солженицын собирался надеть лагерный ватник на церемонию вручения Нобелевской премии. С другой стороны, ватники носили не только те, кто сидел, но и те, кто их сторожил. Более того, ватником можно гордиться. Так, как я узнал из того же интернета, Виталий Третьяков, в чьей «Независимой газете» я с гордостью печатался в самые горячие дни перестройки, теперь предложил устроить «Марш ватников». В этом чисто русском наряде он видит универсальную магическую одежду, защищающую от дождя, мороза, пуль и санкций.

Мне, однако, кажется, что в метафорическом ватнике важен не фасон, а материал. Вата тут не только на спине, а и в ушах, ибо ватники слышат только себя и, что еще хуже, себе же верят. Впрочем, ватники отнюдь не эндемическое явление, ибо сегодня они встречаются и за границей. Я это выяснил в Нью-Йорке на примере моего старинного товарища, в прошлом диссидента, распространявшего в СССР того же Солженицына. Когда этой зимой он написал в Facebook, что на Майдане ЦРУ раздает киевлянам сводящие с ума психотропные вещества, придающие силу демонстрантам воевать с Януковичем, я пытался остудить его фантазию. «Распространяя такие бредни, — написал я ему по-дружески, — ты можешь и сам сойти с ума, и тогда тебе будут мерещиться зеленые человечки».

Ну и кто был прав? — мог бы ответить мне после Крыма мой бывший товарищ, но к этому времени мы уже перестали разговаривать.

 

Подписаться на RSS рассылку

Метки:

Дискуссия

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Инна  Дукальская
Латвия

Инна Дукальская

Филолог, преподаватель, переводчик

Один из отзывов о книге

Александр Гапоненко
Латвия

Александр Гапоненко

Доктор экономических наук

Кто уничтожил СССР

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Джордж Блейк, герой эпохи

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

Каким быть СССР-2? Страна малых и средних городов

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.