РУССКИЙ МИР

22.07.2021

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

Советский социализм

Как феномен религиозного сознания

Советский социализм
  • Участники дискуссии:

    25
    205
  • Последняя реплика:

    2 дня назад

«Ищите же прежде 
Царствия Божия и правды Его»
(Мф.6:33).

Что означает утверждение – социализм феномен религиозного сознания? Это утверждение означает, что создание общества социальной солидарности, в котором каждому гарантируются минимально необходимые условия для жизни возможно только при условии преобладания в общественном сознании христианских духовных идеалов (1)

В советском общественном сознании преобладали евангельские заповеди, соблюдение которых большей частью населения было основой для обеспечения каждого жильем, работой, бесплатным доступом к образованию, медицине и социальному страхованию. Опыт реализации советского проекта показывает, что строительство социализма возможно только при условии постепенного укрепления в общественном сознании христианских духовных идеалов. Уровень социальной справедливости в обществе напрямую зависит от уровня братолюбия в отношениях между людьми (2)

В общественном сознании социализм и коммунизм часто отождествляются как разные стадии одного и того же явления, тогда как социализм был системой социально-экономических отношений, а коммунизм — идеологией, под эгидой которой он осуществлялся. Вместе с тем, марксизм предполагал, что социализм будет первой стадией коммунизма. Именно предполагал, доказательств этому никаких не было ни во время жизни Маркса, ни в советское время, ни тем более сейчас (2)

Концепция социализма по Марксу вытекала из принципа – от каждого по способностям, каждому по труду, а концепция коммунизма вытекала из принципа – от каждого по способностям, каждому по потребностям. Таким образом, в основание коммунизма марксизм заложил религиозную ересь, которая была обозначена еще в Евангелии – достижение земного изобилия (1)

Во время пребывания Христа в пустыне, дьявол предложил ему превратить камни в хлеба, чтобы утолить голод. Но Христос отказался, дав тем самым всем нам понять, что не изобилие на основе чудес спасает, а духовная жизнь и нравственное самовоспитание. Он ответил:
Не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих
(Матф.4:1-4).
Из этого примера мы видим, что на земле никогда не будет материального изобилия, доступного каждому человеку и никакие чудеса не смогут такое изобилие создать. 

Второе, что мы должны понять – человек не животное, а образ Божий, у человека есть духовные потребности, развитие которых должно опережать развитие материальных потребностей. В этом опережении, по мнению профессора Московской Православной Духовной Академии Осипова А.И., заключается один из законов духовной жизни. Если материальное изобилие дать человеку с низким уровнем духовной культуры, то это повредит не только ему, но и другим людям, с которыми он социально связан. Известно немало примеров, когда патологическая жадность, зависть или лживость приводили к тяжелым последствиям тех, кому судьбой были даны материальные блага или власть (1)

В книге С. Вальцева «Миссия России. Национальная доктрина» представлен достаточно подробный сравнительный анализ социализма и коммунизма (2). Это разные и во многом противоположные концепции. Неслучайно первых социалистов коммунисты снисходительно называли «утописты», мечтатели, прожектеры. На самом деле такое отношение легко объяснимо. 

Социалисты никогда не были ни утопистами, ни предшественниками Маркса с его учением. Потому что социализм не может не быть религиозным, ведь общественная собственность может быть таковой только в том случае, если само общество держится на принципе братолюбия. И не просто держится, но и создает условия для духовного совершенствования каждого своего члена ради будущей вечной жизни. Если из общественных отношений исчезает братолюбие, то исчезает и общественная собственность. Вспомните «перестройку» — начали обливать грязью братолюбие в коллективизме и рухнула общественная собственность, а за ней и советский социализм. 

Марксизм же есть воинствующий атеизм, никакой вечной жизни он не признает, по сути дела марксизм – это ересь древних саддукеев, отрицавших духовный мир и веривших в достижение земного изобилия. А раз нет духовного мира, как перспективы для вечной жизни души, то зачем соблюдать братолюбие в реальной жизни? Бери от жизни все, что можешь взять и наслаждайся. 

Атеизм стал одной из главных причин разрушения советского проекта, тогдашние «перестройщики» не смогли увидеть перспективу развития страны в объединении советского социализма и религиозных духовных ценностей с приоритетом евангельских заповедей. В итоге – вместо очищения советской идеологии от макрксистского воинствующего словоблудия и укрепления духовных смыслов, обществу начали навязывать неолиберальную идеологию с ее «общечеловеческими ценностями»,  в итоге — уничтожили социализм и развалили страну (3).   

Социализм и коммунизм имеют немало общего – это коллективистские учения, поэтому они выступают против частной собственности — собственность должна быть общей, за приоритет общих интересов над интересами частными, за реальное равенство прав, основанное на имущественном равенстве, за распределение произведенного продукта пропорционально труду каждого гражданина.

Но и различия между социализмом и коммунизмом очень существенны. Социалистический идеал обоснован исходя из духовно-нравственных принципов, коммунистический – исходя из материалистического учения. И это фундаментальное отличие проявляется во всем: в отношении к религии, семье, нации, государству. Согласно марксизму в коммунистическом обществе должно отмереть все, что обусловлено только развитием экономики: религия, классы, государство, нации, семья в традиционном смысле слова (3).

В социалистическом проекте государство играет решающую роль, в коммунистическом – отмирает. В результате, по прошествии времени, целью коммунистического учения стало построение мещанского общества, что вполне естественно для материалистической идеологии, а главными ценностями этого общества являлись материальные блага. Постоянное напоминание людям о том, что повышение благосостояния – это главная задача советского общества, привело к потере цели жизни – раскрытие духовно-творческого потенциала личности. Советские люди превращались в стяжателей (4).

Описывая советскую интеллигенцию, английский ученый Р. Саква писал:
Коммунистический режим породил своеобразный парадокс: миллионы людей являлись буржуа по своей культуре и устремлениям, но были включены в социально-экономическую систему, отрицавшую эти устремления.
В результате, на практике со страстью к приобретению вещей в СССР боролись и осуждали, высмеивали мещанство, но в то же время фундаментом мировоззрения была материалистическая, а по сути – мещанская идеология. 

Однако большевики, будучи формальными марксистами, шли наперекор основным догматам Маркса во всем, но самое главное, они строили, то, что Маркс считал принципиально невозможным – социализм в отдельной стране. И построили, но удержать не смогли по причине атеизма. Они считали, что создавая социалистическое, братолюбивое бытие смогут воспитывать и братолюбие в отношениях и мировоззрении. Но подобное создается и удерживается подобным, братолюбие, как духовная ценность воспитывается духовной жизнью, которая в атеистической стране была на низком уровне, несмотря на общий в целом высокий уровень образования и культуры. Но закон духовной жизни гласит – ближнего, а значит и Бога любит тот, кто исполняет евангельские заповеди и ограничивает свое благополучие необходимым (1)

Согласно Ф.М. Достоевскому, православная идея соборности является идейным стержнем русского проекта социализма. Русский социализм в его понимании – это «Всенародная и вселенская церковь, осуществленная на земле». «Уничтожьте у нас общину, и народ тотчас же будет у нас развращен в одно поколение…». В соединении основ социализма и православной духовности Федор Михайлович видел основы общественно-государственного устройства, соответствующего культуре и цивилизации русского народа (5)

В атеистическом социализме, считал Ф. М. Достоевский, нет высокого идеала, ему присуще «ложное начало рассудочности и расчета», «арифметическое» стремление дать людям «хлеб насущный». А этого для счастья людей недостаточно. В «Записной книжке 1863–1864 годов» Достоевский отмечает:
Социалисты хотят переродить человека, освободить его, представить его без Бога и без семейства. Они заключают, что изменив насильно экономический быт его, цели достигнут. Но человек изменится не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной
 (5)

Большевики верили, что социалистические отношения автоматически воспитают у людей социалистическое мировоззрение. Но изменение мировоззрения человека невозможно без духовной жизни, которую предлагает религия, в нашем случае Православие. И сами по себе социалистические отношения не могут преобразить страсти человека – зависть, жадность, гордыню, злобу в добродетели. Никакой светский моральный кодекс не сможет удержать людей от пожара греховных страстей при повышении материального благополучия. Пламя греховных страстей и проступков может тушить только духовная жизнь, поэтому социализм возможен только на преобладании в общественном сознании христианских духовных идеалов. 

Советское сознание, атеистическое по форме, но православное по ценностным смыслам, принимало и поддерживало советский проект до тех пор, пока людям не была внушена ложь о том, что имеющиеся социальные достижения можно сохранить и приумножить, если приватизировать крупные системообразующие предприятия. Люди поверили этой лжи, однако частная собственность на системообразующие предприятия и советская социальная справедливость несовместимы. 

Причина этого доверия – духовная деградация общественного сознания и как результат – непонимание того, что социальные блага создаются за счет прибыли крупных предприятий, но распределяются на основе согласия в духовных идеалах. Возрождение социализма в перспективе возможно только на основе возрождения в общественном сознании православных идеалов.

 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

СМЕЮСЬ Я С ЭТИХ ОТЪЕЗЖАНТОВ

А потом - приезжантов

Владимир Веретенников
Латвия

Владимир Веретенников

Журналист

Российская бюрократия распугивает зарубежных соотечественников

насколько глубоко ?

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

О приоритетах в деле сохранения русской идентичности

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1)

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

РУССКИЙ ИЛИ НЕРУССКИЙ

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.