Есть идея

16.08.2017

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Союзный треугольник

Минск — Москва — Санкт-Петербург

Союзный треугольник
  • Участники дискуссии:

    4
    6
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

Транспортно-логистическая сфера всегда находилась в тесной связи с геополитическими и оборонными факторами.
 

В мирное время магистрали, дороги и транспортные узлы служат кровеносными артериями экономики, по которым движутся товары и услуги, создавая точки роста и рабочие места. В периоды блоковой конфронтации пути сообщения — важнейший ресурс, обеспечивающий стратегическое преимущество и поэтому контроль над ними и развитии — первостепенная задача государства с точки зрения безопасности.

Союзное государство Беларуси и России образует важнейший транспортно-логистический кластер в Северо-Западной Евразии, от существования и согласованного развития которого зависит очень многое: и для наших стран, и для Китая и для Европейского союза.

В связи с обострением противоречий России и Запада, без сомнения, будет меняться и конфигурация транспортного сообщения. Попробуем представить, каким же образом и что можно реализовать как общесоюзный проект?


Прибалтийский очаг напряжённости

С началом украинского кризиса в 2014 году юго-восточная Прибалтика становится одним из эпицентров милитаризации в Европе. Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) и Польша проводят мобилизационные мероприятия и увеличивают присутствие войск НАТО на своей территории.

В информационном пространстве происходит постоянная демонизация России, якобы имеющей некие агрессивные планы в отношении этих стран, а также осуществляется постоянная информационная и дипломатическая атака на белорусско-российский проект строительства Белорусской атомной станции. Совместные плановые учения Беларуси и России «Запад-2017» используются как повод для кампании масштабной дезинформации и нагнетания конфронтационной атмосферы.

Очевидно, что всё это имеет пока относительно безопасный формат и не переходит грань, за которой может уже включиться необратимая логика военной машины. Тем не менее есть ощущение, что происходит медленный дрейф именно в этом направлении.
 

И в таком случае Союз Беларуси и России оказывается на передовой, а потому согласование позиций и общая стратегия будет необходима не только в военном плане.
 

 
Беларусь и Прибалтику, особенно Литву, в настоящее время связывают давно сложившиеся транзитные узы. По разным оценкам, до трети грузопотока порта Клайпеды обеспечивают именно белорусские грузы: нефтепродукты и калийные удобрения.
 



 
Объясняется это довольно просто — географической близостью, налаженными связями и доступными тарифами.

И даже несмотря на то, что ОАО «РЖД» недавно заявило о готовности предоставить 50-процентную скидку на перевозку белорусских нефтепродуктов в направлении портов Усть-Луги и Санкт-Петербурга, всё равно прибалтийское направление остается для Беларуси приоритетным в силу понятных причин, прежде всего, экономических.

Тем не менее политическая повестка в регионе значительно меняется, и она тоже должна учитываться, по крайней мере для прогнозирования ситуации.


Сценарии будущего

Зафиксируем несколько позиций: наличие взаимовыгодных логистических связей Беларуси и Прибалтики, тенденцию роста напряженности и милитаризации региона, неконструктивное поведение Литвы, возможно, Польши и Латвии в отношении строительства БелАЭС и перспективы экспорта белорусской электроэнергии в страны ЕС после её запуска.

Как при наличии этих вводных может развиваться ситуация? На наш взгляд, возможны три варианта:
 


1. Сохрание статус-кво. Несмотря на публичную риторику, отношения Беларуси и прибалтийских стран в транспортной сфере будут и дальше строиться на прагматической основе и споры вокруг БелАЭС никак на них не повлияют. Беларусь и дальше будет наращивать грузопоток через прибалтийские порты, так как это наиболее выгодно. Россия не будет предъявлять в этом случае никаких претензий и требований к Беларуси.

2. Деградация отношений. Поскольку регион включился в большую геополитическую игру, постепенно будет возвращаться блоковое мышление и дисциплина, напрямую затрагивая отношения союзников — России и Беларуси. В ответ на блокировку экспорта с БелАЭС, санкционную политику и милитаризацию Россия и Беларусь будут вынуждены искать совместные ответные меры, в том числе, в транспортно-логистической сфере.

3. Эскалация. Поводом может стать какой-либо инцидент в регионе или размораживание конфликта на Донбассе. Прибалтика превращается в полноценный военный плацдарм НАТО, начинается новая «холодная война».
 


Наиболее вероятным нам кажется второй сценарий. Вряд ли уже удастся сохранить статус-кво, тем более усилиями одной Беларуси, резкое обострение обстановки возможно, но пока маловероятно. А вот медленное сползание к блоковому противостоянию и «сжигание» мостов (экономических и логистических) фактически уже происходит.

В этой перспективе необходимо понимать, что эта тенденция надолго и что Беларуси не удастся долго лавировать и нивелировать противоречия с западными соседями в силу своего политического и экономического веса. Хотя это, безусловно, необходимо делать, как можно дольше оттягивая момент окончательного определения конфронтационных позиций. И что Беларуси и России необходимо иметь не просто согласованные позиции, но и готовые к реализации проекты и идеи.

Одной из них может стать треугольник развития Минск — Москва — Санкт-Петербург.


Союзный треугольник

Складывающаяся ситуация сама подталкивает к реализации такой идеи.

Во-первых, это очевидная долгосрочная тенденция изоляции Прибалтики в перспективе противостояния.

Руководство Литвы, Латвии и Эстонии, опираясь на поддержку руководства ЕС, настаивают на реализации проекта Rail Baltica — железной дороги с европейской колеёй 1435 мм и протяженностью от Берлина до Таллина.

Судя по всему, при сомнительной экономической целесообразности, основное предназначение дороги — военно-стратегическое, возможность быстрой переброски войск и боевой техники.





То есть поддержка этого проекта и его весьма вероятная реализация говорят о характере стратегического планирования в отношении России и Беларуси.

Во-вторых, руководство российских компаний заявило о полном отказе России от транзита нефтепродуктов через порты Прибалтики и переориентации на собственные портовые мощности.

В этой связи логично возникает вопрос к белорусской стороне — если Беларусь получает нефть по союзной, льготной цене, то почему она не использует союзный маршрут для транспортировки нефтепродуктов?

Это уже политический вопрос, требующий общего решения. В данном случае должна действовать и долгосрочная скидка от «РЖД», чтобы белорусам это было выгодно, и высокий уровень обслуживания, учитывающий возросшие форс-мажорные риски.
 

Но в целом необходимо союзное стратегическое решение. Предусматривающее, что Беларусь и Россия делают ставку на развитие треугольника Минск — Москва — Санкт-Петербург хотя бы в транспортном измерении.
 
 


 
Что это означает на практике?

Между Минском и Москвой давно назрела необходимость организации высокоскоростного ж/д сообщения, увеличения пассажиропотока. Такая же необходимость вместе с интенсификацией грузового сообщения в свете вышеизложенного есть и между Минском и Санкт-Петербургом.

Этот треугольник — с союзной точки зрения, в силу непредсказуемых отношений с Прибалтикой и Украиной, стремительно теряющей свою транзитную привлекательность, — следовало бы сделать основным транспортным звеном в регионе и замкнуть на себе северо-западную ветку «Нового шёлкового пути».

В идеале тесная связанность трёх городов должна привести к формированию мегаагломерации, объединённой скоростным транспортным сообщением, интенсивными экономическими, политическими и гуманитарными связями.

Для Союзного государства это может стать настоящим прорывным проектом будущего. Именно такие нам всем и нужны, времени на раскачку уже нет.
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Почему России невыгодно включение в свой состав Беларуси

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Путин в гостях у Лукашенко

Был ли «жёсткий разговор»?

Семён Уралов
Россия

Семён Уралов

Шеф-редактор проекта «Однако. Евразия»

«Белорусизация» России: продовольственный аспект

Борис Марцинкевич
Латвия

Борис Марцинкевич

Главный редактор аналитического журнала «Геоэнергетика.ru»

СП = союзный профит

Стратегия «Газпрома» в Беларуси

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.