Семь стен духовной крепости

Общественной организации
 


Главы из книги «Невидимая крепость русской общественной самоорганизации»
 

Часть 1. В чём сила русского жития?
Часть 2. Культурная традиция и уровни её воплощения
Часть 3. Служение обществу как духовное возрастание
     


 
«Ищите же прежде
Царствия Божия и правды Его».
(Мф.6:33)


Вы никогда не задумывались над тем, откуда вдруг у людей появляется сила духа, способная превратить вчера еще слабых в сильных, преодолевающих любые испытания?

Вспомним евангельское время. На третий день после Воскресения Христа на улицах Иерусалима появляются апостолы. Еще пару дней назад они находились в глубокой депрессии — Христа распяли, рухнули их надежды на пришествие Царства Божия. Если Христос — Сын Божий, то как можно было людям его распять, ведь Бога невозможно убить? И что делать дальше? Получается, что со смертью Христа, они становятся злостными еретиками, а не учениками Сына Божьего. Но с Воскресением все принципиально меняется…

Теперь это совершенно другие люди — не робкие малограмотные рыбаки, подавленные казнью Учителя, а несгибаемые борцы. Апостолы начинают распространять Благую Весть о воскресении Христа. Начинаются волнения. В первые дни, после того как чудесная весть облетела Иерусалим, тысячи людей признают Христа Богом.

Можно ли поверить, что кучка бродяг способна обмануть религиозную элиту? И если да, то возникает вопрос: что это за элита и что это за бродяги, у которых из ниоткуда появилась такая сила духа? Если рассказ о Христе был ничем не подтвержденной небылицей, то нельзя допустить, чтобы элита общества могла отказаться от веры отцов, пойти против римской власти и первосвященников и в итоге подвергнуть себя не просто гонениям, а утрате жизни и страшным мучениям.


Слово, которое апостолы несли людям было словом Духа Святого, оно зажигало в сознании людей доминанты вечных ценностей. И вечные ценности преображали мировоззрение людей и направляли их к поиску Царства Божия и Правды Его.

И чтобы подкрепить силу духа апостолов и учеников, Святой Дух дал им дары исцеления, чудотворения, предвидения. И сотни и тысячи людей убеждались в божественной основе нового учения, глядя на исцеление больных, воскрешение мертвых и сверяя предвидения апостолов с реальными событиями. Дары Духа Святого сыграли исключительную роль в распространении и утверждении христианства, в преодолении гонений. Ну кто, скажите, пойдет на верную смерть, а быть в течение первых трех столетий нашей эры христианином означало верную смерть, если нет вечной жизни в Царстве Божием?

Началось создание первых христианских общин, которые и стали первыми общественными религиозными организациями. Первые христианские общины были организаторами духовной жизни и христианских богослужений, мощными, авторитетными организациями, которые несмотря на почти трехсотлетние гонения со стороны римских властей несли обществу Слово Божие и в конечном итоге победили язычество.

Первые христианские общины являются образцами для подражания при создании любой общественной организации, в плане воплощения правил духовной самоорганизации.

Но с чего начинать создание нового общества? Что за глупый вопрос, скажет человек не имеющий представления о духовной стороне самоорганизации? Собрались, выбрали руководство, договорились о правилах, утвердили документы и начали работу. Правда, редкая общественная организация при таком подходе успешно проработает более года-двух. И чтобы общество действительно стало успешным, начинать нужно не с формальных вопросов общей организации, а с совершенно другого.

С обсуждения и осознания того, что дух творит формы своего воплощения в бытии.

Мы создаем то, что соответствует нашему духовному состоянию. Духовное состояние учредителей и является тем совокупным духом, который и определит содержание, формы и методы работы новой организации. И создавая новую организацию, будь то общество или культурный центр при школе, ее учредители должны понимать, что наряду с созданием структурно-юридических, сугубо земных инструментов — устава, правления, учредительного собрания, плана работы, распределением обязанностей, они будут или не будут создавать самое главное — невидимую духовную крепость. И не земные инструменты, а стены духовной крепости, если она будет создана, обеспечат авторитет, успешность и долговечность новой организации.

И необходимо придерживаться определенной последовательности возведения стен духовной крепости.


Первой стеной духовной крепости является выбор модели отношений между активистами новой общественной организации. Принципиально важно самим учредителям договориться о том, каким образом будут строиться отношения между членами организации — служебная иерархия с должностным подчинением, автономные творческие группы с внутренней иерархией и подчинением коллективному или индивидуальному руководству, демократия с подчинением меньшинства большинству или соборное сотрудничество на основе единства в духовно-культурных ценностях и принятие решений консенсусом.

Учредителям общества важно понимать, что выбранная модель отношений внутри общества и является тем невидимым духовным фундаментом, который будет во многом определять успешность всей последующей работы. Русская традиция требует соборного сотрудничества с принципом консенсуса при принятии решений, когда мнение каждого учитывается в общем решении. При условии, что каждое мнение конструктивно — направлено на пользу делу и реально исполнимо.

Вспомним первую иерусалимскую христианскую общину. Да в ней были учредители — апостолы — носители Духа Святого, руководители — пресвитеры — организаторы богослужений и активисты, которые помогали пресвитерам вести учет и распределять материальные блага среди своих членов. И эта иерархия была не служебным подчинением, не демократическим приоритетом большинства над меньшинством, а соборным сотрудничеством, потому что каждый имел право решающего голоса. Соборность — это не просто консенсус, это общее единство в единстве ценностей, посильное служение общему делу согласно своим возможностям. Только соборность обеспечивает в самой организации и на ее мероприятиях отношения духовной любви, взаимной заботы и поддержки, когда каждый ощущает себя членом единой семьи.

Соборное сотрудничество между членами общества и участниками мероприятий обеспечивает прочность и авторитет организации. Поэтому разрушение или деградация организации начинаются не с материальных потерь, а с разрушения или деформации отношений между ее членами. Чаще всего причины такой деформации — духовные — славолюбие, сребролюбие, сластолюбие одного или нескольких руководителей и активистов. Руководителям и активистам организации следует понимать, если они способны между собой достигать мира и согласия, то и другим людям они способны принести мир и согласие, если между ними нет мира и согласия, то и вокруг себя они будут сеять конфликты и вражду.

Второй стеной духовной крепости при создании организации является личный дар тому делу, которым ты сам решил заниматься. Первые христиане Иерусалимской общины, исполнившись Духа Святого «все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4,34), так что «никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» (Деян.4,32).

Духовное правило личного дара предполагает, что сами активисты и участники мероприятий дарят своему обществу финансовые, материальные, организационные и информационные ресурсы, демонстрируя тем самым, что верят в успех общего дела. И если общество приобретает авторитет, то у него появляются сторонники и благотворители, которые дарят организации или его отдельным проектам материальные, финансовые средства, свой безвозмездный труд. Дар делу, в которое ты веришь, которому служишь и которое считаешь делом защиты и распространения правды, есть важнейшее правило духовной самоорганизации и успешности. Если сами активисты ничего не дарят своей организации, нет благотворителей со стороны, это означает, что они сами не верят в то чем занимаются и в этом случае организация обречена на прозябание.

Третья стена духовной крепости — организация анализа исторической памяти и диалогов с вечностью. Еще на этапе создания общественной организации, ее активисты должны продумать формы анализа исторической памяти и диалоги с вечностью — непрерывного укрепления исторической памяти самих активистов, поиска новых методов и форм ее воплощения в работе организации. Диалог с вечностью возможен на уровне личной духовной жизни активистов, а также участием общества актива в православных церковных службах.

Четвертая стена — создание в обществе центра духовной солидарности для осмысления результатов анализа исторической памяти, поиска новых идей и проектов. Периодически следует проводить проблемно-поисковые мероприятия — семинары, встречи, экскурсии, целевые поездки по поиску новых идей, форм и методов работы, организовать работу творческих групп по созданию новых программных модулей, форм и методов их реализации. В обществе может быть создан специальный клуб или семинар для обсуждения новых идей, встреч с творческими людьми, диалогов с общественностью. Такая площадка станет центром для укрепления и расширения поля духовной солидарности носителей русского самосознания.

Пятая стена духовной крепости организации создается выбором одной или нескольких концептуальных моделей работы. Все возможные модели работы — «Диалог», «Традиция», «Миссия», «Школа», «Служение», будут эффективны в том случае, если мероприятия и проекты общества воплощают в себе не только культурные, исторические ценности и достижения, но и духовные ценности Русской цивилизации — братолюбие, милосердие, нестяжание, соборность, духовную цельность, совесть, справедливость и другие. Поэтому, создавая сценарии мероприятий и планы проектов, активистам необходимо тщательно продумывать духовные основания воплощаемых в них культурных традиций. В этом случае работа организации станет генератором духовно-культурного поля воспитания и укрепления русского самосознания и культурной идентичности.

Шестая стена духовной крепости — продумывание методов и форм организации работы общества как служения для духовного возрастания активистов и сторонников. И опять вспомним, что первая христианская иерусалимская община пропагандировала окружающим духовную любовь к ближнему и Богу, стремление к духовной нищете, кротости, милосердию, миротворчеству, необходимость защиты Правды Божьей.

Организация работы, как служения делу духовного возрастания, требует создания серии проектов на основе сотрудничества с Православной церковью, от самых простых — панихид на братских кладбищах, до более сложных — совместного празднования, например, дня Народного единства. Желательно, чтобы мероприятия и проекты общества носили благотворительный характер, были направлены на проведение акций милосердия. Наряду с этим, общество может заниматься пропагандой православных духовных ценностей и поддерживать инициативы, направленные на их популяризацию, реализовать культурно-образовательные проекты духовно-нравственного воспитания детей и взрослых.

Седьмая стена духовной крепости возводится созданием и укреплением духовно-культурного поля преображения целевой аудитории. На первом этапе работы создается основа духовно-культурного поля — общественная организация становится информационным центром русской культуры. Основная задача информационного центра — предоставление всем желающим информации по вопросам сохранения русского самосознания и культурной идентичности. Информационный центр налаживает сотрудничество с русскими общественными организациями в стране проживания, России, других странах.

На втором этапе работы организация создает или становится центром духовно-культурного развития — проводится серия мероприятий и проектов, создаются библиотека или каталог информационных материалов, аудио и видеозаписей по основным русским духовно-культурным традициям. Каталог или библиотека, чаще всего создаются в виде электронной библиотеки на сайте общества и должны быть доступны всем желающим для помощи в изучении и сохранении культурно-исторических традиций. Следует помнить сказанное в Евангелии — даром получили, даром отдавайте.


И наконец, самый высокий уровень — общественная организация создает или становится центром социокультурного творчества — мультипликатором самоорганизации и сотрудничества частных лиц, общественных организаций, детских садов, школ и других организаций, творческих групп, клубов по сохранению русской культуры.

Таким образом, создание и развитие духовно-культурного поля общественной организации осуществляется по линии следующих структурных форм: информационный центр — центр духовно-культурного развития — центр социокультурных проектов.

В идеале наибольшая эффективность воспитания русского самосознания достигается при возведении всех семи стен духовной крепости. Важно, чтобы активисты общества это знали и помнили, что проводимые мероприятия будут настолько влиять на мировоззрение целевой аудитории, насколько высок духовный потенциал их собственного мировоззрения. Подобное создается подобным, духовная красота создается духовной красотой, которая не во внешних формах культуры, а внутри самих активистов, ведь сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
 
 


P.S. Электронную версию книги «Невидимая крепость русской общественной самоорганизации» можно посмотреть или скачать здесь.
 


 
Статья подготовлена с использованием следующих источников:

1. Аксючиц В. Духовная революция XIX века
2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России
3. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония. — СПб, «Царское дело», 2013.
4. Декларация русской культурной идентичности
5. Панарин А.С. «Православная цивилизация». — М.: Алгоритм, Эксмо, 2003.
6. Кожинов В.В. Россия как цивилизация и культура / Сост. Предисл., коммент. С.С. Куняева / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012.
7. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. — М.: Институт Русской цивилизации. 2007.
8. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви
9. Платонов О. А. Русская цивилизация
10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Эксмо, Алгоритм, 2003.
11. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., Республика, 1996.
12. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. — 2-е изд. — М.: Академический Проект «Святые покровители града Москвы»: Культура, 2013. — 232 с.
13. Проект Россия. Книга вторая
14. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. — М.: Айрис-Пресс, Лагуна-Арт, 2004. — 688 с.

          

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    14 мая 14:32
    №1 Александр Артемьев Латвия

    О чудесах и религиях;


    Прежде выскажу ИМХО, с ним можно согласиться, а можно отвергнуть, т.к. это выбор каждого.

     У всех есть своя правда, агрессивно опровергать которую, это покушаться на свободу совести. Моё мнение, что Всевышний един сутью для всех религий, дающих Ему различные Имена.


    Разность религий в своей правоте понимания сути Всевышнего не от ограниченности   ума составлявших догмы, а в выпячивании прагматизма некой этнической группы, ставшей в историческом развитии интересом социальной группы осознавшей себя, как некую целостность выстроенных отношений между людьми и всей совокупностью отношений к природе. 


    Социум выстроенных специфических общественных отношений  открытых для освоения человеком  на определённых условиях , но имеющей обособленный свод правил для вхождения во Власть над социальной  обособленностью  создавшей различные условности и правила её сосуществования и многообразие форм отношений  со всем родом человеческим.

     Православие частичка христианства наравне с католицизмом, протестантизмом и т.д., которые не лучше, но, ни чем не уступают буддизму, иудаизму и т.д.  

     

    Автор спича призывает вспомнить евангельское время, а вот у меня в житейской памяти, те давние события за рутиной дел 21 века – потёрлись,  в памяти исчезла яркость  впечатлений…

     

    Иль вообще о тех событиях узнал по ныне сохранённой  религиозной памяти запечатлевшей отражение реальности тех очень далёких времён, записанной образности смыслов где-то через три сотни лет, да и то, если принимать, как дань Веры в одну из многих правд о Всевышнем (Боге).

     

    Автор спича утверждает, что в основе Веры в Христа, как Сына Бога, в те первые три сотни и более лет гонений первых христиан  были явлённые людям «дары исцеления, чудотворения, предвидения».

    Значит, не будь Чудес, то «в сознании людей доминанты вечных ценностей» зажглись бы Святым Духом или нет?

    Значит, верующий и нынче верит лишь до тех пор, пока верит в Чудо?

     Без чудес нет Веры?

    Поэтому и находятся нынче, как  и ранее, свидетели чудес, чтоб остальным была возможность, хоть опосредованно прикоснуться к свершившимся чудесам?

    Если исходить из чудес, как источника Веры, то это низвергнуть ценности  Духа, в которых развивается душа, стремясь познать Бога.  

    То путь не к истокам сущности Человека созданной Всевышним,  а к низменным страстям искушений.


    Значит, если религиозное чудо определяет ценности духа, то в прагматизме чудес и ценности воспитывающие Дух, а это значит, что  душа утопает в корысти индивидуальных дел на благо тела, которое и есть царство желаний обладать и потреблять, где главная социальная ценность индивидуализм в шкурном прагматизме. 


    Поэтому Чудо описанное той или иной религией , это вынужденная  и очень-очень ограниченная сила убеждений в правоте собственной Веры, т.е. слабость любой религии, как Веры, т.к. без Чудес такая Вера – ничто.

     
    •  
      14 мая 14:47
      №2 Валерий Бухвалов Латвия Александр Артемьев (№1)
      Преподобный Исаак Сирин писал "Душа видит Истину по силе жития".
      Ценность любой религии познается совсем не чудесами, а силой духовной жизни. А чудеса лишь приложения к духовному познанию и общению с Богом.
      Когда люди уходили в монастыри, раздавая все свое имущество, порою очень большое, они это делали не ради желания увидеть чудеса, а ради желания общения с Богом.
       
      •  
        14 мая 15:17
        №3 Александр Артемьев Латвия Валерий Бухвалов (№2)
        Уваж.Валерий,мой комментарий №1  о неких, скажем, в моём понимании, неверных  смыслах  в начале Вашего спича.

        Суть моего коммента,что ТОЛЬКО на чудесах не выстроить духовные ценности человека,т.к. чудо несёт сиюминутный прагматизм,а Дух души верующего человека стремится  в жизни   приблизиться желаниями и поступками к осознанной той или иной религией сути Бога, а  в понимании атеиста, к гармонии  Вечности/Космоса . 
         
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить