ОБЩЕСТВО

02.09.2017

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции

2. Польский «дух свободы»

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции
  • Участники дискуссии:

    10
    15
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции
как геополитический фактор


Часть 1.
ἀρχή

 
 
 


В первой части данного опуса я угрожал, что буду опираться по большей части на собственные впечатления, личные эмоции и на своё, сугубо частное мнение — так вот, применительно к Польше это будет не совсем так — нам не обойтись без обращений к авторитетам. И первым среди них будет, — что естественно для текста о Польше, — Кароль Войтыла, известный всем нам как папа Иоанн Павел II.
 


Как писал означенный деятель в своей энциклике «В память о заслугах святых благовестников Кирилла и Мефодия. Одиннадцать веков спустя», «Крещение Польши в 966 году, в лице ее первого исторического государя. Мешко, женатого на богемской княжне Домбровке, свершилось, прежде всего, благодаря богемской Церкви, и таким путем христианство пришло в Польшу из Рима в латинской форме. Это ни в коем случае не отменяет того обстоятельства, что зарождение христианства в Польше связано с трудами братьев из далеких Салоник».

И это чистая правда — впервые свет Божественной истины на территорию Польши пришел из Моравии, следы миссии святого Мефодия в землях южной Польши можно найти в различных исторических источниках.

Македонская легенда «Успение святого Кирилла», записанная в XV веке, поминает Савву, ученика святого Кирилла, как епископа «ляхов». Чешский историк Стредовский в «Sacra Moraviae Historia», написанной в 1710 году, упоминает два имени кирилло-мефодианских миссионеров: Висног и Осла.

В 900 году баварский архиепископ Титмар Зальцбургский написал папе письмо с упрёками за восстановление славянской иерархии. Он писал, что баварские епископы ранее считали Моравию своей территорией, но «теперь весь восток (Малая Польша, Словакия) уже просвещён учениками Кирилла и Мефодия», и баварским миссионерам там нечего делать.


В конце IX века, после нашествия венгров и падения Великоморавской державы, многие жители Моравии бежали в Южную Польшу, справедливо надеясь, что венгры, жители степей, сросшиеся со своими лошадьми — не преодолеют Карпатские горы.

Среди этих беженцев были представители знатнейших моравских родов: Венява, Одровонжи, Грыфиты. Так, краковский архиепископ (с 1027 года) Боссута принадлежал к гербу Венява, т. е. был выходцем из Моравии. Ушёл в Малую Польшу и последний архиепископ Великой Моравии Горазд, обосновавшись в городе Вислица.

Показательно, что в числе святых римо-католической церкви Горазд не числится, но в окрестностях Вислицы он почитался святым.

Перед мировой войной в Вислице был обнаружен календарь второй половины XIV века, в котором день 17 июля посвящён святому Горазду, ученику и наследнику св. Мефодия. Перенесение Гораздом митрополичьей кафедры в княжество вислян сделало славянскую митрополию в Польше продолжением и наследницей митрополии св. Мефодия.

 


Таким образом, можно утверждать, что христианизация Малой Польши началась во многом благодаря наследникам Кирилло-Мефодиевской традиции, и нынешние поляки (жители Малопольши — точно), по сути, имеют полное право называться наследниками святых «солунских братьев».

Наследие Кирилла и Мефодия — это соединительные звенья, духовный мост между православной и католической традициями, которые вместе образуют единую великую традицию Христианской Церкви.

Как писал в упомянутой энциклике Иоанн Павел II, «единство есть встреча в истине и любви, дарованных Духом Святым. Кирилл и Мефодий как своей личностью, так и своими делами пробуждают во всех христианах великую «ностальгию по единству» и тесным узам между двумя Церквами-Сестрами Востока и Запада».
 



Что привнесли святые «солунские братья» в то удивительное и не имеющее аналогий в мире, присущее лишь полякам мировосприятие и мироощущение, именуемое «польским духом»?

Кроме воплощения Евангелия в самобытной польской культуре, Кирилло-Мефодиевская традиция стала основой польского духа свободы, того самого духа, который так изумлял всех соседей Польши — и на Востоке, и на Западе, и который, перехлестывая через край, иногда становился чрезмерным — тем не менее, оставаясь истинно польской особенностью.

Не поклоняться ни Востоку, ни Западу, оставаться самими собою, во всем и всегда искать Справедливость и Честь, не зависеть от презренного металла и дороже всего на свете ценить свободу — эта особенность поляков берет свое начало в том числе и от наследников Кирилло-Мефодиевской традиции, принесших Слово Божье на северные склоны Бескид…

Культуры всех славянских народов обязаны своим возникновением трудам солунских братьев — в том числе и польская культура, нерасторжимыми узами связанная со своими сестрами, культурами других славянских народов.


Сегодня Польша переживает очень непростое время — время трудных и важных решений. Продолжит ли земля Пястов погружение в пучину «европейских ценностей», воплощением которых является пресловутая Кончита Вюрст, или найдет в себе силы вернутся к чистому источнику силы и духа, которым для всех славян является Кирилло-Мефодиевская традиция? Найдут ли поляки в себе силы сегодня сказать:
 


«Мы, поляки, наследники Тадеуша Косцюшко и Яна Собесского, Адама Мицкевича и Фредерика Шопена, Николая Коперника и Марии Склодовской, дети великого народа и наследники великой культуры — христиане, обретшие свет Истины во многом благодаря равноапостольным святителям Кириллу и Мефодию. Мы — славяне, мы братья всем нашим единокровным народам, мы все — носители общей культуры, наследники великой Традиции, основанной на главенстве Справедливости; наш мир зиждется, прежде всего, на сострадании, милосердии и неприятии власти Маммоны, мы — полная и безусловная антитеза англо-саксонскому, еврейскому и германскому образу жизни. От Одры, Лейте, Дуная и Савы до Тихого океана — всё это пространство Кирилло-Мефодиевской традиции, имеющее общие ценности, общую историю и общее будущее, и населяющие его народы — едины в понимании основополагающих смыслов человеческого существования».
 

 
 
Продолжение
    

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции

5. Основа венгерского консерватизма

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции

4. Богемия и Моравия: вместе и порознь

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции

3. Словацкая идентичность

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Пространство Кирилло-Мефодиевской традиции как геополитический фактор

1. ἀρχή

И ТЫ, ВАДИК…

Да, это описка. Конечно Дебальцевского. И в слове Изваринского букву "в" пропустил.

Как стать угрозой национальной безопасности Латвии в возрасте 20 лет.

Спасибо за напоминание. Если быть точнее, то вместо АТО ввели термин ООС (Операция Объединенных сил). Под новый формат операции приняли специальный законодательный акт «Об осо

Мнение русского живущего в Эстонии

Интересно было послушать. Моментами казалось, что слушаю самого себя, настолько близки позиции автора. очень хочу, чтобы это видео не имело серьезных последствий для самого автора

У эстонизаторов русофобский жор.

Долго же эстонские власти добирались до нарвского танка, аж 30 лет. То ли дело в Латвии, Т34 почти моментально слетел с постамента в Клапкалнциемсе, после смены власти. И никакого

Латвийский русский активист спасся от репрессий в Белоруссии

ООО.. Володя, так свои все люди! От интернационалиста, интернационалисту привет. ПО поводу русских идущих во власть. А русские ли они, и относится ли сейчас определение русский име

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.