Воскресный кинозал

09.04.2017

Юрий Глушаков
Беларусь

Юрий Глушаков

Историк, журналист

«Проститутка»

Первый белорусский фильм во всесоюзном прокате

«Проститутка»
  • Участники дискуссии:

    5
    9
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

90 лет назад в прокат вышел фильм «Проститутка» («Убитая жизнью»), снятый «Белгоскино». Он конкурирует со знаменитой «Лесной былью» Юрия Тарича за звание первого белорусского художественного фильма...
 


Партизаны против древнейшей профессии

Фильм «Лесная быль» был первым показан в Беларуси, его премьера состоялась в Минске в самом конце 1926 года. А вот «Проститутка» впервые попала во всесоюзный прокат. Произошло это 15 марта 1927 года. Работа над этим фильмом также была начата раньше.

Впрочем, дело вовсе не в пальме первенства. И тот, и другой фильмы представляют собой яркие образцы киноискусства того времени, со всем присущим им колоритом, тяготением к пронзительному реализму и к пафосному изображению новой жизни одновременно. Но киноленте Юрия Тарича повезло больше — она ведь была посвящена национально-освободительной борьбе белорусских партизан против «белопольских» оккупантов. А вот «Проститутку» уже вскоре после выхода стали признавать «идеологически невыдержанной»…

При этом надо отметить, что 1920-м годам вовсе не было присуще засилье ханжеской цензуры или критики. В то время художники разных жанров чувствовали себя относительно свободно. Именно тогда, на фоне революционного прорыва, еще не угашенного окончательно мертвящим бюрократизмом, родились многие шедевры советской и белорусской литературы. Смело экспериментировали тогда и в кино…

Режиссером «Проститутки» стал Олег Фрелих, актер театра и кино с дореволюционным стажем. В советские 20-е годы он стал пробовать себя в качестве режиссера, и «Проститутка» стала его третьим фильмом. Здесь он также сыграл эпизодическую роль прохожего. Впоследствии Олег Фрелих стал заслуженным артистом РСФСР.

Прохожего парня с папиросой, которого «снимает» проститутка Люба на бульваре, в этом фильме также сыграл Марк Донской. В будущем он будет народным артистом СССР и Героем Социалистического Труда, а в то время — ассистентом на студии «Белгоскино».




Марк Донской в амплуа гопника в фильме «Убитая жизнью». Первая и единственная его роль в кино.
 


В роли проститутки Надежды снимается Вера Орлова, артистка МХАТа. Она начала работать в кино с 1911 года, в 1918 году играла в фильме «Отец Сергий». В МХАТе еще в царские времена начинала свою карьеру и Ольга Бонус, сыгравшую тетку Варвару. В кино она также пришла еще до революции, сыграв в 1915 году в экранизации каторжной песни «Ах, зачем ты, злая доля, до Сибири довела…»




Надежда (В. Орлова) и Манька (Е. Шереметьева) на бульваре.
 


Поскольку кино того времени было немым, большую роль играли сопровождающие кадры надписи. Автором текста к фильму «Проститутка» и одним из сценаристов стал Виктор Шкловский.

Он родился в Петербурге в 1893 году, но белорусские корни его «топонимической» фамилии — очевидны. Сама же бурная биография этого блестящего литературоведа, писателя и общественного деятеля могла бы стать сюжетом какого угодно фильма. Учась в Петербургском университете у Бодуэна де Куртенэ, он создал Общество изучения поэтического языка — ОПОЯЗ. Его значение как выдающегося теоретика литературы признавал даже Лев Толстой. Потом началась мировая война, и Шкловский пошел добровольцем в армию.

Символом революции 1917 года стал броневик — именно Виктор Шкловский в феврале выведет на улицы Петрограда броневой дивизион. Назначенный Временным правительством комиссаром Юго-Западного фронта, он первым поднимет солдат в атаку и получит пулевое ранение в живот навылет — и Георгиевский крест из рук генерала Лавра Корнилова.

Шкловский не примет Октябрьскую революцию, будет бороться против большевиков в эсеровском подполье, уходя от чекистских засад и с фантастической дерзостью совершая побеги. Один раз — на ходу выпрыгнет с поезда. По ходатайству Максима Горького будет прощен, признает правоту «пролетарской власти» и станет служить ее искусству.

В 1920 году Шкловский стрелялся на дуэли, воевал против Врангеля в составе Красной Армии. Шкловский войдет в знаменитое литературное «Серапионово братство». А в 1922 году вновь совершит побег за границу — после того, как станет известно о его прошлой принадлежности к боевой организации эсеров Семенова-Коноплевой, готовившей покушение на Ленина.

К работе над «Проституткой» Шкловский приступил вскоре после того, как в очередной раз прощеный Советской властью, он вернулся в СССР. Несмотря на бурное прошлое Шкловского, репрессии 1937 года его не затронули.

Надписи в фильме дублированы на английском языке, а также, похоже, китайско-японскими иероглифами. Видимо, в «Белгоскино» еще в 1926 году предвидели, какие языки вскоре станут новыми мировыми.

Фильм монтировала Эсфирь Шуб, уроженка Суража, до 1926 года входившего в состав Гомельской губернии. Шуб была исключительно талантливым монтажером и кинорежиссером, а еще — личным секретарем Всеволода Мейерхольда.

«Проститутка», как и все первые фильмы «Белгоскино», делалась на ее московских площадках — своей студии в Минске у белорусского кинематографа не было до 1928 года.


Великий немой

Главную героиню Любу Шатрову играет артистка Е.Ярош. О ее жизни не так много известно, но в фильме это молодая, обаятельная девушка с густыми и длинными, по пояс, волосами.

Немое кино требовало от исполнителей необычно выразительной игры лицом, телом, глазами. Большие и глубокие глаза Любы-Ярош завораживают даже сквозь время и истершуюся черно-белую пленку.




Люба — Е. Ярош.
 


Также в фильме Олега Фрелиха почти физически осязается мрачный колорит обшарпаных коммунальных квартир, где человек без особых занятий Василий Митрич и соблазняет, по сговору с теткой Варварой, ее «приемыша» Любу. Плешивого развратника Митрича сыграл Иван Лагутин, запомнившийся впоследствии также по отрицательной роли монаха-предателя в фильме «Александр Невский».

Минутное безволие раздавленной жизнью девушки хорошо показано в сцене ее соблазнения с помощью «чая с сахаром». После чего набожная, но крайне любящая деньги тетка Варвара, продавшая Любу Митричу, выгоняет ее из дома. Люба оказывается на улице, а затем попадает в руки очередной «мамочки»-бандерши Глафиры Ивановны (Е.С. Теплых).

В фильме со знанием дела показаны все этапы «профессионального становления». Люба плачет от общения с первыми клиентами. Но постепенно, под руководством бывалой проститутки Маньки (Е. Шереметьева), уже сама начинает охотится за мужчинами на столичных улицах.

В определенном смысле, фильм «Белгоскино» в этой части можно считать почти документальным — в нем зафиксированы реальные места тогдашнего «съема». Это и сквер возле самого Кремля, и деревянное «кафе-молочная столовая», и бани. Это про такие аллеи писал Владимир Маяковский — «по скверам, где харкает туберкулез, где блядь с хулиганом да сифилис…». Изображены в фильме и хулиганы того времени — в залихватских кепках, длинных шарфах аля Остап Бендер и кожаных «шоферских» куртках.

С такой же почти документальной достоверностью воспроизведены здесь и бордели начала XX века. Впрочем, «прелюдии» к походу «в нумера» здесь здорово напоминают времяпрепровождение в современных ресторанах или на вечеринках. А некоторые приемы женского «пикапа» 20-х годов сейчас могут вызвать только улыбку. Например, демонстрация ножки в туфельке или прикосновение башмачком к башмаку сидящего на лавке прохожего в наше искушенное время мало кого бы тронули.

Впрочем, ученые утверждают, что и содержание тестостерона в крови тогдашних мужчин, со всеми дальнейшими последствиями, было значительно выше. Многие мужчины в фильме изображены в образе отвратительных похотливых самцов — словно иллюстрация к теориям современных радикальных феминисток. Впрочем, не все...


Социальные корни публичных женщин

В теткиной коммуналке соседями Любы была семья продавца мясом Петра Ступина (В.Ярославцев), заботливого мужа и любящего отца. Но после того, как он по пьяному делу погибает под колесами грузовика, вдова Надежда и ее дети начинают голодать. Ранее Надежда запрещала детям брать конфеты у «пропащей» Любы.

Но вот теперь свежеиспеченная блудница одалживает деньги у своей «мамочки», чтобы принести продукты голодным детям бывшей соседки. Взаимопомощь и сострадание — тоже примета того времени. Собственно говоря, эти человеческие качества стержнем проходят через фильм, именно они помогают этим женщинам выживать на самом социальном дне. Надежда просит у Любы прощения. Но вскоре сама вынуждена от безысходности лечь в постель к хозяину погибшего мужа…

В фильме нет ни тени морализаторства. Нет здесь и смакования альковых сцен или погони за дешевой популярностью на «жареной» теме. Проституция показана прежде всего как социальное явление. Жесткая нужда толкает женщин навстречу мужской похоти и «советских буржуев», и рабочих парней в кепках...

Возможно, этот слишком суровый реализм действительности в СССР времен НЭПа и вызвал негативное восприятие фильма официальной критикой. А к 1937 году, когда казенно-охранительные начала окончательно взяли верх, фильм «Проститутка» был объявлен «вражеским» и запрещен к прокату.

Если в 20-е годы к «жрицам любви», на волне социально-революционного идеализма, старались применять меры перевоспитания и просвещения, то к концу 30-х годов — возобладали репрессии.




Кадр из фильма.
 


При этом показанное в драме возрождение Любы к новой жизни вполне соответствовало канонам социалистической идеологи — она смогла вырваться от своей хозяйки и начать работать в пошивочной мастерской при кожвендиспансере. Найти рабочее место при безработице 20-х годов было не просто, но направление на работу в этот трудовой профилакторий ей выбила подруга Манька, сама все еще никак не желающая «завязать».

Кажется, что в съемках в профилактории участвовали его реальные пациентки — бывшие проститутки, с иглой и ножницами под портретом Ильича «твердо ставшие» на путь исправления. После лекции о проституции Люба говорит лекторше: «Надо наказывать не проституток, а мужчин, покупающих женское тело!» Спустя много десятилетий это предложение, прозвучавшее в фильме «Белгоскино», было реализовано в Швеции и Норвегии. Сама Люба начинает бегать на лыжах, тут с ней и знакомится положительный комсомолец Шура (Александр Ледащев).

Тем временем дети Надежды Ступиной тяжело заболевают, и она, по большей части неудачно, пытается «гулять на бульваре». Наконец, потеряв последнюю надежду, Надежда бросается к проруби. От последнего шага ее удерживают Любовь и Шура. А самое главное — ей тоже удается найти работу в трамвайном парке, а детей устроить в детский сад.


Исторический фон продажной любви

В Российской империи публичные дома были легализованы и находились в ведении полиции. В фильме показан страх проституток перед еженедельным медосмотром — каждый раз он мог означать приговор к смертельной и почти неизлечимой тогда болезни.

Помимо этого, десятки тысяч женщин проходили унизительный и в большинстве случаев необоснованный принудительный медосмотр по подозрению в тайной проституции.

Публичные женщины были основным источником венерических заболеваний, в годы первой мировой войны принявших характер эпидемии.

В 1916 году до пяти процентов женщин в Петрограде были вовлечены в индустрию платной любви. После революции 1917 года проституция была запрещена. Но возвращение к рыночному НЭПу вызвало ее новый всплеск.
 
В середине 20-х годов до 16 процентов проституток были наркоманками. 88 процентов из них были «гастарбайтершами», приехавшими в города из сельской местности. Однако вскоре 70 процентов из них удалось вернуть к нормальной жизни, многие даже вышли замуж. Фильм «Проститутка» еще, возможно, является еще и первым белорусским «мультиком» — эта статистика отражена в нем с помощью мультипликации.


В 1923 году схожий с событиями в фильме случай имел место в Гомеле.

«Проститутка» начинается со сцен в ресторане, где официанты подводят девиц легкого поведения лоснящимся «совбурам». В ресторане «Эльдорадо», что находился возле гомельского парка, кельнеры также занимались поставкой «сладкого товара».

В 1923 году молодая учительница Юлия Ширяева осталась без работы. Журналист «Полесской правды» пишет: «Голодная, бездомная, бывшая учительница Юлия Ширяева жадно заглянула в окна «Эльдорадо».

Точно так же в фильме Любовь Шатрова, выброшенная на улицу, смотрит через стекло на шикарное ресторанное застолье. Гомельский рабкор пишет об истории в «Эльдорадо»: «Хищный глаз нэпмачей Пастуховых наметил добычу». Официанты гомельского кабака уговаривают Юлию за деньги обслужить состоятельного нэпмана. А когда вчерашний педагог пытается порвать с постыдным ремеслом — кельнеры «ищут ее по всей Советской», понуждая продолжить приносящее им доход занятие.

В фильме хозяйка притона Глафира тоже шантажирует порвавшую с прошлым Любу. Но в итоге милиция накрывает на квартире у «мамочки» старого педофила и закрывает его. А в Гомеле над сутенерами из «Эльдорадо» также состоялся суд, в результате чего один из кельнеров получил 1 год и 8 месяцев Исправдома и конфискацию, другие отделались меньшими сроками либо штрафом.

Драма «Проститутка» заканчивается на контрасте. Бросившая лечится Манька снова оказывается в венерической больнице. Камера снимает крупным планом страшные язвы на ее теле — болезнь на этой стадии уже необратима. А Люба и Шура ведут здоровый образ жизни — и вместе с детьми радостно бегают на лыжах в заснеженном лесу…

      
         
           


«Проститутка» («Убитая жизнью») — фильм режиссёра Олега Фрелиха, выпущенный в 1926 году на «Белгоскино».
 
              

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Хотелось бы больше настоящей рефлексии

Идущей от корней

Наше кино

Белорусский кинематограф 1920-1940-х

Константин Сёмин
Россия

Константин Сёмин

Телеведущий, политобозреватель, кинодокументалист

Капитализм в стране Нехочухии

Интервью в формате «А-3»

Юрий Глушаков
Беларусь

Юрий Глушаков

Историк, журналист

Фильм «Хрусталь» — Белорусский «Догвиль»

Очередная атака на наши 90-е

В какую сторону смотрят памятники?

Кстати, СПАСИБО за ссылку !

Русскiй Мiр. От единства духовного к единству политическому

"...чистить" - любишь с горки кататься, люби и саночкии возить...как без ЭТОГО.

Городец наш небольшой… (Путешествие по матушке Волге…Часть 7)

Прокатитесь по Латгалии...увидите такую же Старину -многосотлетнюю и палисадниками, крылечками и наличниками разрисованными....

В столице Поволжья (Путешествие по матушке Волге…Часть 8)

Я сразу заметил...супер ! Чем меньше экран, тем отчётливей силуэт.

Четыре варианта для Молотова без Риббентропа: была ли альтернатива договору о ненападении между СССР и Германией?

У.Черчилль, говоря о советско-германском пакте от 1939 года 23-го августа:  «В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можн

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.