11 октября
У соседей

Поезд дальше не пойдёт

Литва объявила соседям рельсовую войну
 

Еврокомиссия оштрафовала Литву почти на 28 миллионов евро. И надо признать, поделом.
 


Жалобу накатали соседи-латыши, которые были неприятно удивлены, обнаружив разобранные рельсы стратегически важного для себя участка железной дороги на территории Литвы.

Рассмотрев жалобу Латвии, в Брюсселе пришли к выводу, что Вильнюс применяет нечестные методы конкуренции — лишая соседей значительной доли транзита.

В рельсовой войне по-прибалтийски много интересного...


Casus belli

«Боевые действия» между соседними государствами развернулись на участке железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге. Эта магистраль имела для Литвы стратегическое значение, связывая страну с северными соседями, по ней шел большой поток грузов.

Однако в 2008 году литовцы разобрали на своей территории почти двадцать километров железнодорожного полотна, объяснив это ремонтными работами.

В итоге вырос грузооборот порта в литовской Клайпеде, зато латыши, напротив, сильно пострадали — ведь именно по этой трассе проходил кратчайший путь от нефтеперерабатывающего завода в литовском городе Мажейкяй в гавани Латвии и Эстонии.

На возмущенные требования о скорейшем восстановлении железнодорожного сообщения литовцы реагировали со свойственной им невозмутимостью — мол, когда-нибудь «ремонт» закончится.

Но очень скоро стало ясно, что восстанавливать дорогу они не собираются вовсе.

НПЗ в Мажейкяе играет в этой истории не последнюю роль.
 


«В свое время за предприятие боролись «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, однако литовские власти в 2006 году предпочли им польскую компанию Orlen, купившую завод за 2,8 миллиарда долларов», — напоминает политолог Александр Носович. На тот момент это была крупнейшая польская иностранная инвестиция. Тем не менее к 2014 году НПЗ оказался в тяжелом экономическом положении.
 


В своих неудачах компания винила литовские власти.

Дело в том, что руководство Orlen, крупнейшего коммерческого клиента литовских железных дорог, в 2008 году планировало перенаправить свои грузы из литовских в латвийские морские порты.

Предполагалось, что это позволит сократить транспортные расходы. Ведь литовские железнодорожники заломили полякам очень высокие тарифы (на 30 процентов выше, чем белорусским конкурентам).

Прослышав о намерениях польской компании, Литва сыграла на опережение и разобрала участок трассы Мажейкяй — Реньге, по которой Orlen намеревался направить грузы в Латвию.




Нефтеперерабатывающий завод в городе Мажейкяй. Фото: orlenlietuva.lt
 


Малюсенькая, но гордая страна

Сказать, что решение Литвы разочаровало польскую сторону, — не сказать ничего.

Несколько месяцев назад польский новостной канал tvp.info опубликовал фрагмент разговора тогдашних министра иностранных дел страны Радослава Сикорского и руководителя PKN Orlen Яцека Кравеца.

Эта запись была сделана во время их частной встречи в ресторане «Сова и друзья» в Варшаве в феврале 2014 года. Собеседники, в частности, обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг нефтяной компании «Orlen Мажейкяй».
 

 



Глава польской дипломатии возмущался: почему столь «малюсенькая страна», как Литва, позволяет себе такое? Литовцы, по его мнению, это «воры и мошенники», и их следует «проучить», дабы они поняли, что «нельзя на Польшу гадить бесплатно».
 


 


В ответ Кравец обещал повлиять на прибалтийскую республику, поскольку, по его словам, фактически «финансирует ее».

Orlen еще в 2011 году пожаловалась в Еврокомиссию, обвинив «Литовские железные дороги» в нечестной конкуренции. Однако ЕК взялась за рассмотрение дела только в 2013-м. После долгих разбирательств премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис предложил Польше снизить тарифы на перевозки — в обмен на то, что участок Мажейкяй — Реньге не будет восстановлен никогда.

Поляки согласились, но такой вариант вовсе не устраивал латышей.

По словам вице-президента госконцерна «Латвийская железная дорога» Айвара Стракшаса, заявление литовского премьера может быть понято как признание, что участок железной дороги был демонтирован сознательно, и Вильнюс не собирался его восстанавливать.




Восстановление демонтированного участка путей оценивается примерно в 20 миллионов евро. Фото: Vincent Kessler / Reuters
 
 

В сентябре 2017 года Рига тоже направила жалобу в Еврокомиссию и нотой потребовала от Вильнюса восстановить железнодорожные пути.

По мнению латышей, сделать это необходимо, чтобы европейские и белорусские грузы могли по железной дороге попадать и в порты Латвии, а не только в литовские. Саулюс Сквернялис, со своей стороны, не выразил никакой готовности пойти на уступки соседям. «Мы задействуем все законные возможности, чтобы доказать свою правоту», — предупредил политик.

И, похоже, за ценой в Вильнюсе не постоят.

От своего решения там не отказались даже несмотря на то, что «Литовские железные дороги» могли оштрафовать на 10 процентов годового оборота, а это, на минуточку, 35 миллионов евро. Стоимость же восстановления демонтированного участка путей оценивается примерно в 20 миллионов евро.

Впрочем, литовцы легко отделались — Брюссель оштрафовал их на 27,8 миллиона евро за нечестную конкуренцию и действия в ущерб интересам клиента. «Литовские железные дороги» так и не смогли убедительно обосновать необходимость «ремонтных работ».

«Это неприемлемо и беспрецедентно, что компания разобрала государственную железную дорогу ради защиты себя от конкурентов», — заявила комиссар ЕС по делам конкуренции Маргрете Вестагер.




«Литовская железная дорога использовала свой контроль над национальной железнодорожной инфраструктурой для того, чтобы поставить в невыгодное положение конкурента (Латвийскую железную дорогу)», — заявила комиссар ЕС по делам конкуренции. Фото: The Guardian
 


«Прибалтийское единство»

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич считает, что эта история ярко характеризует взаимоотношения Литвы и Латвии. Межевич считает, что последствия для Литвы в данном случае могли оказаться куда более тяжелыми.
 


«Сумма штрафа абсолютно смехотворная. Всего лишь неполных 28 миллионов евро, что это по сравнению с ущербом, понесенным Латвией с 2008 года? Упущенная выгода здесь огромная, — считает эксперт. — Разговоры о «прибалтийском единстве» имеют силу ровно до того момента, пока между государствами Балтии не прокатится даже самый маленький грошик. В борьбе за этот грошик соседи не чуждаются самых нечестных приемов. Случай с железной дорогой — наиболее яркий, но далеко не единственный пример такого рода».
 

 
Профессор Межевич добавляет, что Латвия, Литва и Эстония демонстрируют экономическое единство лишь там, где можно совместно освоить европейские деньги.

Например, три страны приступили к воплощению проекта Rail Baltica, предусматривающего строительство скоростной железной дороги от Таллина до границы Литвы с Польшей. Общая стоимость проекта оценивается в 3,68 миллиарда евро, 85 процентов финансирования будет предоставлено через фонды Евросоюза.

Но даже это соглашение долгое время не могли подписать из-за нежелания Литвы осуществлять совместные закупки из единого офиса — Вильнюс хотел заключать все договоры с подрядчиками самостоятельно.
 


Представители Еврокомиссии, Латвии и Эстонии обвиняли Литву в намерении «попилить» европейские средства. Лишь когда Вильнюсу пригрозили лишением европейского софинансирования, там согласились подписать договор.
 


И этот случай, по мнению Межевича, тоже ярко свидетельствует о справедливости пословицы: «Дружба дружбой, а табачок врозь».
 

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    11 окт. 07:37
    №1 Сергей Радченко (дядя Серёжа) Литва
    Литва отменила поезд Москва-Вильнюс.Добраться до Вильнюса можно калиниградским.НО!Билет до Вильнюса стоит 6000 рублей, а до Нестерова 3000.Как думаете до какой станции берут билеты едущие в Вильнюс?))))
    Разъучились ребята деньги зарабатывать, а скоро где воровать кончиться...
    Сказка о халяве.
    Как-то раз одна страна обрела независимость.По одной из версий, ясен пень официальной, в результате долгой и упорной национально-оборонительной борьбы с иноземным супостатом, по другой в результате недосмотра этого самого супостата.У него аккурат в это время недопереворот стрясся вв столице империи, не до провинций было.А те кто пошустрей землицы себе оттяпали и независимую страну обьявили. Нахрена им независимость была нужна никто не знал.Слышали звон,что вроде это хорошо, а в чем фишка этой хорошести не ведали.Решили возьмем а там поглядим.
    Глупее моего кота оказались.Коты вообще существа высшего разума до них людям еще рости и рости.Не пьют не курят,гигиену блюдут и прочая.Вот моему коту независимость в кошмарном сне не снилась.Его кормят,поят за счет захватчика меня.Из дому не выгонишь.Лежи себе,поджтдай обеда.Ну раз в день исполни необременительные обязанности- мурлыкни ласково, об ногу потрись.И от него не убудет и тирану (мне) приятно.
    Ну,те которые независимыми стали перво-наперво делить начали что урвать смогли.Понятное дело-сколько не уворуй на всех все равно не хватит.Те которые первыми скумекали об незивисимости обьявили себя «правильно независимыми», а остальных неправильными.Чтоб значить, легче было делить.Опять же дополнительный источник дохода организовали «получение правильности» за отдельную плату.
    Через некоторое время все что при независимости с собой прихватили проели, а новое не выросло.И как ростить забыли и не до того было.
    Чего в стране осталось так только одна независимость.Ее и продали.С того и живут теперь.понятно что ентих денег уже даже не всем правильным хватать стало.Народишко помаленьку тикать начал в более сытые места.Тут уж не до жиру независимости.
    Что с ними дальше будет?Да ничего не будет.То есть совсем ничего.И их тоже не будет.
    Поддержали: Сергей Балунин, Константин Васильев, Юрий Анатольевич Тарасевич, Evgeny Daber, Григорий Силин, Юрий Васильевич Мартинович, Vladimir Kirsh, Ярослав Александрович Русаков
     
  •  
    11 окт. 07:54
    №2 Сергей Балунин Россия
    Глупость конечно сморозили! Надо было заявить, что рельсы разобрали дабы обезопасить себя от Путина.
    Тогда и штраф не наложили, а может быть даже и наградили.
    Поддержали: Александр М., Константин Васильев, Mister Zzz, Сергей Радченко (дядя Серёжа), Владимир Иванов, Товарищ Петерс, Владимир Бычковский, Владислав Суэтин, Савва Парафин, Марк Козыренко, Олег Озернов, Акула Логистики, Ярослав Александрович Русаков
     
  •  
    11 окт. 11:19
    №3 Митро Митро Россия
    Наглядный пример менталитета. Тупое, мелкое, жлобство.
    Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Юрий Анатольевич Тарасевич, Александр Сергеевич, Ярослав Александрович Русаков
     
  •  
    11 окт. 11:29
    №4 Виктор Юрчик Беларусь
    Как хорошо, что у нас всё наоборот, буквально позавчера, из Вильнюса, к нам пришёл новенький двухэтажный комфортный скоростной поезд Škoda с громадной погоней на кабине. Теперь Вильнюс ещё ближе, состав способен двигаться со скоростью 160 км/ч, так что можно рассчитывать , что через час с небольшим, наши люди на прекрасном электропоезде окажутся в не чужом и для нас Вильнюсе.
     
  •  
    11 окт. 12:40
    №10 Олег Озернов Латвия
    Трус, Балбес, Бывалый - компашка прибалтийская. Первый - Латвия, между двух "друзей".
    Поддержали: Сергей Радченко (дядя Серёжа), Александр Сергеевич, Савва Парафин, George Bailey, Ярослав Александрович Русаков
     
  •  
    11 окт. 13:42
    №15 Юрий Васильевич Мартинович Литва

    Эта история длится уже почти 10 лет, сначала в нее вляпалось правительство консерваторов с либералами,а министр транспорта был клайпедский либерал, как позже окажется разоблаченный взяточник, потом эстафету переняло правительство социал-демократов, и сейчас все в руках правительства крестьян.

    И вот в этом месте я согласен с Сикорским, который утверждает, что Литва, страна воров и мошенников. То есть компания Орлен, за все эти годы боролась со всем спектром литовской политики, ворами и мошенниками. Все безуспешно. И, наконец, в 2017-м году проснулись латыши. А где они были раньше. За это время уже можно было бы и дорогу восстановить, и грузы в Лиепаю и Вентспилс перенаправить, и уже и прибыль получить. Так что по этому поводу, хочется процитировать Длинного Вилиса, что Латвия страна дураков. В этой всей истории меня интересует два вопроса, кто получатель литовских миллионов, и когда будет восстановлена дорога.

    Поддержали: Виктор Юрчик
     
  •  
    11 окт. 14:01
    №25 Григорий Силин Латвия

    На самом деле, на мой взгляд, ситуация с этим участком не так проста, как может казаться со стороны. Есть ведь и другие закрытые участки на границе с Литвой. К примеру Приекуле – Скуодас, Вайнёде – Приекуле, движения там нет, и только рельсы не разобраны. А так, состояние то же самое. И ничего, все молчат, все довольны. На всех этих участках и в советское то время грузопоток особо большим не был. Эти участки отличаются от других тяжёлым профилем пути. Возить большие и тяжёлые грузовые поезда на них не получится, да и дизельного топлива позжёшь немерянно. То есть, эксплуатация этих участков обходиться очень дорого. И на самом то деле, участок Реньге – Мажейкяй, был малодеятельный и движения там почти не было. И скорости там были ограничены и его действительно надо было капитально ремонтировать. Вопрос, который наверняка задавали себе литовцы, а стоит ли вкладывать в ремонт миллионы совсем не лишних денег ради пары десятков цистерн в день ( в лудчем случае)? Особых убытков ЛДЗ не понесла, дежурных по станциям по сократили, перевели на дежурство на дому и всё. А не полученная прибыль и её размер, это всё фантазии, всё-равно что шкура не убитого медведя.

    Поддержали: Виктор Юрчик, Ina Gi
     
    •  
      11 окт. 18:03
      №45 Юрий Анатольевич Тарасевич Латвия Григорий Силин (№25)
      Как я писал наверху - НАТе  рокада понадобится - восстановят моментом. Просто её уже нет на современных картах .
       
      •  
        11 окт. 21:03
        №61 Григорий Силин Латвия Юрий Анатольевич Тарасевич (№45)

        Это будет возможно только если это НАТО заплатит живые деньги, миллион евриков за километр пути! Именно столько в среднем обходится строительство 1 км ж.д. пути. А своих желдорвойск в составе НАТО нет, то есть сами строить не могут. И, как я уже писал однажды, ни в одном из местых военных ведомств во всех трёх республиках, института военной логистики просто нет. Они эту услугу заказывают на стороне. Представляете что будет в час Х?

        Поддержали: Александр Сергеевич
         
        •  
          11 окт. 21:33
          №62 Юрий Анатольевич Тарасевич Латвия Григорий Силин (№61)
          А Вы полагаете что евроколею от Таллинна до Эйропы собираются строить для пассажиров! или шпрот! в обе стороны ?   Это стратегическая рокада и всё . И миллиарды нашлись !
          Аналогично Крым. России на фиг не нужны миллиардные затраты и санкции Эйропы за соотечественников и красоты . Но стратегически...
          И Мост строят....и для туристов тоже . И застучат по нему зелёные эшелоны , ой застучат .
          А болтовня политиков -туман , флер , дымовая завеса . А срабатывает .
          Поддержали: Александр Сергеевич, Ярослав Александрович Русаков
           
          •  
            12 окт. 01:09
            №69 Григорий Силин Латвия Юрий Анатольевич Тарасевич (№62)

            Ну, думать и полагать можно всякое. Я выскажу парадоксальную мысль: использовать железную дорогу в военных целях сейчас возможно только в мирное время. Ну или очень глубоко в тылу. В наше время высокоточного оружия, когда крылатая ракета, выпущенная за тысячи километров от цели, гарантированно попадает точно в цель, все военные перевозки становятся очень проблематичными. Железную дорогу не спрятать и на всём её протяжении не прикрыть.

            Поддержали: Виктор Юрчик
             
            •  
              12 окт. 10:55
              №74 Юрий Анатольевич Тарасевич Латвия Григорий Силин (№69)
              Про военное время нет речи , хотя ракета сделает дырку в полотне -вещь ремонтируемая . Но! Сегодня на "Рамблере"\кстати к нашей беседе\ - высказывание Глвкома НАТы Б. Ходжеса о катастрофическом отставании в стратегическом предконфликтном развёртывании от Росии .
              Не зря потомок Чингисхана гоняет войска с Д. Востока в центр и обратно .
               
              •  
                13 окт. 10:55
                №79 Григорий Силин Латвия Юрий Анатольевич Тарасевич (№74)

                Нет, нет, никто не будет пулять крылатыми ракетами, чтобы просто сделать большую дыру в ж.д. полотне. Главной целью непременно будут самые значимые объекты инфраструктуры, такие как мосты, тоннели, узловые и сортировочные станции. На примере ЛДЗ могу сказать, что достаточно вывести из строя всего одну ж.д. станцию (не скажу какую), и всему транзиту будет кирдык! Скажу даже больше. Целями будут вообще все значимые объекты всей инфраструктуры, а не только железнодорожной.

                Весь мой опыт взаимодействия с местными военными, я об этом уже писал здесь, говорит о том, что сама по себе военная логистика у нас в принципе отсутствует. Поскольку наши военные копируют НАТО, то я полагаю, что и там положение не лучше. Суть в том, что основная часть военной логистики на аутсорсинге, то есть выполняется сторонними организациями за деньги. Военные только оплачивают оказанные услуги. Нет, конечно сами солдатики обучены прекрасно, они вам танк и на трейлер погрузят и на ж.д. платформу, в один момент. Вот только и этот трейлер и эту платформу им нужно подогнать в строго указанное место и в точно указанное время! А вот с как раз с этим то и есть большие проблемы. Частник – он капиталист, он не военный, его интересуют только деньги, выполнение приказа какого то его интересует в последнюю очередь. 

                Поддержали: Юрий Анатольевич Тарасевич
                 
        •  
          11 окт. 21:34
          №63 Марк Козыренко Латвия Григорий Силин (№61)
          А своих желдорвойск в составе НАТО нет, то есть сами строить не могут.

          Россиян пригласят, у них есть. Я в таких служил в восьмидесятые. :)
          Поддержали: Григорий Силин, Ярослав Александрович Русаков
           
  •  
    12 окт. 09:12
    №71 Eduard Nikiforov Латвия

      Статья очень хорошо иллюстрирует как ведут бизнес литовцы - крайне агрессивно, цепляясь за любую возможность заработать, не гнушаясь никакими средствами, чтобы заполучить желаемое. И надо сказать, что это бизнес-модель является очень успешной ! Взгляните на Латвию - не десятки, а сотни литовских бизнесменов чувствуют себя на местном рынке как рыба в воде. Это и фирмы-гиганты, такие как Maxima и средние и мелкие фирмы и фирмочки. А что латыши ? Много вы слышали об успехах латвийских предпринимателей в Литве ? Помню только, что “Lido” закрыло свой филиал в вильнюском Акрополисе, да сеть DEPO уже несколько раз сообщала о своих планах выйти на литовский рынок - и все...

       Надо признать, что страны Балтии объединяет только одно - резко негативное отношение к России. А в остальном мы видим жесточайшую конкуренцию между собой, которую Латвия давно проиграла и Эстонии и Литве. И это очень показательно - можно любить или не любить Россию, но любить свою собственную страну, защищать и развивать свой бизнес, лоббировать интересы своих предпринимателей за рубежом - что может быть важнее ? Увы, латвийский истеблишмент не понимает, ситуация в стране, которая и так далека от идеала, ухудшается день ото дня и ведет в никуда. А литовцы - молодцы !

    Поддержали: Никита Коробицын, Ярослав Александрович Русаков
     
    •  
      12 окт. 09:56
      №73 Никита Коробицын Латвия Eduard Nikiforov (№71)
      Да уж продадут всё,  что хочешь и не хочешь. И ради этого на  любом языке с тобой будут говорить. Но торговаться лучше на литовском:)
       
    •  
      13 окт. 01:18
      №78 Юрий Анатольевич Тарасевич Латвия Eduard Nikiforov (№71)
      Точно как в кадре из Кавказской пленницы .Литовцы исторически тяготеют к Эйропе-Польше , эстонцы - к финнам . А наши-как оно в проруби . Даже нац.герой Лачплесис-от медведя . Из людей никто осеменить не удосужился .
      Хотя линия медведя настораживает и поэтому местным ненавистна .
       
  •  
    13 окт. 11:53
    №80 Ярослав Александрович Русаков Россия
    Навеяло...
      В поезд, идущий из  Мажейкяй в латвийский Реньге врывается дед с ППШ, в папахе, с красной лентой. Пассажирам - Хенде хох!
       Пассажиры - дед, уж 70 лет, как война закончилась!
       Да?! А я только вчера тут эшелон под откос пустил....
       Литва грамотно использует советский партизанский опыт для борьбы с другим прибалтийским котенком, в частности - операция "рельсовая война"! - ИМХО...
       Вот так, провозглашая десоветизацию, тем не менее пользуются советским опытом!
    Поддержали: Григорий Силин
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить