КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

27.07.2013

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

Под парусом вдоль Ла-Манша

В чине матроса

Под парусом вдоль Ла-Манша
  • Участники дискуссии:

    12
    56
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

На днях в Ригу прибыла регата. Паруса, красиво… По этому поводу вспомнился мне переход с нашим спикером Володей Новиковым на его яхте вдоль Ла-Манша.

Признаюсь сразу: до похода по Ла-Маншу весь мой опыт яхтинга был – несколько веселых выходов в залив на катамаране «Радиотехника» в большой компании. Яхтенный матрос из меня был – говенный. Единственное мое в этом смысле достоинство – неубиваемый вестибулярный аппарат. То есть когда все уже давно валяются в трюме зеленые с ведрами в обнимку, я могу бодро прыгать по палубе и выполнять простые команды типа «подтяни-ка вон ту веревку». Это сейчас я уже научился отличать стаксель от грота и вант от фала, могу даже пару морских узлов завязать... А тогда…

В общем, позвонил мне весной 2007 года Володя Новиков из Дании и сказал: «Мы тут купили яхту, ты говорил, что когда-то ходил под парусом. Не поможешь перегнать ее до Биская? У нас одного матроса не хватает…»

Я ему так скромно: что, мол, я матрос – только по части камбуза, картошку там почистить или посуду помыть, а в парусах я не смыслю… А Володя – да мы сами еще в этой яхте не разобрались, там все инструкции на немецком – ни хрена не понять. Приезжай, как-нибудь вместе разберемся.

"А как там погода, — спрашиваю, — в Ла-Манше?" — "Да курортная, — отвечает Новиков, — море тихое, легкий ветерок, тепло…" — "Так, может, я сына возьму? – спрашиваю, — мальчишка не балованный, 11 лет, к путешествиям привык…" — "Бери, — отвечает Новиков, — короче, лети до Лондона, встречаемся в Дувре 27 апреля".

Ну, я и ломанулся… Вот тута мы с сыном уже в Дувре:




А тут Новиков примеряет на моего Мишку спас-жилет вечером перед выходом:




Белые скалы Дувра ночью. Фото не может передать, что они такие белые – аж светятся:





Переход Дувр — Булонь


Утро, мы выходим из Дувра, рассвет в Ла-Манше:




Сказал мне Володя, что там погода почти курортная – обманул. Волна – 3-4 метра, ветер – свежачок, 15-17 узлов, да и определение «тепло» для Ла-Манша трудно подходит. Вода в конце апреля – 5-7 градусов, воздух – ненамного выше. Зато яхта идет весело:




Рабочее место рулевого:




Штурмана в нашем штате не предусматривалось. Потому место пустует:




Но, слава богу, французский берег нашли:




Маяк Булони:




Входим в марину Булони (марина – это яхтенная стоянка):




Швартуемся (первый переход был совсем коротенький – где-то часа четыре):





Праздник живота

Вообще-то, во Франции быстро, обильно и вкусно поесть – проблема. Если быстро и обильно – тогда какая-то фастфудная фигня, а если вкусно – то порции с ноготок, а цены… Так вот, это правило не соблюдается в ресторанах, которые находятся при яхтенных клубах.

Рассказываю: яхтенные клубы соревнуются между собой за клиентов-яхтсменов. А метод их соревнования – количество еды в порции. Ну и качество – само собой. В холодной воде Ла-Манша водятся необычайно вкусные морские гады – крабы, омары, креветки и прочие моллюски. В теплых средиземноморских водах эта живность тоже присутствует, но она там какая-то вялая, рыхлая… А в холодной воде они все мясистые, жирные, крепенькие такие, чувствуется, жизнь их – не сахар. И потому они – необычайно вкусные.

Короче, прибыв в Булонь, уселись мы тут же в клубном ресторанчике и заказали для начала «перекусить морепродуктами». Цены в меню: 35 евро – порция. Недешево, правда? Но мы же не посмотрели на вторую цифру в меню – ВЕС этой порции. И оказалось, что порция морепродуктов это 4 (четыре!) килограмма ассорти — крабов, омаров, лангустов, креветок, всяких мидий, устриц и гребешков. Целый таз!

Вот так это выглядит:




Французы обычно берут один такой таз (4 кг) на шестерых. А мы взяли по тазу на двоих… А какое оно еще вкусное… Эти ракообразные и членистоногие ночью плавали в Ла-Манше. Их в клубные рестораны поставляют рыбачки прямо со своих лодок. Какая прелесть:




А потом в винном погребке Булони «морские волки» перекуривают после дальних странствий:





Отдельно — про приливы-отливы


Приливы-отливы в Ла-Манше – это что-то невообразимое. Для яхтсменов они — изрядная проблема. Дело в том, что из-за приливов и отливов нужно очень четко сопрягать время выхода из марины и входа в нее.

Когда идет прилив – вода устремляется в створ марины с такой скоростью, что на парусе справиться с потоком невозможно – расшибет о скалы. Когда идет отлив – та же история, только течение — в обратную сторону. На максимальной точке отлива выйти/войти невозможно – воды нет.

То есть нормально войти и выйти из порта можно только на максимальной точке прилива. В течение суток есть всего два окна по часу-полтора, когда ты можешь выйти в море и войти обратно. И потому все перемещения нужно согласовывать с этим графиком. Опоздал – жди 12 часов, болтайся на волнах перед входом.

А вот как это выглядит (мой Мишка стоит у столба, вбитого в дно марины, на плавающем причале, время — 15.00, верхняя точка прилива):




Мой Мишка стоит у столба, время – 18.00:




Мой Мишка стоит у столба, время 21.00, нижняя точка отлива:




Можете сами прикинуть. Рост моего сына тогда был – примерно 1,6 м. Причал опустился примерно на 6-7 его ростов. То есть, амплитуда прилива-отлива – 10-11 метров. Но, как сказали местные ребята, это – далеко не максимум. В Булони бывают приливы-отливы по высоте до 16 метров. Как оно вам?


А на столбах в отлив можно пособирать мидий:




А вот так там чистят корпуса яхт от разных ракушек-водорослей. Привязывают к причалу покрепче и ждут отлива:




Вода совсем ушла:





Переход Булонь — Дьепп


На следующий день переход был посложнее. Во-первых, примерно в два раза дальше, шли примерно 10 часов, а во-вторых — ветерок разошелся, и волна была до 5 метров:




Вот так это на видео:



И вот так:




Подходим к Дьеппу:




А вот фото, на котором видно, что мы немного поспешили со входом в марину. Прилив еще не дошел до верхней точки, и нашу яхту нагоняет приливная волна. Штука эта довольно веселая. Когда приливная волна входит в створ бухты, она поднимается как цунами – метров до десяти. Там на фото видно, что эта волна даже заслонила от нас маяк. Хорошо, что мы шли на приличной скорости, и эта волна нас не накрыла, а только приподняла и опустила:




А вот наша VIVA уже в марине Дьеппа на фоне разной французской «мелочевки»:




Прикольно, заход такой большой яхты в скромную дьепповскую марину возбудил огромное любопытство у местного населения. Когда мы прогуливались по окрестностям, каждый второй припортовый лавочник нас спрашивал, "откуда у «австрийцев» такие большие яхты? У вас же моря – нет". (Французы латвийский флаг приняли за австрийский,)


А вот как выглядит сверху отлив в створе бухты Дьеппа:




Вода уходит из бухты со скоростью горной реки:




Ушла:




Закупка харчей на ужин:




В марину пришла рыбацкая шхуна со свежим уловом:




Французский рыбачок предлагает свежевыловленные гребешки. Всего по 4 евро за кг. Мы купили:




Приготовили:






И съели (под соусом «булонеж»):




Окончание тут

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Сергей Кузьмин
Латвия

Сергей Кузьмин

Связист, путешественник

Из Риги в Бискайский залив

Под парусом 50th Anniversary Tall Ships’ Races 2006

Владислав Поляковский
Россия

Владислав Поляковский

Физик, программист, писатель

По какому маршруту реально плавал Магеллан?

Версия реконструкции

Дмитрий Моргунов
Латвия

Дмитрий Моргунов

Cargo engineer

Баб на корабль не пущать!

Авторы — Тома и Дмитрий Моргуновы

Владимир Веретенников
Латвия

Владимир Веретенников

Журналист

На всех парусах

Крылья для людей

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.