Что делать

23.02.2016

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Почему балты исчезают?

Белорусы будут развиваться и помогут вам

Почему балты исчезают?
  • Участники дискуссии:

    25
    111
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

В своё время, глубоко интересуясь вопросами происхождения и этнической истории белорусов, я с неизбежностью открыл для себя балтскую тему. То есть участие балтов в этногенезе восточных славян и их последующую ассимиляцию.




Всегда волновал вопрос — почему огромная территория от верховьев Волги до устья Вислы и до днепровских порогов до Рижского взморья, некогда занимаемая носителями балтийских языков, как шагреневая кожа сократилась до двух небольших прибалтийских стран?

И почему славяне, носители славянских языков, наоборот, так колоссально выросли — демографически и территориально?

Это не только исторический вопрос, он имеет непосредственное отношение к актуальной реальности — сегодня два балтийских государства, Литва и Латвия, бьют европейские и мировые рекорды депопуляции.

Есть ли тут какая-то взаимосвязь — и если есть, то чем обусловлен растянутый более чем на два тысячелетия процесс необратимого исчезновения балтов и их языков?


Рождение славян

Чтобы приблизится к ответам на эти вопросы, для начала необходимо понять, каким образом на исторической арене появились славяне, ведь прежде всего им балты уступили в географическом и политическом плане.

Не углубляясь в многочисленные научные теории происхождения славян, кратко сформулирую наиболее убедительный взгляд на проблему их появления на исторической арене.

Изначально существовала балто-славянская языковая общность, то есть единство языков и диалектов индоевропейцев, населявших лесную зону Восточной Европы. До середины I тыс. до н.э. практически невозможно выделить славян из общего массива.

Но затем происходят важные события. Сначала иранские племена: скифы и сарматы вовлекают в сферу своего влияния южную, лесостепную часть балто-славянского ареала, затем германцы: готы и другие захватывают в своем движении на юг западную и юго-западную его часть.

И вот к середине I тысячелетия нашей эры на перекрестии всех этих влияний, предположительно в белорусско-украинском Полесье рождается новая этническая группа — славяне, имеющая свои характерные черты языка, духовной и материальной культуры.

В языковом плане славяне — это «продвинутые дети» балтов, обогатившие свою речь понятиями и терминами из иранских, германских языков, связанные с новыми технологиями, религиозными и политическими новациями.

 

Если сказать упрощенно, славяне — это те, кто из общего с балтами массива был всецело вовлечен историей в процессы Великого переселения народов, кто максимально испытал на себе и своей культуре влияние этих процессов и перевоплотился в новом качестве.



В результате всех перипетий своей ранней истории (нашествий, завоеваний, дальних походов) славяне приобрели и овладели тем, что сделало их успешными.

Во-первых, это технологии: земледелие, постоянно вынуждавшее двигаться по рекам в поисках новых территорий, пригодных для возделывания и поселения, гончарный круг, позволявший изготавливать керамику быстрее и качественнее, кузнечное искусство, освоение новых техник изготовления оружия и украшений.

Во-вторых, новые формы социальной организации: появление протогородов и протогосударств.


Консерватизм балтов

На фоне динамичных и быстрорастущих славян балты выглядят гораздо более консервативным, если не архаичным началом.

К X веку у славян уже есть государство, возглавляемое князем с дружиной профессиональных воинов, есть города как центры ремесла и торговли, вместе с новой религией, связывающей с крупнейшими культурными столицами того времени, приходит письменность и приобщение к достижениям античной цивилизации.

У балтов же процессы образования государства начинаются лишь в XIII веке, крещение литовцев происходит почти на четыре столетия позже — в 1386 г., первая письменность возникает только в XVI веке, а появление крупных городов, как правило, связано с участием славянского или германского элемента.

Создается впечатление, что балты как бы сознательно избегали влияния прогресса, новых социальных и политических реалий.

Избегали, но всегда были вынуждены включаться в эти процессы, но уже полностью принимая чужие правила игры.

С одной стороны, балты, попавшие в сферу влияния восточнославянской культуры и православной религии становились славянами, конкретнее — белорусами, а те, особенно аристократия, кто попадал под влияние польской культуры и католичества, становились поляками.

А в Латвии, в отличие от Литвы, не было даже своей аристократии. Балтийская культура оказалась неспособной сформировать собственный, самодостаточный мир.

В чем причина этого? Скорее всего, в глубинных установках культуры.

 

Видимо, выбор пассивного, созерцательного и периферийного существования прописан в самой культурной матрице балтийских народов.



Если немного пофантазировать, то можно представить себе судьбоносный момент выбора в доисторические времена жрецами или вождями балто-славян разных путей развития.

Одни выбрали консервативный путь и остались балтами, другие — сознательно кинулись в водоворот исторических событий и, постоянно отвоевывая себе место под солнцем, стали славянами.

Возможно и еще одно объяснение.

Литовский мифолог Норбертас Велюс, исследуя мировоззрение древних балтов, заметил одну интересную деталь — особенности мифологии, культуры, быта различных балтских племен связаны с территориальной дифференциацией.

У западных балтов, живущих на побережье Балтийского моря, в мифологии и культуре преобладают образы, связанные с подземным миром, миром мёртвых, у восточных балтов, часть из которых стала восточными славянами, преобладают образы небесной мифологии.

Не в этом ли кроется загадка того, что теперешние балтские народы, у которых возобладал «западный» культурный код, постепенно угасают и клонятся к закату?


Идейно-политические выводы

Эти выводы напрашиваются сами.

Да, можно пытаться возрождать балтское наследие в Беларуси, можно видеть в современных Литве и Латвии некий пример сохранения национальных культур и традиций, но почему тогда Великое Княжество Литовское, возглавляемое балтской династией, угасло, почему не оно, а Россия — самое большое государство в мире?

Почему славянские языки, а не балтийские — одни из самых распостраненных в мире?

Почему численность славянских народов не вызывает беспокойства, а вот балтийских — еще как?

Каждый найдет свой ответ, обусловленный его взглядами и пристрастиями.

 

Для меня ясно одно — славянский путь, который прошли и которым идут белорусы, русские, украинцы, поляки, сербы, чехи и т.д. — это очень непростой, тяжелый путь, но ведущий в будущее.



В балтийском случае это далеко не очевидно. Вряд ли уже возможен особый балтийский путь, для этого нет необходимого потенциала и ресурсов, но вот задуматься о том, как лучше сохраниться двум оставшимся балтским народам вполне можно.

Последние три столетия балты выживали под сенью славянских и германских империй.

К слову сказать, в СССР наблюдался самый большой рост численности латышей и литовцев.

В качестве предположения, — возможно, спорного, — скажу, что в союзах с восточными славянами балты всегда имели больше шансов сохраниться.

Сейчас они включены в состав другой империи — Европейского союза, и правила выживания здесь другие.

Как видно, правила эти весьма жесткие и массовый исход населения балтийских стран — их неизбежное следствие.

Понимая все это и желая по-соседски добра литовцам и латышам, можно посоветовать только одно — держаться тех, у кого есть для них хоть какой-то проект будущего и развития.

В нашем случае — это белорусы. Белорусы будут развиваться и помогут вам, пусть косвенно, ведь из ЕС так просто не сбежишь, но все же.

Индустриальный парк «Великий Камень» даст грузы Клайпеде и Риге, Белорусская АЭС даст дешевую электроэнергию, белорусские туристы наполнят кафе, бары и магазины Вильнюса, пляжи Паланги и Юрмалы.

Наши народы умеют неплохо ладить — и это надо всячески поощрять.

Лично я бы еще помог литовцам и латышам сохранить собственные языки и этническую культуру в глобальном мире.

Но только тогда, когда в такой помощи и в рассудительном белорусском подходе возникнет внутренняя потребность этих народов.
     

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

«Радио Свобода» о Брестской крепости

не знали, не видели, не слышали

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

День когда белорусы стали ЕДИНЫ

Сентябрь 1939 года объединил белоруссов

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Чьи «кресы»?

НАША ИСТОРИЯ

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Помні, ляша: па Буг – усе наша!

Почему День народного единства стал важным политрешением в Беларуси

ХОРОШИЙ ЮМОР

А вот мне не нравится когда всё слишком чисто и причесано. Скукота какая то. И не естественно. В такой среде я не чувствую себя свободно..

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Вы про себя как "женщина" можете думать все угодно. Это относится не лично к Вам. Ко всем женщинам. Про женщин лучше "знают " Лев Толстой и Чехов. Я с этими писателями не соглас

ВАКЦИНИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ УВОЛИТЬ

Представитель немецкой фирмы , с которой работаем сделал уже 3 прививки и 2 раза болел .=позвольте вам не поверить.В Германии пока нет вакцины для всех возрастных групп в свободн

«История успеха» латвийской индустрии

А можно ссылку на первоисточник?Что касается Orgenesis-медицинского директора здесь не нашла,где искать? Нашла,что Heiko von der Leyen директор  Hanover Clinical Trial Center

ЯЗЫКОВОЙ СТЫД

Помню, помню, даже анекдот на эту тему был - "закодированное семь сорок":Посетитель ресторана:- Исполните, пжст, что-нибудь из Брамса.Музыканты под мелодию семь сорок:-Брямс, опа,

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.