РУССКИЙ МИР

25.02.2022

Валерий Бухвалов
Латвия

Валерий Бухвалов

Доктор педагогики

"Перспективы сохранения русского самосознания в латвийской диаспоре"

Электронная книга

"Перспективы сохранения русского самосознания в латвийской диаспоре"
  • Участники дискуссии:

    4
    14
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Социологические опросы показывают, что семейное, дошкольное и школьное национально-культурное образование в своей совокупности не обеспечивает у детей формирования полноценной русской культурной идентичности (1,2).  Согласно недавнему исследованию в возрастной группе — от 18 до 30 лет — оказалось больше всего людей, приверженных европейским ценностям — 76,2% (2).

Русская идентичность, согласно декларации XYIII Всемирного Русского Народного Собора, представляет собой совокупность критериев, которые воспитываются у детей в процессе семейного и школьного образования: самоопределение в принадлежности к русской нации, владение русским языком, мышление на русском языке, признание Православия духовной основой русской культуры, солидарность с судьбой русского народа (3). Многочисленные беседы с педагогами и администраторами русских школ свидетельствуют, что эти критерии не определяют в полной мере содержание программ воспитания в школах.

На протяжении более чем тридцати лет активистами русской диаспоры предпринимаются усилия для повышения эффективности сохранения русского самосознания – проводятся культурно-образовательные мероприятия, проекты, издаются книги, создаются новые организации. Однако, до сих пор так и не создана концепция сохранения русского самосознания, нет и программы сотрудничества между учебными заведениями и общественными организациями, нет и проблемного дискурса по актуальным вопросам этой темы.

Говоря армейским языком, у полководцев нет понимания стратегии, тактических планов ее осуществления, армия ведет боевые действия чаще всего на второстепенных направлениях, главные направления остаются без внимания. Да и сами полководцы в своих выступлениях не акцентируют внимание на главных направлениях, ограничиваясь критической риторикой решений властей. Конструктива нет, нет и заметных результатов.

Важно отметить, что самосознание нации поддерживается организационными формами его воспроизводства и развития. Максимального эффекта можно достичь за счет объединения форм в культурно-образовательную автономию (4).
Однако все попытки самоорганизации культурной автономии оказались малоуспешными, ибо прочность и функциональность социокультурных конструкций определяется духовным каркасом, который формируется и поддерживается духовным потенциалом строителей. В свою очередь духовный потенциал строителей укрепляется в процессе духовной жизни и обеспечивает единомыслие и единодушие соучастников, приток новых идей, обращение к историческому опыту и готовность к долговременной работе (4).

Строительство культурной автономии остается первостепенной задачей и требует активизации духовных генераторов, под действием которых происходит повышение функциональности существующих и создание новых организационных форм. Эта работа определяется законом духовной жизни – дух создает формы для своего воплощения в бытии.

В электронной книге "Перспективы сохранения русского самосознания в латвийской диаспоре" предлагаются рабочие идеи для строителей автономии, которые сформулированы на основе православного учения, славянофильской концепции и исторического опыта (5).

Возможно ли сохранение русского самосознания в латвийской русской диаспоре? Исторический опыт русских эмиграций позволяет утверждать, что это вполне возможно при выполнении ряда условий.

Эти условия и представлены в книге.


 
 
Источники:

1. История дня. Подростки из русских школ: «Национальность? Русскоязычный!»
2. Как на русскоязычную молодежь повлияли «европейские ценности» 
3. Декларация русской идентичности 
4. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская Симфония 
5. Каплин А. Д. Славянофилы, их сподвижники и последователи / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

ИНТЕРВЬЮ А. СОЛЖЕНИЦЫНА

ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

Друзья поделились.

Класс! Точно, как пуля снайпера

Владимир Линдерман
Латвия

Владимир Линдерман

Председатель партии «За родной язык!»

Перечитайте как-нибудь на досуге "Медного всадника"

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ

Выход есть

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.