НОВАЯ ЕВРАЗИЯ

14.07.2021

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

О Новой Евразии

О Новой Евразии
  • Участники дискуссии:

    1
    1
  • Последняя реплика:

    14 дней назад

Совсем недавно в своей статье на сайте центра имени Гумилева я делился соображениями о перспективах евразийской идеи в России и на постсоветском пространстве в начале второго десятилетия 21 века.

Я писал о том, что многочисленные евразийские политические организации (дугинская «Евразия», сусловский «Евразийский Союз»), которые гремели в 90-е и нулевые куда-то подевались. Из «старых», постсоветских евразийцев остался верен идеям и интеллектуально и политически активен разве что создатель идеологии неоскифства, философ и писатель Павел Зарифуллин. Мое предположение состояло в том, что время больших евразийских организаций прошло и что в ближайшие годы евразийство будет представлено небольшими интеллектуальными клубами и отдельными мыслителями и публицистами. Но жизнь богата на разного рода сюрпризы.

18 июня 2021 в Тюмени состоялся учредительный съезд Международного надпартийного общественного движения «Новая Евразия». Организаторы движения – Центр имени Гумилева и движение «Новые скифы» Павла Зарифуллина и движение «За правду» писателя Захара (Евгения) Прилепина при поддержки партии «Справедливая Россия», с которой движение Прилепина недавно объединилось. Съезд был представительный – в нем участвовали известные культурные и общественные деятели (писатель Стариков, телеведущий Шишкин, первый заместитель Духовного Собрания мусульман России Тагир Саматов и многие другие). Делегаты представляли большинство российских регионов, были гости из Азербайджана, Афганистана, ДНР. На съезде выступил известный политический философ, лидер евразийцев Белоруссии Алексей Дзермант.

Идеологическая основа нового движения выражена в его манифесте: «Новая Евразия» — это пространство, где де юре и де факто защищаются права народов и культур, где нет колониализма и принудительной ассимиляции. Это то место, где за каждым народом, языком и религией закрепляется право на достойную безопасную жизнь в рамках общего дела; а за каждым человеком – право стать носителем высокого национального культурного кода».

Знаменательны место и время поведения съезда. Место – Тюмень (древняя татарская Чинги-Тура), столица средневекового Сибирского ханства, одного из улусов Золотой Орды. Время – 2021 год, год 100-летия выхода в свет первого сборника классиков евразийства – «Исход к Востоку».

Отрадно также, что движение позиционирует себя как «надпартийное». Евразийство и задумывалось его основателями не как одна из политических партий и идеологий, которые выражали бы мнения и интересы лишь одной части российского общества (напомню, что слово «партия» происходит от английского слова «part» — часть), а как движения и идеология для всех народов, всех классов и сословий России-Евразии. В своей статье «Мы и другие», написанной и опубликованной в 1925 году, основатель евразийства кн. Николай Сергеевич Трубецкой писал: «Правые, левые и умеренные, консерваторы, революционеры и либералы – все вращаются исключительно в сфере представлений о послепетровской России и о европейской культуре. …. изменения и реформы, которые они считают необходимым внести в политический строй или политические идеи, касаются только этого строя и этих идей, но не самого культурного контекста. Между тем, для евразийства самым важным является именно изменение культуры….». Без сомнений, партийный режим, политические партии, западный буржуазный парламентаризм, президентская система – все это пришедшие к нам с Запада политические механизмы.

Евразийство как идеология самопознания российско-евразийской цивилизации, претендующая на выражение нашего особенного, отличного от западного духа, чужеродно для западных политических форм и идей. Евразийская фракция парламента или президент Евразийского Союза – это такие же оксюмороны как «Кумыс-кола» или Курултай акционерного общества. Евразийцы в эпоху пика своего развития (оставим в стороне 30-е гг., когда движение начало приходить в упадок) собирались в России будущего упразднить парламенты и партии и создать систему Евразийских Советов.

Не потому ли все предыдущие сугубо партийные в западническом смысле евразийские проекты потерпели поражение (последним таковым на моей памяти был проект партии «Евразийский Союз» Петра Суслова)? Дело евразийцев – изучать свою Родину, ее месторазвитие и ее дух, и исходя их своих открытий осуществлять культурный сдвиг, революцию в умах. Евразийцы должны глядеть на десятилетия вперед, их задача – предлагать интеллектуальной молодежи России, Белоруссии, Украины, Центральной Азии новые смыслы, новую интеллигибельную оптику, новые категории для конструирования новых картин мира.

Это не исключает политическую работу, но отводит ей второстепенную, вспомогательную роль. Надпартийное движение – это движение, умственно окормляющее самые разные партии, но само не являющееся политической партией в узком современном смысле. Так я вижу задачи евразийского движения.

При выполнении этой задачи евразийцам придется трудно. Раннее постсоветское евразийство питалось флюидами советской цивилизации и воспринималось как новая формулировка старой, доброй советской «дружбы народов», которая была чем-то естественным для тех, кто вырос в СССР, состоял в партии или хотя бы в комсомоле. Теперь другая эпоха. Выросли поколения для которых существование их государств, образовавшихся после распада СССР – не следствие геополитической катастрофы, а исходная данность, «новая нормальность». Среди них популярны идеи этнонационализма, либо в либеральной, либо в радикальной оболочке. К сожалению, даже в России, которая в 90-е мнилась главной площадкой будущего строительства новой евразийской империи, лозунг «Россия для русских» разделяют около половины населения, а 70% видят в выходцах из бывших братских республик опасных чужаков. В этих условиях трудно заниматься пропагандой евразийства…

Но, как известно, чем сложнее задача, тем она интереснее. Нужно искать новые, парадоксальные, не затасканные формы пропаганды, обоснования, выражения идей единства исторических судеб народов Северной Евразии. Уверен, время работает на нас. Массы, «наевшись» этнонационализма, снова обратятся к той или иной инкарнации евразийской идеи. Хотелось бы лишь, чтоб ущерб, который успеет нанести нашим народам националистическая грызня, оказался минимальным. Поэтому, полагаю, чем раньше мы поднимем знамя евразийства, тем лучше.

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Шевцов
Беларусь

Юрий Шевцов

Директор Центра по проблемам европейской интеграции

Евразийская политическая аналитика

опыт глобального прогнозирования

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Каким должно быть евразийство в XXI веке?

взгляд философа

IMHO club
Беларусь

IMHO club

Западный форпост Новой Евразии

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Форпост новой Евразии

наша Беларусь

Лукашенко литовцам: хотели беженцев? Получите!

У "плиты" будет более действенно. И без всяких остроумно. Очень жизненно и что самое главное, действенно на 100%...

Перспективы русского неолиберализма

Наступают. Они руководят обществом нормальных людей, что категорически нельзя допускать.

ТОКИО. ТРАНСГЕНДЕРЫ...

Они там , мы здесь...... мы здесь , они там....(с) ММЖ и геи везде.

Президент Латвии как результат советского наследия

Когда ЕГО выбрали, у меня перед глазами была физиономия монаха Тука из фильма "Легенда о доблестном рыцаре Айвенго". И как не пытаюсь, не могу развидеть. https://ru.kinorium.com/na

«История успеха» латвийской индустрии

в советское время единственный институт где заседания ученого совета происходили по-латышски - ИОСПрочитал сейчас, что журнал они тоже издают только на RU & EN.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.