Лечебник истории

13.11.2018

Андрей Татарчук
Латвия

Андрей Татарчук

Специальный корреспондент гибридной войны

О мучениках и палачах

Неполиткорректный эпизод латвийской истории

О мучениках и палачах
  • Участники дискуссии:

    17
    29
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад



80 лет назад в Третьем рейхе открылась официальная государственная кампания геноцида целого народа, неугодного и ненавистного для гитлеровского режима. Здесь, на латвийской территории Рейхскомиссариата Остланд, было беспощадно умерщвлено больше 90 тысяч евреев. Свои убивали своих — самый постыдный факт в 100-летней латвийской истории.
 

Шестиугольная звезда из свечей на асфальте у подножия рижского памятника Свободы горела в сумерках — как напоминание, что желтую звезду из ткани нашивали на одежду евреев в Рижском гетто. Колокол, флаг Израиля, скрипач с печальной мелодией, всего один молодой раввин и всего лишь сотня, даже меньше, рижан — так в Риге встретили День памяти мучеников Холокоста. На марш памяти пришли все, кто считал нужным прийти.

Никого из местных политиков, служителей синагог, банкиров и дипломатов израильского посольства на шествии памяти не было.




Свечи у памятника Жанису Липке и всем спасителям евреев

Латвийская история Холокоста и преступлений нацистов в отношении мирных жителей намного больше, чем во Франции коллаборационистского гитлеровского режима Виши, неотделима от местного населения — служащих охраны лагерей и войск СС, вспомогательных батальонов полиции, шуцманов, айзсаргов.

Надо признать — в Латвии все население вне зависимости от национальности и вероисповедания с лета 1941 года четко разделилось на две категории. Среди палачей расстрельных зондеркоманд были не только латыши — были русские, украинцы, латгальцы, поляки, христиане, староверы, лютеране. Катастрофа гуманизма выходит за пределы национальных и конфессиональных рамок.


Страна жертв и убийц

Немцам из частей Вермахта и СС не прошлось пачкаться кровью мирных жителей или военнопленных Красной армии из лагерей Шталаг. Подтверждено доказательствами Яд ва-Шем, собиравшего свидетельства и факты о преступлениях нацизма — грязную, проклятую работу взяло на себя население «освобожденных от большевизма территорий». Доктрина Juden Frei на оккупированных землях Остланд — «зачищено от евреев» — реализовывалась предками большинства современных латвийцев.

Очень хотелось бы забыть это навсегда. Не хочется быть палачами, особенно в празднично юбилейный год 100-летия демократической республики, в которой всеобщая толерантность возводится в квадратную степень. При этом Латвия сегодня настолько демократическая страна, что между 4 июля, днем, когда местные коллаборационисты сожгли вместе с людьми синагогу, и маршем памяти Waffen SS 16 марта, о периоде мучеников и палачей мы стараемся молчать.

Марш в День памяти жертв нацизма в этот раз прошел мимо трех локаций в городе — мимо дома 35 по улице Бривибас, в котором рижане прятали евреев, спасая от переселения в гетто и расстрельных могил в Румбуле, Шкиротаве, Шмерли. Дома нет, там сейчас платная автостоянка. А эта улица тогда называлась Адольфгитлерштрассе — символично, что тут, в подвале кафе «Флора», прятали людей.




Шествие Памяти в Риге в преддверии Международного Дня против фашизма, расизма и антисемитизма

В честь 100-летия республики о Жанисе Липке, спасшем более 50 евреев от смерти, сняли художественный фильм «Отец Ночь». Режиссер Давис Симанис попытался говорить об уничтожении евреев в Латвии, вовлекая в диалог массового зрителя. Премьерный показ фильма в конце октября в рижском «Форум Синемас», к сожалению, прошел при полупустом зрительском зале.

Очевидно, что «поколению Зет» неинтересна история рижского праведника, тем более что вход платный, надо покупать билеты. Выбирая между развлекательным голливудским блокбастером и фильмом о Холокосте, пусть даже это лауреат «Оскара» вроде «Списка Шиндлера», молодежь выберет развлечение.

Конечно, в «Отце Ночи» нет ни развлекательной линии, ни мировой узнаваемости главного героя, как в байопике о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия». Герой Жаниса Липке, человека азартного и очень авантюрного, занимавшегося контрабандой в Рижском порту, оказался предельно драматизирован. Можно бы сказать, ладно, Симанис режиссер и так он видит, все действительно было очень трагично. Но зачем в таком случае в этом фильме почти полутораминутная, в категории «adults only», сцена секса? Прибавить зрелищности, зажечь студентов — ну окей, почти получилось.

Еще вопрос: почему на латвийский фильм о лучшем из людей этой страны в год ее 100-летия продаются билеты, как, например, на фильм-биографию лидера группы Queen? И почему бы не показать фильм о Липке на латвийском общественном телевидении, да хоть на любом из каналов?

«Невозможно, — сказал один из тележурналистов, участвовавших в шествии памяти жертв нацизма. — Все телеканалы в Латвии, даже государственные, берут коммерческую продукцию. Фильм о человеке, спасавшем евреев от фашистов, — не коммерческий формат. Через несколько месяцев о фильме «Отец Ночь» все забудут, вот увидите».




Кадр из фильма «Отец Ночь»
 

Память о Холокосте — не главное для Израиля

Шествие Антифашистского комитета прошло мимо трех домов, в которых в период оккупации в 1941—1944 годах рижане прятали обреченных. Зажигались свечи, произносились речи. Это важно — память. О ней говорила экс-депутат Европарламента Татьяна Жданок, у которой в Рижском гетто были прадедушка и прабабушка…

Депутат ЕП Мирослав Митрофанов сообщил, что в конце октября большинство депутатов Европарламента, включая часть правых сил, проголосовали за резолюцию, осуждающую неонацизм и неофашизм в Европе. В документе как негативный пример глорификации нацизма упомянуто 16 марта в Латвии.

На площади возле мемориала на месте сожженной Большой хоральной синагоги в Риге, на улице Гоголя, открыт памятник всем 270 спасителям евреев из Латвии. Памятник выполнен в виде белой падающей стены, символизирующей угрозу уничтожения, нависшую над еврейским народом, и колонн с именами спасителей, удерживающих эту стену. На центральной колонне — барельеф Жаниса Липке.

4 июля сюда приходят латвийские политики, президент Раймонд Вейонис. А в Йом а-Шоа были только антифашисты — и то не все, Социалистическая партия и Русская община Риги в этот вечер возлагали цветы на мемориале в память узников нацистского концентрационного лагеря Саласпилс.
 

«Знаете, люди не верили, что геноцид их коснется, до самого последнего мгновения, стоя уже на крае могилы в лесу. Больше всего меня поражает, почему в Латвии не было сопротивления. Кроме одного случая, когда человек выбросился из окна, люди переселялись в гетто, а потом к местам казней. В Варшавском гетто пытались восстать, в Риге — шли к могилам. Это и страшно. Мои прадедушка и прабабушка тоже были убиты. Сейчас память о Холокосте — уже не главное для Израиля, главное там — само еврейское государство на Ближнем Востоке», — сказала Татьяна Жданок. Она зачитала рассказ мальчишки из Рижского гетто — закрыв имена.




Лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок на Шествии Памяти в Риге в преддверии Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма. Фото: Сергей Мелконов


Хотели ли бы вы на место Цукурса?
 

«Я, И. Л., жил тогда на улице Стабулас в Риге. В ночь со 2 на 3 июля в коридоре лестничной клетки раздался громкий топот ног, затем — оглушающий стук прикладов, ломавших двери квартир, и беспорядочные выстрелы. Вслед за этим ко мне в квартиру ворвались вооруженные бандиты и погнали меня по лестнице во двор. Во дворе я увидел людей в одном белье, в которых узнал своих соседей: зубного врача Д. с женой и мальчика Н. Я. лет шестнадцати. Кроме них, вниз согнали еще двух студенток — сестер Л.

Нас, погоняя прикладами, погнали на улицу, и мы увидели охваченную пламенем еврейскую синагогу, откуда раздавались дикие вопли заживо сжигаемых людей. Не успели мы ужаснуться, как очутились у горящего здания, из которого валил дым, огонь, и из разбитых окон которого пытались спастись запертые в синагоге люди. Там-то я и увидел главного палача, в котором я узнал известного мне по снимкам, публиковавшимся в латвийской печати, Херберта Цукурса. Отдавая команды своим бандитам, он расстреливал из пистолета живые факелы, пытавшиеся выпрыгнуть из окон. Его «тыл» охраняли пожарники — преступление, видно, было продумано и подготовлено заранее. Мне Цукурс приказал подтаскивать дрова к стенам синагоги. Едва я начал это делать, как увидел, что Цукурс стреляет в двух девушек-студенток, а затем — в мужа и жену Д.

Не знаю, покончил ли он с ними на месте, так как тут же их тела по его приказанию были брошены в синагогу, в пламя. Раздался новый ужасающий вопль, и я, пользуясь моментом, ускользнул в сторону, а затем, незамеченный в дыме, пробрался сквозь оцепление пожарных. Тут я увидел, что мальчик Я. следует за мной, но падает навзничь, сраженный пулей…»




Герберт Цукурс

Цукурс прожил после войны еще 20 лет и был расстрелян в Уругвае сотрудником Оперативного управления «Моссада» Яковом Мейдаром, ранее принимавшим участие в операции по доставке в Израиль одного из исполнителей Холокоста — оберштурмбаннфюрера Адольфа Эйхмана — шефа отдела гестапо IV B-4, отвечавшего за «окончательное решение еврейского вопроса».

Эйхмана повесили в 1962 году в Рамле. Три года спустя в ящик с трупом Цукурса положили такую записку:
 

«Учитывая тяжкие обвинения в отношении Герберта Цукурса и главным образом его личную ответственность за уничтожение 30 тысяч мужчин, женщин и детей, мы решили приговорить его к смертной казни. Приговоренный был казнен 23 февраля 1965 года теми, кто никогда не забудет».


Не хочется повторяться в том, что сказано много раз, — но это необходимо повторять снова и снова. Автору фальшивой «Советской истории» Эдвину Шноре, историкам, назвавшим Саласпилсский концлагерь «трудовым», балансирующей на грани подобия Геббельсу в юбке публицистке, всем ультраправым, псевдопатриотам и авторам теорий превосходства одной нации стоит задать себе вопрос: хотели бы они так, как Цукурс, стрелять из пистолета по горящим силуэтам людей? Конвоировать колонну людей к яме в лесу? Именно этот вопрос.

А если не спросить у себя, завтра могут спросить другие у вас. Холокост научил задавать неловкие вопросы, это не забывается.
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Вадим Фальков
Латвия

Вадим Фальков

Журналист, депутат Рижской думы

Оставаться людьми...

Вопреки нацистской пропаганде

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Легион СС инфицировал нацизмом многие поколения латышей

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Пособники Гитлера лгали латышам про независимость ради создания легиона СС

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Марионетки Адольфа Гитлера: кто управлял Латвией в годы нацистской оккупации?

Какими будут войны будущего

С чего это они злодеи??)) Пока они - Светоч демократии, несущий процветаниями мир Народам)))злодеями они станут, когда перестанут быть сильнейшей страной Мира.А пока- голубь мира,

«Борьба за идентичность». Как польские националисты навязывают «карту поляка» белорусам

Мой э-майл напомнить?Напишите туда по подробнее,возможно чем и смогу помочь.Хоть советом.

Безопасность в Восточной Балтике

А что ему здесь надо? Оно же не благотворительная организация, бескорыстно подающая убогим.

Американцы провоцируют конфликт России и Беларуси

Так "свои" республики -- это "свои" граждане и одинаковые права. А Гитлеру впадлу было поляков равными немцам признавать.

Латвия и Мальта: исторические параллели и перпендикуляры

Это так прямо не работает. Часто там, где ударение в русском языке в иностранном слове, в латышском есть гарумзиме, но нередко нет. Можно запомнить суффиксы и окончания с гарумзиме

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.