МИР КИНО

19.03.2023

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

О фильме «Чемпион мира»

О фильме «Чемпион мира»
  • Участники дискуссии:

    6
    15
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Пережила радость, а может быть, даже ликование. Нет, пожалуй, насчёт ликования перебор, это я просто с непривычки к хорошему кино. Отвыкли как-то за последние годы. А порадовал меня новый фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира». 
 
Многие, и я в том числе, помнят тот беспрецедентный матч в филиппинском городе Багио в 1978 году. Бились не на жизнь, а на смерть — молодой чемпион мира Анатолий Карпов и гроссмейстер Виктор Корчной, за два года до этого попросивший политического убежища в Голландии. 
 
И если для 27-летнего Карпова это было восхождение к блистательной карьере, то для 47-летнего Корчного выигрыш в этом турнире был больше, чем жизнь. Этот выигрыш окупил  бы для него потерю Родины и воплотил бы так и не сбывшуюся мечту стать лучшим.
 
Карпов, как мы помним, выиграл. А тянулся этот турнир ровно три месяца. Один из самых длинных в истории. 

 
В общем, не будем делать вид, что это шедевр, но кино на самом деле очень достойное. 
 
О фильме писали как о спортивной драме, но, мне кажется, это ближе к триллеру — так захватывающе интересно он снят. 
 
Здесь нет стрельбы и драк, а есть внутреннее противостояние двух могучих интеллектов, в котором игра в шахматы превращается в настоящую смертельную битву. 
 
И битва эта поднимается от шахматной доски в иные, тонкие сферы, где игра становится битвой Добра и Зла. 
 
Мы почти физически ощущаем удушающую тропическую жару курортного городка, на который непрерывно льются потоки тропического ливня. Тяжело. Всем тяжело. А расслабиться нельзя, надо играть и выиграть. И даже ночью, во сне,  герой непрерывно двигает фигуры по шахматной доске, проигрывая варианты. 
 
В этой битве противник может использовать любое, самое неожиданное оружие. 
Это было, об этом в то время писали газеты — на стороне Корчного работали экстрасенсы и гипнотизёры. 
 
Предельное нервное напряжение, вплоть до истощения, мобилизация всех своих ресурсов — и заслуженная победа нашего шахматиста в финале.  Потому что за советским шахматистом — вся огромная страна, а за его противником только он сам, со своим агрессивным отчаянием. И никакие колдуны и гипнотизёры здесь помочь не могут. 


 
Едва ли не впервые мне хочется похвалить компьютерную графику, которая использована в фильме тонко и умело, но так, чтобы усилить смысловые акценты, а не просто показать, что вот, мол, и мы не хуже Голливуда. Не хуже, ничуть. А, скорее, даже лучше многих и многих последних поделок мировой «фабрики грёз».
 
Обязательно нужно сказать о сверхудачном актерском составе. Константин Хабенский в роли Корчного ярок до душевной боли. Мы видим человека, поставившего на карту всё, демонстрирующего силу, которая маскирует душевный надлом. Человека, который не имеет права проиграть, и всё-таки проигравшего.
 
Корчной в исполнении  Хабенского — фигура поистине трагическая. Мы не знаем, как он живёт и что делает за пределами зала, где проходит игра, но чувствуем его отчаяние. 
 
И вровень с опытнейшим Хабенским сыграл молодой Иван Янковский. Его Карпов на наших глазах переживает сильнейший стресс, из светлого, правильного во всех отношениях юноши он превращается в несокрушимого бойца, готового победить или умереть. Темнеет лицом, худеет, глаза становятся стальными. Это грандиозная работа молодого актера. И как же приятно, что славная фамилия Янковских так достойно продолжается! 
 
Все актёры, занятые в фильме, точны и убедительны. Но на двух главных исполнителях, разумеется, держится всё действие. И они не подвели. Это по-настоящему сильные работы. 
 
Фильм получился по-хорошему, по-умному патриотичным. Здесь нет фиг в кармане, хотя советская номенклатура показана отнюдь не белой и пушистой. Здесь есть просто уверенность в том, что победа советского шахматиста была заслуженной и закономерной. И гордость. В хорошем смысле этого слова. 
 
Очень рекомендую всем, кто любит хорошее кино, посмотреть этот фильм. Верю, что вы не будете разочарованы. 
 
А вся ведущая российская ( читай — либеральная) критика разругала фильм в пух и прах. Что, по-моему, только добавляет ему очков. Как было сказано в одном старом культовом кино: «Значит, хорошие сапоги. Надо брать». 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

ФИЛЬМ- ПРОРОЧЕСТВО

Мёртвый сезон 1968 г.

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

Мой Смоктуновский

Три встречи

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

О фильме «Чебурашка»

Псевдо

Александр Гапоненко
Латвия

Александр Гапоненко

Доктор экономических наук

Роль кинематографа в борьбе элит РФ

«Россиянство» против русскости

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.