Полезное

13.11.2015

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

О белорусских национальных символах

О белорусских национальных символах
  • Участники дискуссии:

    8
    75
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
 

Символы, принятые на всенародном референдуме 1995 года, поддержанные 75,1% граждан Республики Беларусь, это не только официальные государственные символы. Это по-настоящему национальные символы. Почему?



Потому что белорусы — нация молодая, и тут нечего стыдиться. Молодая, но с древними этническими и историческими корнями. Становление нации происходило в современную эпоху — второй половине XIX — начале XX века. Тогда же происходил и поиск символов, отражающих сущность белорусской национальной жизни.


Бело-красно-белый флаг был создан в 1917 г. Клавдием Дуж-Душевским как попытка сконструировать символ, аналогичный уже имеющимся у соседей: литовцев, латышей, эстонцев и украинцев. Аналогичной должна была быть не только символика, но и содержание национальной идентичности: язык, древняя история, противопоставление мощным державам: России или Германии.

БНР — неудачная попытка создания белорусской национальной государственности в надежде на поддержку немецкого кайзера провалилась под этим флагом. Под ним же в 1920 году на Полесье орудовали банды Булак-Булаховича, сбежавшего после разгрома Красной Армией в Польшу.

В годы Великой Отечественной войны использовался исключительно коллаборантами и пособниками нацистов, после войны — сбежавшими от возмездия эмигрантами в Великобритании, США и других западных странах.

В 1991 году на фоне краха союзного государства, всеобщего развала и помутнения этот флаг удалось сделать государственным символом. Но ненадолго. Четыре года продолжался бардак и разруха в головах, а в 95-м белорусы опомнились. И вернули символы, связанные не с неудачами и откровенным предательством, а с победами и реальными достижениями.


Красно-зеленый флаг с орнаментом был утвержден в 1951 году как символ страны-победительницы, соучредительницы ООН. Можно сказать, он был буквально завоеван во всенародной борьбе, а не придуман салонным романтиком.

Орнамент на флаге связан с древнейшей символикой плодородия, жизни, растущей энергии. Он создан простой белорусской женщиной, воплощает живую народную стихию, а не увлечение призраками средневековья.

Именно поэтому современный флаг — подлинно национальный, в его смыслах заложены народные истоки, героическое сопротивление и Победа, созидательный труд и жизнеутверждение.


Герб «Погоня», безусловно, один из наших исторических символов. Но не исключительно белорусский, да и к становлению современной белорусской нации он имеет опосредованное отношение.

ВКЛ, чьим гербом была «Погоня», являлось полиэтническим государством, где главенствующее положение занимала литовско-польская аристократия, а русины — чьи потомки в основном и есть современные белорусы — нередко претерпевали дискриминацию по религиозным и иным причинам.

«Погоня» — это ни самый древний на белорусских землях государственный символ, ни национальный, поскольку белорусская нация сформировалась именно в советское время. Но это символ исторический, региональный. Поэтому, например, одна из вариаций «Погони» является гербом Витебской области.

Кстати, интересно, что образ «Погони» использовался на плакате времен БССР в сочетании с советской символикой, повергающий символы немецкого нацизма. В этом смысле советская «Погоня» отсылает к победе под Грюнвальдом. И современное белорусское государство наследует именно эту традицию.


А вот многие почитатели бело-красно-белого флага являются последователями другой традиции — там, где рядом с «Погоней» и этим флагом висит нацистская свастика. Референдум 1995 года — это еще и ясный ответ приверженцам этой линии, выбор другого исторического пути.

В Беларуси, в отличие от Прибалтики и Украины, в основании нации находится не зацикленность на языке, истории и противопоставлении себя России, а труд, созидание, развитие и интеграция с братскими народами.

Поэтому и национальные символы у нас иные, связанные с иными ценностями и перспективами.
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Казацкое слово

О борьбе с исторической памятью

Денис Салаш
Беларусь

Денис Салаш

Белорусскому флагу почти 100 лет!

Внесите изменения в «Википедию»

Юрий Глушаков
Беларусь

Юрий Глушаков

Историк, журналист

«Крэсы всходни» или Западная Беларусь: как жилось белорусам под польской властью

Лев  Криштапович
Беларусь

Лев Криштапович

Доктор философских наук

Польско-шляхетская колониальная политика в Западной Белоруссии в 1921-1939 гг

К 80-летию воссоединения белорусского народа в едином Белорусском государстве

ЭТОТ ФИКТИВНЫЙ, ФИКТИВНЫЙ, ФИКТИВНЫЙ МИР

Разве фильм снимали власти? И какого именно эффекта они добились?

Названа главная трагедия московских протестов

В Москве нет протестов, есть хулиганство, управляемое.

СМЕХ И СЛЁЗЫ ПЕРВОГО РАБОЧЕГО ДНЯ. РОМАНТИКА БЕЛОРУССКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Здравствуйте Екатерина. У меня языковой вопрос. Как белорусская молодёжь относится к белорусскому языку? Как к какой-то архаике, типа - матрёшки, самовар, лапти. Или гордится знани

Как латвийский апартеид истребляет русских неграждан

Да, с Кузьминым я прокололся. И откуда одноклубник взялся, я с ним раньше в ФБ не встречался. Знал, что он там есть, но не общался в отличие от.

В какие отрасли калининградской экономики может прийти бизнес из Беларуси?

"Белорусские инвесторы" - это оксюморон: в РБ нет ни крупных частных фирм ни свободных денег, которые нужно куда-то вкладывать. Я знаю только несколько транспортных фирм, которые

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.