ОБРАЗОВАНИЕ

03.08.2021

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Нужны Сталины, Дзержинские, Луначарские

Без них не получится

Нужны Сталины, Дзержинские, Луначарские
  • Участники дискуссии:

    19
    39
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Вот ведь дела. Каждый раз ловлю себя на мысли, что чем больше современные чиновники занимаются делами школы, тем печальнее эти дела становятся. И не могу не провести параллели с тем, как было раньше.

После Гражданской войны некоторые города и деревни вообще остались без школ. А по просторам разорённой, но возродившейся Родины бродили тысячи беспризорников, чьи родители погибли на войне. Дети-сироты, никому не нужные, наверняка пропали бы, если бы система детских домов, созданная под крылом советской власти. В том числе при участии Феликса Эдмундовича Дзержинского, установку (или неустановку) памятника которому обсуждают малопамятные потомки.

В этих детских домах выросли будущие великие физики-ядерщики, инженеры, химики, биологи, архитекторы, писатели, поэты, военачальники. Детдома в 1920-е годы были путёвкой в жизнь. Памятна судьба выдающейся советского писателя Виктора Астафьева, который рано лишился обоих родителей и был взят в детский дом, где на него оказал благотворное воздействие учитель литературы. И он начал писать. Талант ребёнка был раскрыт в детдоме. И об этом Астафьев никогда не забывал. Этот факт из своей жизни он увековечил в тонких и животрепещущих рассказах, например, «Милаха и кот Громило».

А столько школ и училищ, сколько возникло в 1920-е – 1930-е годы, никогда не строилось и не открывалось в истории России. Это была сознательно спланированная, тщательно выверенная политика масспросвета. Неграмотных в первом в мире социалистическом государстве быть не должно. Ведь в поздней Российской империи уровень грамотности среди населения был ниже, чем, например, во Франции или в Германии. И навёрстывать всё равно пришлось бы.

Но при Николае II просвещать народ не особенно-то спешили. Только при большевиках школа стала общедоступной, массовой и фундаментальной. Если бы не «школа-1930» (уж прошу прощения за обыгрывание современного бюрократического новояза), то не было бы никакого интеллектуального, экономического, военно-промышленного расцвета Советского Союза.  

Иосиф Виссарионович Сталин, будучи наркомом по делам национальностей в начале 1920-х годов, положил много времени и энергии на то, чтобы отстоять идею школы на родном языке для сотен тысяч, миллионов детей, говоривших на языках, у которых даже письменность толком не сформировалась.

Его за это критиковали его же сопартийцы. Его предложения не находили понимания у ближайшего окружения. Но Сталин – человек упрямый, раз наметил цель – надо к ней стремиться. В итоге каждый народ, даже малый, даже пребывавший в беспросветной темени невежества, получил свой культурно-просветительский набор – письменный канон, систему дошкольных, школьных, профессиональных учебных заведений, а вместе с этим – учебную литературу и прекрасных учителей. Педфаки открывались повсюду. Даже в Ачинском районе готовили педработников на латгальском языке. Для детей ссыльных и переселенцев. Повторяю – такого в истории Россия не было никогда. И вряд ли повторится.

После Великой Отечественной войны страна была в полуразгромленном состоянии. Школа – хорошо если поначалу была одна на десяток деревень. В некоторых городах и городках здания школ были разрушены, разбомблены, сожжены. В том числе и сознательно, руками нацистов, которые полагали, что удел славян – пребывать во мраке. Лишить русских доступа к знаниям – это один из элементов гитлеровского планирования. Об этом говорили и Розенберг, и Борман. Поэтому надругательство над музеями, библиотеками, картинными галереями и учебными заведениями во время нацистской оккупации было общим делом.

После войны народ завоевал вторую жизнь. И первым делом бросился отстраивать и открывать школы. Для того, чтобы учиться, нужно было преодолевать большие расстояния или жить у родственников и знакомых. Кто помнит «Уроки французского», тот помнит обо всём.

Но народ, истерзанный свирепой и беспощадно войной, горячо хотел учиться. Ценнее и дороже знаний не было ничего. Это позже на передний план вышли джинсы с колбасой, а в 1950-е годы школа была источником жизни для миллионов советских послевоенных детей. И та школа сполна соответствовала своему высокому званию. Несмотря на то, что помещения в ней почти не отапливались, а дети с учителями сами заготавливали поленья на зиму. Сами реставрировали стены и учебные классы, сами сажали сады, пилили, стругали, штукатурили, красили. Сами устраивали себе утренники и праздники. И становились замечательными, всесторонне образованными людьми.
 
Сегодня отход от старых традиций считается модной нормой. Притом не только в малых постсоветских республиках, но и самой России. Всем памятно, сколько отвратительной макулатуры, замаскированной под «экспериментальные учебные пособия», хлынуло в российскую школу начала-середины 1990-х годов. И на переднем форзаце нет-нет да и встречалась пометка – «от Сороса». Кушайте, русские дети, ни в чём себе не отказывайте. Читайте и знайте – ваша Родина, ваша культура, ваша наука никуда не годится.

Первым делом недоброжелателям СССР и России надо было разрушить систему школьного образования, которая растила свободолюбивых, мыслящих, интеллектуально состоявшихся людей. Надо было создать школу ширпотреба, школу, которая предоставляет образовательный сервис, которая готовит не мыслителей и первооткрывателей, а воспроизводит безынициативных исполнителей. От термина «просвещения» нужно уходить как можно дальше. Это социально опасный термин. И вспоминать о нём – некомильфо. Кто вспомнит – тот ретроград. А значит, не вписывается в контекст времени.

Собственно, само слово «школа» – оно ведь устарело, не правда ли? Сегодня в ходу термины-суррогаты, такие как «центр» или «муниципальное общеобразовательное учреждение». Уж коли невидимая рука маркетинга причесала весь мир вокруг нас, то почему школа должна оставаться в стороне? Учитель – это официант, подающий знания по требованию клиента, который капризно-вальяжно тычет пальцем в меню. Мол, геометрия у вас в собственном соку или в томатном? А русская литература с жасмином или каперсами? А астрономия и физика идут отдельно или в одном кушании? Гарсон старательно записывает пожелания господ и вскоре приносит заказ на роскошных блюдах на красиво обставленном подносе.

Сегодня, надо признать, предпринимаются скромные попытки вернуть всё на старые рельсы. Введение вступительных экзаменов, требование к написанию сочинений, возрождения общества «Знание». Координаторы хватаются за те или иные достижения советской системы, сажая по саженцу с робкой оглядкой на указы начальства, но нет понимания того, что дело не в саженцах, а в самой почве. И для того, чтобы восстановить прежнюю систему образования, нужны Сталины, Дзержинские, Луначарские. Без них не получится.

Ведь до сих пор не получилось, хотя прошло немало лет с момента распада Советского Союза, построившего самую великую школу в истории человечества. И не только школу – а всю систему общенародного просвещения. Равной ей не было и нет. А вот будет ли – вопрос всё ещё открытый.

Подписаться на RSS рассылку

Дискуссия

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Не то, что нынешние школы

Как СССР возрождал образование в послевоенной Латвии

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

ДИВЕРСИЯ ПРОТИВ ШКОЛЫ

Художественная

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Чем современные дети отличаются от школьников 1980-х

10 пунктов учителя истории

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

В Калифорнии математика уже не имеет значения

УЧЕНЬЕ СВЕТ ?

Эволюция народовластия

Извините меня, но это не для нашего менталитета. По мне, так лучше пожить меньше ста лет, но с удовольствием. У меня почему-то имеется твердое убеждение, что в Беларуси далеко не

Есть только инерция

> У инженеров таких проблем нет - ни досдач ни пересдач. В том числе — из стран, не входящих в ЕС и, тем более, не присоединившихся к Болонской конвенции? Даже если так, инженер

Стабильный семейный бизнес

Моя тетя закончила в Питере факультет французского. Умница, красавица, спортсменка. Работой в Интутисте побрезговала. Там надо было стучать. Реально стучать. В том числе на коллег.

«Кому на Руси жить хорошо?»

Я думаю - это цифры со Спутника:https://lv.sputniknews.ru/2...Откуда их Спутник взял - не ясно. Как понимаю, цифра не вполне официальная. Вполне допускаю, что журналист через знако

ГДЕ ПАПА?

Так некуда вас отправлять, никто слушать не будет.В начале сороковых в Европе говорили точно так же, что мол никто слушать не будет. Но, потом очень внимательно выслушали в городе

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.