Неконцлагерь Саласпилс

Новая экспозиция НИЧЕГО (!) не рассказывает об уничтожении людей
 
    
  

После осмотра стендов возникает стойкое ощущение, что новая экспозиция на Саласпилсском мемориале представляет собой пропагандистский материал. Суть которого сводится не к выявлению правды о существовании лагеря, но лишь к пропаганде концепции «советской оккупации Латвии» и «уравниванию преступлений нацизма и коммунизма».
 
 
Еще недавно, до создания экспозиции, утверждалось, что она будет соответствовать содержанию монографии 2016 года «За этими воротами стонет земля». Но в монографии нет ни намека, ни упоминания, что мемориал необходимо отождествлять с двумя тоталитарными режимами — нацистским и советским. Таким образом, уже на этапе создания произошла подмена понятий и искажение материала.

Судя по всему, эта абсурдная идея увековечивания на месте мемориала жертвам нацизма еще и жертв советской власти принадлежит Саласпилсской краевой думе.
 


Еще в 2007 году глава краевой думы Юрис Путниньш заявил, что Саласпилсский мемориал должен называться «памятником жертвам двух оккупаций».
 


При этом довольно длительное время иностранным туристам, посещавшим мемориал, предлагали информационные буклеты с названием «Мемориал жертвам тоталитарных режимов».

В том же 2007 году, начали появляться первые научные публикации, посвященные истории лагеря в Саласпилсе. Одна из них была посвящена развенчиванию «советского мифа»: лагерь в Саласпилсе был не «лагерем смерти», а по сути «воспитательно-трудовым».

Весь этот общественный шум и политизирование проблемы сохранения мемориала в значительной степени повлияли на отношение к нему высшей власти. Объект государственного значения отныне должен подчиниться генеральному курсу ревизионизма и стать проводником идей, конечно же — по осуждению нацизма, но также — по разоблачению советского прошлого, каким бы абсурдным это ни казалось.
 

Именно поэтому авторы экспозиции при всяком упоминании советского периода непременно добавляют к нему эпитет «оккупационный».
 


2015 год стал отправной точкой, когда политическая элита Латвии начала масштабное наступление на исторический контекст мемориала. Так, например, впервые за много лет 8 мая 2015 года на мемориал приехала официальная делегация правительства Латвии и представителей зарубежных дипломатических ведомств.


© BaltNews.lv

В Саласпилсском мемориальном комплексе прошли памятные мероприятия. 2015 г.
 


В сентябре того же года впервые Музей оккупации совместно с Саласпилсской краевой думой и Музеем Даугавы провели международную конференцию, посвященную теме истории лагеря в Саласпилсе, на которую были приглашены докладчики с «правильным мнением». На конференции была озвучена новая идеологическая концепция отношения официальной Латвии к истории Саласпилса.

Все это необходимо политикам лишь для одной цели — для борьбы с «советской ложью и мифами». Главная задача — пропаганда официальной точки зрения Латвии на историю лагеря.
 

Что на деле означает — замолчать информацию, накопившуюся в Латвии за период с 1944 по 1991 год. О поиске истины речи не идет.
 

Такая позиция политиков вызвана тем, что история лагеря в Саласпилсе, его жертвы обсуждаются в основном в русскоязычном медиапространстве, большую часть мероприятий на мемориале проводят также русскоязычные жители. На них неизменно озвучивается негативная роль латышских коллаборационистов в истории лагеря и ничего не говорится о «подвигах» латышских националистов и легионеров СС.

В 2016 году вышла объемная монография сотрудников Музея оккупации, посвященная истории концлагеря в Саласпилсе. Научного прорыва книга не совершила, поскольку содержание отчасти представляет собой научно-фактологический спред из домыслов и субъективных желаний исследователей. Хотя при этом доводит до читателя массу важных уточняющих фактов по истории лагеря. В качестве эпиграфа к данному изданию можно смело ставить цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Эффект достигнут, а воз правды и ныне там…


Где удобнее — там и правда

Всю экспозицию можно разделить на четыре условные части: в первом зале кратко рассказывается о категориях узников, содержавшихся в лагере, второй зал — история строительства мемориала (самый большой), третья часть — стенды с воспоминаниями узников, четвертый, наконец, — непосредственно история лагеря. Последний зал — самый небольшой и кратко рассказывает об условиях содержания, работе и быте лагеря — рисунки, некоторые фотографии, макет барака и прочее, относящееся к жизни в лагере.

Иллюстративное содержание экспозиции вызывает множество вопросов.
 


Фотоматериалы подобраны странным образом — практически все они работают на создание положительного образа лагеря по причине своей однобокой подачи и от недостатка пояснительной информации.
 


Вот, например, стенд, где описывается продуктовая посылка для заключенного. Без всяких авторских комментариев. Такие посылки могли получать лишь заключенные из Латвии, а преобладающее число узников никаких посылок не получали и питались, как вспоминают сами узники, «зеленым ужасом». Так назывался суп, вернее то, что под видом супа выдавалось на обед заключенным: зеленого цвета похлебка из листьев свекловицы.

Тут же рядом стенд, где показаны поздравительные открытки одного из заключенного лагеря. Неподалеку стенд, где приводится письмо Яниса Янсона, который просит родных чуть меньше присылать ему продуктов в октябре 1943 года. Естественно, никто не отрицает подобных фактов, и они по-своему важны и интересны, но это, как говорится, все частные случаи. И распространять эти случаи на всех узников не стоит.

 
© BaltNews.lv
 
На открытии новой экспозиции Саласпилсского мемориала.
 

Вызывают вопросы стенды с разными подобранными цитатами из воспоминаний узников. Вырванные из общего контекста, они становятся поистине уродскими. Например, приводится фрагмент воспоминаний М. Бирзе, где он рассказывает о «добрых» парнях из команды Арайса, которые позволили работавшим узникам в холодную погоду обмотаться бумагой из-под цемента. Или чего стоит фраза маленького Семена Исемина, который попал в семью Граудиней: «Мне повезло. Все Граудини были хорошие, даже лучше моих родителей». А скольким детям не повезло попасть в руки таких Граудиней?
 

Основной минус экспозиции — она НИЧЕГО (!) не рассказывает об уничтожении людей в лагере.
 

Несмотря на наличие огромного материала — как информационного, так и иллюстративного — он практически отсутствует. Отчего вся эта экспозиция кажется некой абстрактной и ненавязчивой иллюзией спокойной и сытой жизни в лагере. И это при том, что есть масса фотодокументов, подтверждающих обратное.

Как уверяют авторы монографии, основным при написании исследования для них был критический подход к имеющимся фактам, предыдущим оценкам, работам и пр. Естественно, при разборе фактов необходимо критически подходить к ним, но когда авторское сомнение становится единственным критерием, то таким образом на свет появляется не историческая истина, а конъюнктурная поделка.
 

© Государственный архив Латвии

Нет тела — нет дела

Очень странной кажется авторская трактовка погибших в лагере: «В Саласпилсском лагере было убито не менее 2000 человек, а вместе с евреями, погибшими во время строительства лагеря, их число составило более 3000». И весьма странное утверждение — «не менее 2000 человек», если учесть, что в монографии-исследовании те же самые авторы утверждают, что в лагере погибло не более 1952 человек. То есть здесь авторы противоречат сами себе.

Тут необходимо пояснить, что итоговые данные по погибшим в Саласпилсе в период с мая 1942 года до сентября 1944 года авторами экспозиции взяты из воспоминаний лишь одного (!) бывшего заключенного — А.Непартса, которые он зафиксировал в 1999 году, т.е. через 55 лет после описываемых событий. Никаких документальных подтверждений этим цифрам нет, не даются пояснения, к ним нет никаких комментариев.

Складывается впечатление, что оставляя важнейшие итоговые данные без комментариев, читателю предлагают самому сделать вывод, что представленные цифры настолько точны, что этих самых пояснений даже не требуют.

И именно эти сомнительные цифры авторы сегодня выдают как окончательные и самые достоверные.

Кроме того, на одном из стендов экспозиции указана информация, что неподалеку от лагеря в 1941-42 гг. погибли советские военнопленные, примерно 1000 человек. Цифра взята из собственных авторских фантазий. На самом деле в течение всего 1941 года учет прибывших и погибших на территорию Саласпилса советских военнопленных не проводился.
 

Согласно современным данным, погибших военнопленных осенью-зимой 1941 года было до 10 тысяч человек.
 
 
       


На стенде «Дети в Саласпилсском лагере», видимо, по причине плохого перевода на русский язык, в тексте утверждается, что в лагере умерли сотни детей. А далее в тексте утверждается, что «были и смертельные случаи». То ли сотни, то ли случаи…

Здесь снова поясню относительно погибших детей в лагере. Авторы в своей монографии утверждают, что в лагере погибли от 250 до 650 детей. Если принять эти данные за истину, то возникает другой вопрос.

В апреле 1945 года следственная комиссия проводила эксгумацию на Гарнизонном кладбище в Саласпилсе, где было обнаружено 638 тел, 632 из которых были детскими. Медэксперты утверждают, что эти погибшие были погребены не ранее лета 1944 года. Но известно, что дети в большом количестве умирали как раз таки весной 1943 года — после изнурительной дороги и содержания в нечеловеческих условиях.
 


 
Мягкие игрушки на месте детского барака в Саласпилсе.
 



Авторы экспозиции ничего не говорят о том, что вокруг лагеря было обнаружено не менее семи массовых захоронений (они, кстати, обозначены на карте Чрезвычайной комиссии). Ничего не говорится о том, что неподалеку от лагеря было обнаружено огромное пепелище размером 25х27 метров с массой обгоревших детских костей. Есть фотография этого места.

По всем этим фактам комментариев у авторов экспозиции нет. Очевидно, факты не вписываются в концепцию трудового воспитательного лагеря.


Маленькие трагедии

Возникают вопросы по оформлению зала, касающегося непосредственно существования лагеря. В нишу за колючую проволоку помещена фотография с изображением еврейских узников, которые строят лагерь зимой 1941 года. Тут есть два возражения.

Во-первых, когда лагерь строился силами еврейских заключенных, его не огораживали колючей проволокой — это было снежное поле, по краям которого стояли сторожевые вышки.

Во-вторых, для подобной иллюстрации можно было использовать проволоку, оставшуюся после сноса лагеря, т.е. оригинальную, немецкую, которой до сих пор в окрестностях мемориала более чем предостаточно.


© Государственный архив Латвии

 
Деревянный макет барака тоже вызывает сомнение. Не понятно, откуда взята информация по его внутреннему устройству, несмотря на то, что есть его подробное описание у того же А.Непартса. Видимо, при изготовлении макета барака использовали воспоминания маленького мальчика А.Никулина, которые приведены в соседнем зале. Но для воспроизведения достоверности, на которую все время уповают создатели экспозиции, можно было использовать данные Германского государственного архива. Там есть хорошая фотография внутреннего устройства барака, где видно, как устроен барак изнутри — четырёхъярусные нары с краю барака и пятиярусные в середине.

Вместе с тем на открывающем выставку стенде, где описывается лагерь, указано, что там было 30 жилых бараков. Но на самом деле это ошибка — в лагере был 21 жилой барак, что также указано на схеме в монографии.

© Государственный архив Латвии

Территория Саласпилсского концлагеря.
 


И в качестве самого абсурдного факта, который можно встретить на стендах — это описание бетонных фигур на поле мемориала. Приведу точную цитату:
 


«В скульптурной группе доминируют образы, преувеличивающие коммунистические убеждения заключенных, но нет фигур, которые воплотили бы образы тех, чье пребывание в Саласпилсском лагере в советское время замалчивалось. Это евреи из Западной Европы, участники движения сопротивления Латвии и Польши».
 


Напомним читателю «коммунистические» образы: «Мать», «Униженная», «Несломленный», «Клятва», «Солидарность», «Рот Фронт». Может, еврейским узниками претила «солидарность», «несломленность», «клятва»? А латышским легионерам? А участникам национального сопротивления? Видимо, последним двум категориям — да.
 
 
© BaltNews.lv
 
«Коммунистические» образы Саласпилсского мемориала.
 


Кстати, что касается замалчивания в послевоенное время темы нацистских репрессий против западных евреев на территории Латвии, то, похоже, из внимания авторов совершенно исчез сборник воспоминаний 1960-х годов под названием «В лагере смерти», где как раз приводятся воспоминания Йозефа Гертнера.


Герои другой войны

Необходимо сделать замечание о роли некоторых перечисленных выше персонажей в истории Латвии. Так называемые участники национального сопротивления свой вклад в дело борьбы с немецкой оккупацией вносили весьма и весьма небольшой.

В отличие от советского подполья, активно боровшегося с немецкими оккупантами, участники националистического движения, как указывают авторы исследования, предпочитали ненасильственные формы сопротивления и их антинемецкая деятельность ограничивалось распространением запрещенных листовок и газет.

Иногда делались громкие заявления, как в случае с Константином Чаксте — членом Латвийского Центрального совета, величайшее достижение которого в борьбе с немцами — распространение сомнительного заявления о восстановлении независимости Латвии весной 1944 года.
 


Что касается роли легионеров СС в деле борьбы с нацизмом, то тут все вопросы отпадают сами собой. Напоминаю, что мемориал как таковой посвящен жертвам нацистского террора в Латвии. Насколько можно считать такими жертвами легионеров-дезертиров и нарушителей немецкой воинской дисциплины — вне моей компетенции.
 



Если резюмировать, то в целом — экспозиция имеет и положительные стороны: она предлагает расширенный формат уже известной информации, дает в какой-то степени визуальное представление. Отчасти предложен иллюстративный материал, ранее не известный широкому кругу посетителей.

Главное негативное впечатление — пропагандистская обусловленность представленной информации и материалов. Впрочем, другого ожидать от Музея оккупации не стоит.
 

Ведь его задача — выстраивать строгие рамки информационного потока в соответствии с концепцией «новых времен».
 
 
Об этом в экспозиции ясно говорят два сравнительных стенда, где сумбурно и невнятно рассказывается о жертвах нацистов с 1941 по 1945 гг. — 90 тысяч евреев (из них латвийских — 70 тысяч), всего около 110 тысяч жителей Латвии.

А рядом — «при коммунистическом режиме в Латвии» были убиты, арестованы и «репрессированы по политическим причинам» около 196 тыс. граждан. Чувствуете разницу — чей режим более жестокий? Очевидно, что второй.

При этом в числе прочих «репрессированных коммунистическим режимом» упоминаются лица, которые прошли через фильтрационные лагеря.

Все-таки, согласитесь — какой-то «неполноценный» вид репрессий, который сопоставляется с расстрелом десятков тысяч евреев нацистами.


© BaltNews.lv


Как известно, всех перемещенных с запада мирных граждан из германских концлагерей, бывших советских военнопленных и участников немецких военных формирований на территорию ЛССР предварительно помещали в фильтрационные лагеря.

Там выяснялась возможная вербовка людей этих людей со стороны германских спецслужб, возможная причастность к военным преступлениям. И если таковое обнаруживалось, то, естественно, начиналось следствие.

Например, участники латышского легиона СС, попавшие в руки советской власти, также проходили через фильтрационные лагеря, многие были осуждены за участие в воинских немецких формированиях, но большинство из арестованных были освобождены уже через год с некоторыми ограничениями в правах.


Если уж создатели выставки ратуют за объективность, беспристрастность и полноту информации о месте преступления нацистов, дополняя по непонятным причинам его «периодом советской оккупации до 1991 года», тогда для лучшего понимания происходившего в Латвии следовало бы добавить туда еще стенды.

Например:
 


о роли латышских националистов в лице марионеточного «Земельного самоуправления», действовавшего с 1941 по 1944 годы, с его принудительными мобилизациями латышей в немецкую армию,

о бывшем президенте Латвии А.Квиесисе, добровольно сотрудничавшем с нацистской властью,

о действиях латышских полицейских карательных батальонов в России и Белоруссии и о числе погибших мирных граждан от их рук и т.д.
 


Но упоминание об этих фактах, разумеется, не вписывается в «неполитизированную» концепцию.
 

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    12 марта 07:44
    №1 Salaspils TK Латвия
    После осмотра стендов мемориала возникает стойкое ощущение, что новая экспозиция на Саласпилсском мемориале представляет собой пропагандистский материал.
    И это такое же ощущение , какое каждый может получить посетив
    мнимый музей оккупации.
    ( На деле это не точка зрения государства, а личное мнение частных персон - владельцев частной выставки ).
     Суть этого квазимузея  сводится не к выявлению правды о тех страшных событиях, но лишь к пропаганде концепции советской оккупации Латвии и  уравниванию преступлений национал-социализма гитлеровского варианта  и сталинского варианта социалистического общества.
    Именно потому мы не увидим  ( посетив данные места )
    ссылок на исторические архивы.
    Это не история, это пропаганда.

    Поддержали: Владимир Соколов, Сергей Нейпрейс, George Bailey, Юрий Янсон, Людмила Сафронова
     
  •  
    12 марта 07:47
    №2 Владимир Соколов Латвия
    Кто контролирует настоящее,контролирует прошлое. Но кто контролирует прошлое, предполагает будущее. 
     
  •  
    12 марта 08:26
    №3 Марк Козыренко Латвия
    Давайте, господа, защищайте свой подлый и лживый нацистский режим.
    Поддержали: Элла Журавлёва, Александр Сергеевич, Инна Дукальская, George Bailey, Михаил Фридман, Сергей Кузьмин, Товарищ Петерс, Сергей Анатольевич, Глория Веро, Igor Fandorin
     
    •  
      12 марта 10:08
      №4 Vlad Bujnij Латвия Марк Козыренко (№3)
      Такими темпами они скоро в Саласпилсе действующие бараки откроют  и начнут "трудо-воспитательную терапию" для нелояльных. Сушите сухари , господа, ИХМО-клубники, впрочем не все - некоторые будут вас охранять.
      Поддержали: Юрий Анатольевич Тарасевич, Антон Смулько, Сергей Кузьмин, Товарищ Петерс, Сергей Анатольевич
       
  •  
    12 марта 11:01
    №5 Валерий Курочкин Латвия
    Если бы в советское время мемориал был бы построен не как современный комплекс, а восстановлен в оригинальном виде, с бараками и виселецей, по описаниям ещё живых свидетелей тех событий, если бы были вскрыты все известные захоронения, подсчитаны все останки, сделаны эксертизы причин смерти, если бы экспозиция музея в мемориале не была такой скудной и убогой, какой она была, то у современных "историков" не было бы ни единого шанса для фантазий и искажений...
    имхо

    П.с. К-стати, и сейчас не поздно вскрыть захоронения и установить более-менее точное число жертв, но по странному стечению обстоятельств никто не хочет этим заниматься, ни нынешние латвийские власти, ни государства чьи граждане там покоятся...

    Поддержали: Илья Нелов (из Тель-Авива)
     
    •  
      12 марта 11:08
      №6 Борис Бахов Латвия Валерий Курочкин (№5)
      Мемориалы при любых властях строятся в первую очередь с целью пропаганды.  Саласпилс не исключение.
      Поддержали: Антон Смулько
       
      •  
        12 марта 14:56
        №12 Марк Козыренко Латвия Борис Бахов (№6)
        Мемориалы строятся для памяти. Пропагандисты в своей работе просто пользуются тем, чем могут и так, как им выгодно, вот и всё.  В советское время нам нассказывали в школе о зверствах нацистов в Саласпилсе, не особо распространяясь, между прочим, об их национальном составе, очевидно - чтобы не разжигалась ненависть. Сейчас же делают всё, что могут, для сокрытия роли "национальных воинов" в этих преступлениях. Отсюда и такая тенденциозная , насквозь лживая пропагандистская смена декораций.
        Поддержали: Виктор Арбузов, George Bailey, Глория Веро
         
      •  
        16 марта 21:39
        №16 Глория Веро Латвия Борис Бахов (№6)
        Поддержали: Марк Козыренко
         
    •  
      12 марта 12:07
      №7 Илья Нелов (из Тель-Авива) Израиль Валерий Курочкин (№5)
      Уважаемый    Валерий.
        Совсем  недавно   в  нашем  Клубе  была  статья  о  Саласпилсе  уважаемого  Влада  Гущи.  Там  были  следующие  строки  :
      "Только в одном случае — на месте захоронения №5 — поставили весьма скромный памятный знак, который можно заметить в траве у дороги, ведущей от западных ворот концлагеря в сторону старого Гарнизонного кладбища. Ничто уже, кроме этого черного камня, не указывает, какие страшные вещи происходили здесь более семидесяти лет назад. В лесной чаще разрастаются кустики, колышутся от лёгкого ветерка сосны и папоротники, поют птички..."
      На  этом  памятном  камне  есть  звезда  Давида  (  маген  -Давид )  и  надпись  на  3  языках  :  латышском,  немецком  и  на  иврите.  Интересно,  что  текст  на  иврите  несколько  отличается  от  текста  на  латышском  языке.  На  иврите  написано,  что  этот  памятный  камень  установлен  в  память  евреев  Германии  ,  Австрии  и  Чехии,  которые  умерли  в  период  с  декабря  1941  и  до  июня  1942  года  от  голода,  холода  и  от  нечеловеческой  жестокости  (  на  иврите  :  Ахзариют  билти--эношит).  Думаю,  что  эта  надпись  совсем  не  свидетельствует  об  санаторном  режиме...
      И  ещё  :  в  августе  2017  года  я  был  в  туристической  поездке  организованной  группой  израильских  туристов  и  эту  поездку  организовала  одна  из  ведущих  компаний  по  организации  туристических  поездок  зарубеж  Израиля------Пегасус.  Мы  посетили  Аушвиц-----Освенцим  ,  Майданек  (  как  и  энное  число  других мест ,  связанные  с  Холокостом ) ,  и  нам  рассказывали  о  жертвах   нацизма разных  национальностей,  нашедших  свою  смерть  в  этих  скорбных  местах.  О  жертвах  коммунизма  в  этой  поездке  я  ничего  не  слышал.  Наверное,  у  меня  слух  плохой...  Так  вот,  Пегасус  организует  2  разных  маршрута  в  Польшу  :  второй  маршрут  включает  в  себя  посещение  Северной  Польши  (  Гданьск,  Сопот  и  др. ) ,  а  потом  они  едут  в  страны  Балтии.  В  начале-----в  Литву  ;  где-то  в  районе  Бауски  пересекают  границу  Латвии  и,  не  доезжая  Риги,  посещают  Саласпилс.  Что  увидят  там  израильские  туристы  и  что  поймут-------не  знаю.  Всего  в  Латвии  они  будут  полтора-----два  дня  (  две  ночи ).  Между  прочим  ,  израильские  туристы,  по  программе,  Румбулы  и  Бикерниеки  не  посещают.  Посещают  то  место  в  Риге ,  на  котором  была  сожженная  нацистами  Хоральная  синагога  (  на  улице  Гоголя )  и  всё.  Запланировано  пока  11  таких  туристических  поездок-----групп  Пегасуса  в  туристический  сезон  2018  года.  В  нашей  группе  в  Польшу  было  36  туристов.  Думаю,  что  меньше  25  человек  в  группах  Пегасуса  не  бывает.  Так  что  Саласпилс  в  2018  году  должно  посетить  немало  израильтян.
      И  кончу  это  своё  сообщение  снова  цитатой  из  статьи  уважаемого  Влада  Гущи  : 
      " Теперь вы знаете, что в лесу, за забором этого «исправительно-трудового» лагеря существуют как минимум несколько мест массовых захоронений, а кости и пепел убитых и замученных узников до сих пор встречаются в лесу прямо на поверхности.

      У меня есть идея установить памятные таблички хотя бы на известных местах захоронений, чтобы случайный путник на минуту остановился и понял, что именно сейчас находится у него под ногами... и что беззаботные лесные пташки тут пели далеко не всегда.

      Буду рад любой помощи. Буду рад, даже если вы просто поделитесь этим материалом в социальных сетях. Мы не имеем право это забыть..."

      Мой  комментарий  на  эту  цитату  очень  простой  :  в  Латвии  ведь  нет  камней  и  нет  людей,  умеющих  на  камне  выбивать  буквы...  Может,  фанерки  из  Израиля  в  Латвию  надо  прислать,  а  также  краски  и  кисточку  ? 
      Поддержали: Валерий Курочкин, George Bailey
       
      •  
        12 марта 12:51
        №8 доктор хаус Латвия Илья Нелов (из Тель-Авива) (№7)
        Если ехать по трассе в Саласпилс или из, то эта дорога видна, поскольку там над ней висит какая-то дикая конструкция из арматуры. Или я ничего не понимаю в архитектуре.
        Поддержали: George Bailey
         
        •  
          12 марта 13:16
          №9 Борис Бахов Латвия доктор хаус (№8)
          Или это не архитектура, а арматура.
          Поддержали: George Bailey
           
        •  
          13 марта 00:19
          №14 Виктор Арбузов Латвия доктор хаус (№8)
          Вы или ничего не понимаете не только в архитектуре. Это "...мемориальный комплекс с ансамблем, созданным по проекту архитектора Сергея Рыжа, был открыт 29 ноября 2002 года. Комплекс был создан на средства государственных институций и общественных организаций Латвии, Израиля, США и Германии, а также на пожертвования частных лиц.
          У дороги, на входе в мемориальный комплекс, установлена металлическая конструкция, символизирующая ужасы Катастрофы – по этому пути гнали на смерть тысячи евреев. Вход в мемориал обозначен двумя плитами с надписями на латышском, английском, немецком и иврите, повествующими о произошедших здесь трагических событиях. "
          А старое гарнизонное кладбище находится в другом месте ,ближе к Саласпилсу, за жел. дорогой, недалеко от  переезда на Саласпилсский мемориал.
          Поддержали: доктор хаус, Глория Веро, Марк Козыренко
           
      •  
        12 марта 13:50
        №10 Валерий Курочкин Латвия Илья Нелов (из Тель-Авива) (№7)
        Илья, с удовольствием окажу любую посильную помощь, физическую, или в меру возможности финансовую. В социальных сетях меня нет, ни в одной, так что с этим увы...
        Однако предположу, что установка памятных знаков процесс непростой и требующий множества согласований, и справится с ним сможет только какая-либо организация. Если такая организация появится, то думаю найдется немало желающих ей помочь. 
        Поддержали: Илья Нелов (из Тель-Авива)
         
        •  
          12 марта 14:12
          №11 Илья Нелов (из Тель-Авива) Израиль Валерий Курочкин (№10)
          Уважаемый  Валерий.  
          Вы  меня  не  поняли !  Я  просто  процитировал  куски  из  статьи  Влада  Гущи,  который  и  хотел  установить  памятные  камни  или  таблички  на  месте  захоронений  узников  Саласпилса.  Интересно,  что  никто  не  откликнулся  на  это  его  предложение.  Естественно,  что  живя  в  Израиле,  я  просто  не  могу  в  Латвии  проходить  бюрократические  препоны.  Но  пожертвовать,  когда  надо,  на  это  благое  дело  энную  сумму  денег  я,  естественно,  могу.
          Проблема  же  в  другом  :  нытья  много ;  дела------нет !  Вот  в  чём  ужас !  Только,  лёжа  на  диване,  с  неким  нацизмом  борятся.  Вместо  того,  чтобы  увековечить  память  о  жертвах  нацизма.
          Поддержали: Валерий Курочкин, Ina Gi
           
    •  
      16 марта 21:31
      №15 Глория Веро Латвия Валерий Курочкин (№5)
      Места бараков (детского в том числе) на мемориале обозначены, реальное!место виселицы тоже. Есть стена, где расстреливали. Есть озерцо, выкопаное узниками. Захоронения обнаружены, останки подсчитаны. В полуторах километрах от Саласпилсской думы находятся братские могилы военнопленных. Все известно и прозрачно. Кому-то нужно затемнить...
      Поддержали: Марк Козыренко, Igor Fandorin, Юрий Анатольевич Тарасевич
       
  •  
    7 мая 16:35
    №17 Erik TK Латвия
    Очень странной кажется авторская трактовка погибших в лагере: «В Саласпилсском лагере было убито не менее 2000 человек, а вместе с евреями, погибшими во время строительства лагеря, их число составило более 3000».
    ----------------------------------------------------------------------------------------
    Тут не авторская трактовка, а государственная.
    Это ж не частное мнение отдельной персоны -
    это ГОСУДАРСТВО ТАК порешило.
     
  •  
    7 мая 17:42
    №18 - - Французские Южные Территории
    То, что в Союзе абсолютно не упоминали о факте уничтожения евреев (Саласпилс был самым восточным лагерем уничтожения), никак не меняет другого факта, по поводу нынешних "описаний" - суки.
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить