ЛАТВИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ

20.04.2023

Армен Халатян
Латвия

Армен Халатян

Хозяин своего дела

НЕХВАТКА ИНЖЕНЕРОВ

НЕХВАТКА ИНЖЕНЕРОВ
  • Участники дискуссии:

    16
    72
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Ведущая латвийская ежедневная газета Diena опубликовала статью о ситуации в школьном образовании под заголовком "Нехватка инженеров начинается в школе".

Статья настолько насыщенная примерами и выводами, что привожу её практически целиком.

Статья начинается с предположения, что причина падения интереса к физике, химии и биологии связана с плохим преподаванием математики в начальной школе. К сожалению результаты диагностических работ за 30 лет сравнивать невозможно, так как они все время упрощались: исчезли устные вопросы по Геометрии, убрали целый ряд текстовых задач.

В диагностической работе 6 классе задачу связанную с пониманием масштаба и пропорций (найти реальную длину экватора, зная её на глобусе) смогли решить около 28% учашихся, насколько далеко надо расположить Луну от Земли на модели, зная реальное расстояние – 16%

Хотя задачи похожи разница в результатах объясняется тем, что в первом случае более высока вероятность угадать Авторы указывают, что «вместо того, чтобы учить пониманию, расчет в этих упражнениях методично отделяется от основного смысла — пропорций.

Вместо одной универсальной методики, которая давала бы понимание всех видов интересных задач, учителя без устали учат запоминанию трех формул, каждая из которых соответствует одному из трех возможных неизвестных. Неизвестный процент количества — одна формула, неизвестная часть количества, но известный процент, вторая формула, неизвестное количество, третья формула. Формулы известны детям, но процент разрешимости ниже, чем у метода угадывания.

А именно, если бы учащиеся угадали, то не менее 33% дали бы правильное решение.» «В экзаменационной работе за 9 класс видно, что треть учащихся не имеют представления о математических понятиях — что такое квадрат, что такое ромб, какие стороны треугольника определяют синус, какой косинус и т. д.

Другими словами, принижение геометрии путем невыделения ее как отдельной дисциплины имеет последствия. Если учащийся не понимает понятие площади, трудно ожидать понимания понятия квадрата в алгебре. Можно предположить, что более трети учащихся застряли в понимании понятий плоскости и пространства или не имеют возможности умножать и делить натуральные числа.» Учителя видят причины в том, что «ученику не показывают принципы математики. Вместо этого учат, как вычислять примеры, но ученик не знает, что делать, если пример хоть немного изменить. Корень многих бед заложен уже в начальной школе , где не даются фундаментальные основы. В 7 классе мы видим, что текстовая грамотность очень слабая.

Ученики не умеют читать информацию даже из простой инфографики, которая специально разработана, чтобы ее было легче понять" Дальше автор описывает как слабые знания математики влияют на понимание естественных наук: физики, химии, биологии.



Во-первых, умножение, действия с дробями, деление на простые множители, нахождение наибольшего общего делителя и т. д. составляют основу любой научной задачи. В неорганической химии для записи реакции воды, например, с серной кислотой потребуется умение работать с натуральными числами и выполнять указанные операции.

Если этого навыка нет, та часть урока химии, где учитель демонстрирует эксперимент или рассказывает об общих вещах, может быть интересна ученику, но решение задач вызовет у него отвращение и протест, потому что он вообще не может их решить! Также в физике необходимы навыки операций с натуральными числами, понимание операций с показателями степени, без которых невозможен перевод единиц измерения и т.д. Большая часть этих знаний приобретается в первых шести классах.

Пропорции и проценты особенно важны, ведь без этого элемента не могут обойтись научные тесты. Пропорции и проценты в различных задачах биологии, физики и химии встречаются примерно в пятой части случаев, и именно эти задачи не решаются больше всего. Я делаю этот вывод с того времени, когда сам преподавал физику в начальной школе. Учитывая, что с тех пор прошло 20 лет, возможно, доля процентов и пропорций в тестах по естественным наукам уже сократилась, однако в природе, в практической жизни ни одна научная задача не может быть решена без математических навыков.

Иными словами, утверждение о том, что средняя школа не в состоянии подготовить полноценных студентов инженерных и точных наук, верно, но вина в первую очередь не в средней школе.

База находится в начальной школе и, возможно, даже в дошкольном возрасте.

 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Дмитрий Змиёв
Латвия

Дмитрий Змиёв

Консультант по бизнес-процессам

Система образования слаба

Нужны глобальные реформы

Владимир Бузаев
Латвия

Владимир Бузаев

Математик, физик, политик

ЛУЧШЕ ПОКА ТАКИЕ ПРАВИЛА, ЧЕМ СОВСЕМ НИКАКИХ

Вадим Фальков
Латвия

Вадим Фальков

Журналист, депутат Рижской думы

Рига пошла в школу

Что происходит в столичных учебных заведениях

Игорь Пименов
Латвия

Игорь Пименов

Физик, экономист, политик

ИЛИ ХОРОВОЙ КРУЖОК, ИЛИ РОДНОЙ ЯЗЫК

НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Зачем спикер так настойчиво переопубликовывает творения г-на В.Медведчука? Да и сам ли пишет их сей кум В.Путина? Да. определенные «круги» в Кремлёвских стенах до сих пор делают ст

потакать ли дальше русофобии?

Должны, конечно, если любят себя и свою страну. Все беды от этой ненависти, и растут они, как катящийся снежный ком с горы.

“Хочу поговорить о военных преступлениях армии США…’’

Полностью согласен. Это раковая опухоль.

Молдавия вышла из комиссии СНГ по разоружению

Вы это кто? и в какое время вы их разрушали ? Крайне интересно.

КАК ПОБЕДИТЬ РОССИЮ

Сергей, НЕ уважаемый...Я так полагаю, что в ноябре 2013 вы легли в спячку, и проснулись - лишь сейчас?Уже говорил неоднократно, про причины, их следствия и...последствия..."Небесну

АМУРЫ С ЗОЛОТЫМИ ПИСЬКАМИ...

Лучше бы дали Маху!

РЕШИЛИ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ

Все так.. но у нас начался разговор с того что вы обвинили материал в предвзятости и ангажированности. Собственно об этом только и шла речь. В общем мы пришли к общему мнению о том

История Холокоста в Латвии…

Они жили не просто дружно, журнал Дискавери утверждает, что треть евреев Италии стояли у истоков фашистского движения в Италии. Это объяснимо, Италия страна католическая и фашизм б

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.