Наглый и неприкрытый пиар

03.06.2020

Александр Кузьмин
Латвия

Александр Кузьмин

Член правления Латвийского комитета по правам человека

Не сотвори себе кумира, правозащитник!

Не сотвори себе кумира, правозащитник!
  • Участники дискуссии:

    9
    36
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Цитата: «Чтобы выжить, лингвистическому меньшинству необходимо обладать правом учить своих детей на родном языке». Готовы ли балтийские «либералы» так же отстаивать либеральные ценности на местах, как лидер либералов канадских (где ситуация с двуязычием схожа) и учитель центральноевропейских?

«Права человека как политика и идолопоклонство» – книга Майкла Игнатьева, выпущенная на русском издательством «Новое литературное обозрение» в 2019 году в переводе А. А. Захарова. В основе – лекция, прочитанная в 2000 году.

Структура: предисловие, два эссе основного автора, четыре реплики-возражения и ответ автора на них.

Игнатьев – канадский историк русского происхождения. После написания этой книги он недолго возглавлял основную силу оппозиции в стране, Либеральную партию, позднее стал ректором «соросовского» Центральноевропейского университета. При этом в книге автор позволял себе отступления от либеральной ортодоксии – сомневаясь в том, что демократия обязательно несет и правозащитный прогресс.

Игнатьев пишет и об успехе правозащитных идей после 1945 года, но больше об их проблемах и слабостях. Это и неизбежная политизация, в том числе националистами, и противоречивые философские основания, и спорные интервенции под флагом прав человека.

Рецепты автора – акцент на более узкий круг прав («негативные свободы»), по сути – на права гражданские и политические, а не социально-экономические. Соответственно, ставка Игнатьева – на индивидуализм как основу прав. На то, чтобы подавать права человека не как «гражданскую религию», а как язык, дискурс, полезный всюду. Для легитимности международного вмешательства – жесткое ограничение его случаев.

В чем проявляется североамериканское происхождение книги? Одна из любимых мишеней канадского автора – смертная казнь в США. Несколько раз уделяется внимание сецессионизму и языковому законодательству. В двух из последних фрагментов упоминаются и русскоязычные меньшинства в прибалтийских странах.

Интересно, конечно, сопоставить, что выглядит иначе из 2020 года – ну, или из 2019, года выхода перевода. Опасения Игнатьева, что «моральный консенсус» прав человека будет разваливаться, скорее сбываются. Разочарование в правах человека на Западе, видимо, углубилось, судя по Трампу и Болсонару. «Восточноазиатский вызов» правам человека теперь нелепо было бы описывать, упоминая Малайзию и Сингапур без Китая. Международный уголовный суд учрежден – но универсального признания не приобрел. Нежелание США ратифицировать правозащитные договоры сохраняется, и сейчас пересекается также с вопросами экологии. В культурных спорах вокруг прав человека и религии к вопросу прав женщин явно добавились вопросы о сексуальной ориентации.

Приднестровье, Сомалиленд и Карабах остаются непризнанными. Косово приобрело признание большинства стран, Абхазия – меньшинства, но в обоих случаях не ООН. Зато как «материнские государства», так и ООН признали Восточный Тимор и Южный Судан, укрепилось признание Палестины, а тамильский вопрос перестал быть вопросом о территориальной целостности. Из трех случаев, когда ярко вставал вопрос о геноциде – Судан, Мьянма и ИГИЛ, – жесткая международная реакция последовала в одном.

Цитаты: 
 
«Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств проводит масштабную работу с прибалтийскими странами, помогая им пересматривать законодательство о гражданстве и языке с тем, чтобы защитить права русскоязычного меньшинства. В данном случае три маленьких государства утверждают свою национальную независимость, не объявляя войну бывшим имперским оккупантам, а меньшинства, проживающие на их территории, знают, что на страже их интересов стоят могущественные европейские институты».(стр. 69)
 
«Англоязычная Канада не имеет оснований поучать Латвию, Литву и Эстонию относительно соблюдения прав русскоязычного меньшинства в этих странах, пока она сама не начнет пользоваться стандартами ОБСЕ в обращении с канадцами-франкофонами и коренными народами».(стр. 72)
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

Имеет ли право латвийский артист петь в Крыму?

Ответ ищи в Декларации прав человека.

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

День дискриминации

Без такого праздника Латвия не может

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

ДОЛОЙ ГЕНОЦИД КУРИЛЬЩИКОВ!

Пятая колонка

Сергей  Середенко
Эстония

Сергей Середенко

Юрист, правозащитник

Какое наказание ждет Марта Калласа в Эстонии и в России

А за отбросов – ответишь

ВАКЦИНИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ УВОЛИТЬ

Марк,а во время чумы,холеры и прочих эпидемий,тоже свободу выбора для "Личностей"?Маразм идей,свобода личности,выше интересов общества, тоже слегка коснулся "железного Марка"?))Ест

Литовского правозащитника осудили на 6 лет

Безусловно. Но клевета и свобода слова совсем не одно и то же. Утверждения Палецкого, на мой взгляд, есть такой же образчик клеветы, как памятные публичные заявления нашего Гапонен

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Спасибо, Олежек, за статью. Подписываюсь под каждым словом.Я не говорю о том небольшом проценте западников - англофилов, франкофилов, американолюбов и кто там ещё на очереди. Проце

ТОКИО. ТРАНСГЕНДЕРЫ...

Чёрта с два бы он вот так вот свалил отсюда по каким-то там этическим мотивам. Насколько я его понял - он полностью жил тут этой виртуальной жизнью и ни в коем разе не представлял

ЯЗЫКОВОЙ СТЫД

Но считается оккупантом. Вашим государством.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.