Национализм сегодня

Почему он так востребован капиталом
     

Часть 1. Научное определение национализма. Постановка проблемы
Часть 2. Становление национализма — от наскальной живописи до Марсельезы
 
      
     


В предыдущей части мы выяснили, что нация — это экономическая категория капиталистического социума, а национализм — рефлексия этого социума, конкурирующего с другими за главный ресурс. Здесь следует рассмотреть некоторые понятия, которые тесно связаны с нацией и которые возникли в эпоху становления современных наций.
 



Образование единой нации не уничтожало окончательно различия между составляющими её социумами.

Во Франции ассимиляция прошла наиболее глубоко, языковые и культурные различия регионов стёрлись в значительной мере. В России же в условиях позднего развития капиталистических отношений и низкой плотности населения эти различия сохранились в гораздо большей степени. Поэтому возник термин «национальность» или «народность».

Более утончённые синонимы национальности: «этнос» и «этническое происхождение» получили позднее широкое распространение, особенно среди людей, интересующихся своими историческими корнями, восходящими к кровнородственным отношениям.
 

Главной определённостью этого социума является общий язык, который, хотя и изменялся в веках, но в настоящее время позволяет легко и быстро идентифицировать практически каждого индивидуально.
 

Если в любой нации существуют разные политические течения, идеологические дискуссии, различные подходы к решению социальных вопросов, то родной язык — это простое и очевидное качество, полученное от родителей и очень редко меняющееся в течение жизни. Этим он и привлекает для разделения людей на «свой-чужой».
 
В русском языке термин «национализм» образуется как от слова «нация», так и «национальность». В первом случае это феномен современного буржуазного общества, во втором — пережиток средневекового. Это порождает путаницу.
 


Поэтому при рассуждениях о национализме всегда важно уточнять его значение: государственный национализм либо этнический национализм. В дальнейшем здесь национализм без уточнения означает первое, то есть происходящий от значения, в котором он употреблён в названии Организации Объединённых Наций.
 

 

Различные проявления национализма
 
Первое действие, которое производит национализм в период своего зарождения, — это сотворение новой нации.

Развивающемуся капиталу нужна унификация производительных сил, торговли, денежного обращения, законодательства. Но ему требуется также и унификация главной производительной силы — труда, т. е. большое количество грамотных работников, воспитанных общей культурой.

Всё это достигается силой государственного аппарата. И господствующий в государственном аппарате национализм играет объединяющую роль, лежащую в основании европейской промышленной революции XVIII—XIX веков.

В отношении к различным национальностям, проживающим на территории государства, национализм молодого индустриального общества стремится к ассимиляции народов, порой насильственной, вплоть до объединения «железом и кровью» по Бисмарку.

Возникает государственный язык, которым становится язык преобладающей национальности, а остальные подвергаются дискриминации. Учитель государственной школы, сержант национальной призывной армии, городской трудовой коллектив завода или фабрики, общенациональная пресса и политическая жизнь поэтапно преобразуют члена сельской общины в гражданина нации-государства.

Городская культура переваривает менталитет деревенских жителей, становящихся рабочими, уравнивает их, отбрасывает ненужное, мешающее развитию экономики, вырабатывает определённые жизненные стандарты и психологический склад.
 

Это проявление национализма можно назвать объединяющим, формирующим нацию. Этот этап прошли все современные великие нации.
 


Формирование нации может идти различными путями, и разные группы национальной буржуазии порой имеют свои взгляды на будущее национальное государство. На этом основании может возникнуть национализм альтернативного проекта.
 


Самым ярким примером проявления такого национализма является Гражданская война в США. Характерно, что причиной войны стало обострение именно экономических противоречий между Севером и Югом. Несовместимость экономических интересов проявилась во вспышке взаимной ненависти и самой кровопролитной войне в истории государства.
 

 
Формирующий национализм преобладающей национальности вызывает реакцию национальных меньшинств, особенно многочисленных, наиболее резко отличающихся или плохо поддающихся ассимиляции.

Этот ответный национализм порождает различные формы сопротивления: от терроризма и сепаратизма, которые мы видели в Северной Ирландии и Стране Басков, до таких уникальных, как сионизм, с возрождением мёртвого языка и отъездом на библейскую родину.
 
С ним тесно связан также вторичный, имитационный национализм, как правило, этнический. Он воспринимает лишь форму успешной нации и пытается на основе её сформировать собственную.
 


Определённостью «национальной идентичности» как правило, выступает особый язык или диалект, но не только он. В ход идут формальные, надстроечные признаки: флаг, герб, гимн, героический эпос, исторический романтизм, параллельные протогосударственные институты власти.
 


Подобная «воображённая» по выражению Андерсона нация может, используя удобный исторический момент, провозгласить себя государством. Однако, не имея основанием развитую самодостаточную экономику и возможности защитить свою субъектность, они либо поглощаются соседями, либо становятся государствами-лимитрофами, государствами — компромиссами великих наций, вынужденными быть марионетками для продвижения чужих интересов.

Так осколки империй, развалившихся в Европе после Первой мировой войны, мимикрировали под нации и начали свой путь в качестве пешек на шахматной доске мирового империализма.
 
Отдельное проявление национализма, характерное уже для эпохи империализма и сочетающее в себе черты вышеуказанных — национализм освобождающихся от колониальной зависимости народов.

Он многообразен и также в значительной степени вторичен. Результатом его становится, как правило, политически слабое, раздираемое внутренними противоречиями государство с экономикой, служащей аграрным или сырьевым придатком крупных империалистических стран. Таково сегодня большинство государств Африки.
 
Величайшие беды принёс человечеству национализм агрессивной внешней политики империалистических государств.

Направленный вовне, он обосновывает борьбу государства-нации за основные ресурсы, источники сырья и рынки сбыта товаров. И здесь идут в ход любые средства, государственная пропаганда поднимает из глубинных пластов общественного сознания дремавшую там в снятом виде первобытнообщинную и рабовладельческую рефлексию.
 


Германский фашизм дал в этом отношении — самый мрачный в истории пример расчеловечивания других народов, планомерное уничтожение одних и обращение в рабство других. К сожалению, этот горький урок истории не стал абсолютным лекарством для мирового сообщества и до сих пор находятся его идейные последователи.
 

 
Последним из этого, вероятно не всеобъемлющего списка проявлений буржуазного национализма следует выделить кризисный национализм, искусственно разжигаемый внутри нации правящими кругами в попытках разрешения внутренних противоречий по древнему принципу «разделяй и властвуй».

Этнические, религиозные различия — это самые заметные внешние определённости, которые средствами государственной пропаганды могут приобрести зловещий характер, угрожающий нации. Начинающиеся конфликты отвлекают трудящихся от классовой борьбы, уводят их от сущности противоречий общества, по модному выражению «канализируют протест». Таковыми были еврейские погромы и армянская резня, такую же природу сегодня имеют межэтнические столкновения.
 

Мы видим, что с ходом времени человеческий социум усложняется. Прогресс производительных сил толкает его вперёд, накапливает противоречия, которые разрешаются в революциях и возникновении новых, более совершенных общественных формаций. При этом общественное сознание отстаёт от общественного бытия и сохраняет в себе родовые черты предыдущих формаций и рефлексии социумов ушедших эпох.

Всё это причудливо переплетается, образуя водовороты и омуты по периферии мощного течения общественного прогресса. Национализм, как современный вид рефлексии социума, вступил на историческую арену вместе с началом становления капитализма, сформировал современные нации, играя прогрессивную роль. Однако немедленно с его возникновением он породил и собственное противоречие, центробежная сила возбудила ответную центростремительную.
 


В этом и состоит основная трудность изучения национализма. Имея единую природу, он порождает разнообразные, порой противоположные по направлению общественные явления: консолидацию нации и сепаратизм, организацию производства и разрушительные войны, формирование единой культуры и провокацию национальной вражды.
 

 

Советский народ
 
Вышедшая из социалистической революции Россия не имела сформировавшейся буржуазной нации.

— Короткий период развития капитализма и географические особенности не позволили осуществить ассимиляцию народов, имеющих значительные культурные и экономические различия.

— Состояние промышленности требовало ускоренных темпов индустриализации, а уровень грамотности населения не позволял его осуществить.

— В пролетарском по официальной идеологии государстве большинство населения составляло мелкобуржуазное крестьянство.

— Провозглашённое право наций на самоопределение было осуществлено не волей народов, а вооружённой силой интервентов.

В этих невероятно сложных внутренних обстоятельствах и условиях внешней блокады действия по формированию социума новой общественной формации сопровождались множеством ошибок, уступок и даже эксцессов в условиях военного времени. На крайние проявления родоплеменного сознания государству порой приходилось отвечать зеркальными мерами.
 

И тем не менее к середине прошлого века в СССР был в общих чертах создан новый социум, или историческая общность людей — советский народ. Основанием его являлась социалистическая экономика, отрицающая эксплуатацию человека человеком.
 

Большинство внутренних противоречий национализма было снято отсутствием антагонистических классов. Отдельные проявления национализма в быту расценивались как маргинальные, как пережиток прошлого, каковыми они по факту и являлись.
 


Внутренней рефлексией социума стала дружба народов и патриотизм в совместной устремлённости к будущему, к прогрессу.

Внешняя рефлексия советского народа выражалась в пролетарском интернационализме и враждебности к эксплуататорам всех стран.
 


К сожалению, история на этом этапе отвела малый промежуток времени для развития нового социума. С внедрением в экономику отдельных элементов рыночных отношений общественное сознание постепенно начало дрейф в сторону буржуазных ценностей, и официальные установки на дружбу народов всё больше расходились с реальностью поднимавшегося бытового индивидуализма, несмотря на общие победы и достижения.

Приход к власти новой буржуазии и переход на капиталистические отношения привели к мощному всплеску национализма во всех республиках СССР. Дело доходило до межнациональной резни и гражданских войн, не разрешившихся и по сей день.

Но те возможности, которые продемонстрировало новое общество, безусловно, будут востребованы в будущем.
 

Современные тенденции развития национализма
 
Верный своей экономической природе национализм следует за её изменениями с некоторым отставанием, но упорно и последовательно.

Капитализм, подчиняясь логике своего внутреннего самодвижения, стремится к непрерывному расширению. За ним следует и национализм. Тенденции глобализации современной экономики, господства международного финансового капитала требуют создания глобального же социума.

И поэтому параллельно с созданием мировой финансовой и торговой системы с помощью МВФ и ВТО идут попытки трансформации мирового общественного сознания идеями «общечеловеческих ценностей» и «мультикультурализма».

Но то, что было возможно в процессе материального производства и в его интересах, очень слабо получается в интересах финансового капитала.
 


Сообщество международных торговцев и финансистов с примкнувшей к ним бюрократией обзавелись общим языком, виртуальными инструментами, определённой корпоративной культурой, но продвижение данных ценностей в широкие слои общества встречает противодействие национального промышленного капитала, чьи прибыли перераспределяются в пользу транснациональных корпораций.
 


Кроме того, для самодостаточности мировому социуму нужен единый аппарат насилия. Когда в мире существует мировой военный гегемон, за ним остаётся окончательное решение в спорных вопросах. Когда ресурсов гегемона не хватает для поддержания мирового порядка, появляются возможности де-глобализации.

Наконец, мировая капиталистическая экономика так и не стала глобальной. Торговые войны последнего времени — это войны против глобалистского проекта как в экономике, так и в общественных отношениях. И очаги сепаратизма, подпитываемого имитационным национализмом, даже в развитых европейских капиталистических странах — весьма характерный симптом системного экономического кризиса.
 

Ближайшие десятилетия, по-видимому, принесут миру новые вспышки национализма. К этому одновременно ведут все основные тенденции развития современного капитализма. Причём при выборе средств речь идёт уже даже не о 300% прибыли в условиях развития, как раньше, а о предъявлении счёта за долги, которые невозможно выплатить.
 

Поэтому национализм — самое поверхностное, примитивное, но имеющее глубокие исторические корни чувство — непременно будет востребован капиталом в попытках сохранить своё господство.
 

Неглубокий человек легко поддаётся лести. Буржуазное общественное сознание народа не может противостоять массированной пропаганде исключительности своей нации и ущербности соседней. А такая пропаганда немедленно включается в условиях кризисов; национальная буржуазия первым делом хватается за это средство, почувствовав угрозу своему господству.

Прогрессивная функция национализма давно исчерпана. В современных условиях любое проявление национализма носит исключительно реакционный характер.
         

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    10 сент. 06:15
    №1 Борис Бахов Латвия
    Прогрессивная функция национализма давно исчерпана. В современных условиях любое проявление национализма носит исключительно реакционный характер.

    Риэлли? Благодаря национализму я живу в свободной стране. Изм этот мне тоже не нравится, но надо отдать должное и ему.
    Поддержали: Виктор Юрчик
     
  •  
    10 сент. 08:56
    №4 Евгений Иванов Латвия
    Третья часть совсем слабенькой получилась. Видов национализма оказывается много, он везде, даже в колониально—освободитедьном движении и реакция будет его использовать. Марксизм ленинизм со слабой тенью переосмысления. Если коммунизм—социализм есть высшая форма развития производительных сил то почему СССР развалился? Да еще под напором такой архаики как этнический национализм? Тема языка как носителя—маркера раскрыта плохо. Вот носители латинского языка в мире есть, сотни тысяч, а латинских националистов нет. Может все—таки не язык, а культура и есть маркер.
     Национализм —это конечно отдельно широкое явление. А вот нацизм, фашизм, империализм—это его радикальные последствия. Да и тема умеренного национализма совсем не раскрыта. Он имеет право на существование? Вобщем первые две части—нормально читабельны, третья—скомканна. Брак.
    Поддержали: Виктор Юрчик
     
    •  
      10 сент. 09:34
      №8 Сергей Леонидов Латвия Евгений Иванов (№4)
      Если коммунизм—социализм есть высшая форма развития производительных сил то почему СССР развалился?
      ======================
      Поправка: не производительных сил, а производственых отношений.
      Человек - это тоже высшая форма развития живых организмов. Однако, примитивный вирус может его погубить, если ослаб иммунитет.

      Что вы вкладываете в понятие "маркер" я не знаю. Люди, говорящие на одном языке, не обязательно объединяются единым националистическим чувством. Основание государственного национализма - капиталистическая экономика. Этнический же национализм аппелирует к рефлексии прошлых эпох, возбуждается пропагандой и служит прикрытием деструктивных политических целей.

      Да, тема широкая, по каждой из форм проявления национализма можно написать том. Но вывод один: "умеренный" национализм - это зародыш, из которого в капиталистическом обществе рано или поздно развивается монстр.
      Поддержали: Марк Козыренко, Евгений Рожков, anton Antonov, Ярослав Александрович Русаков
       
      •  
        10 сент. 11:48
        №16 Евгений Иванов Латвия Сергей Леонидов (№8)
          Государственный национализм-из вашего текста, это унификация социального ресурса государства. В древнем Риме капитализма не было, но романизация и "римляне-политическая нация" и даже шовинизм тем не менее существовали. Вы упускаете понятие культуры, отсюда и ваши выводы под большим вопросом. Причем культура выступает одновременно и как нитью идентичности и как товаром, который легко подлежит монетизации. Капитализм обостряет конкуренцию культур посредством извлечения из нее материальной выгоды. Собственно поэтому более неразвитые племенные культуры ассимилируются, развитые-расширяют свой рынок-влияние. США-известный "плавильный котел". Афроамериканцы и свои родные языки давно позабыли, общеупотребляют свою версию английского, но англосаксами совсем не стали. Их новая культура интересна широким массам и хорошо продается. Выходит что в данном случае капитализм выступает как антиассимилянт. Чух-чух не варит уже плавильный котел.
           Любое эго проявление считать зародышем монстра? Выбрал особую одежду предпочитая вкусам большинства-попал в монстры? Пронарциссировал перед зеркалом-разжигаешь нацизм? Общие термины ниочем.
          Маркер-отличительная черта, признак. Для моряка, тем более штурмана, должно быть даже интуитивно понятно.
         
        •  
          10 сент. 12:10
          №20 Сергей Леонидов Латвия Евгений Иванов (№16)
          Собственно, во многом вы со мной не спорите, а повторяете своими словами мои же выводы. В древнем Риме также была рефлексия социума, но национализмом она не называлась, имея основанием иную организацию общества. 

          Культура - это категория из надстройки общества, которая также имеет базисом материальное производство. Культуры не обязаны конкурировать, они вполне могут сосуществовать и перениматься. А вот жизненно необходимые ресурсы надо добыть, изготовить или отнять у соседа. За них и идёт конкуренция, поддерживаемая национализмом. Поэтому культурные вкусы, выбор одежды - это не зародыш монстра. 

          Да, плавильный котёл уже плохо варит. Двести лет назад он варил хорошо, а сегодня капитализм дошёл в своём развитии до собственного отрицания. Вот и хватается за трупятину в виде этнического национализма.
          Поддержали: Ярослав Александрович Русаков, игорь соколов
           
          •  
            10 сент. 12:38
            №24 Евгений Иванов Латвия Сергей Леонидов (№20)
              Вы вроде опираетесь на широкую трактовку национализма, как нации политической, государственной, но постоянно скатываетесь в примерах к европейской версии, моноэтнической. Pax Romana как и Pax Americana имеют абсолютно одинаковые признаки шовинизма и империализма.
               Национализм-это теория превосходства.  Выбирая одежду, круг общения, произведения культуры-вы делаете лучший выбор. Значит есть и худший, который вы пытаетесь не совершать.А значит у любого человека в голове складывается иерархия превосходных признаков-своя теория превосходства.
            Кругом зародыши?
              Да как-то я совсем не согласен.Хотя вторая часть была ничего, интересная. 
             
            •  
              10 сент. 12:50
              №26 Сергей Леонидов Латвия Евгений Иванов (№24)
              В том-то и дело, что англичане, французы, немцы, испанцы - не моноэтнические нации. Они слиты из нескольких этносов в процессе социального развития. Просто они вошли в капитализм раньше и сумели практически завершить ассимиляцию. Поднимающийся сегодня баскский, каталонский и прочие этнические национализмы - это борьба местной буржуазии за то, чтобы оторвать свою долю у центра, потому что центр не может предложить им удовлетворительной перспективы продолжения капиталистического проекта. Поэтому они питают иллюзию, что в одиночку выживут успешнее.

              Выбор одежды к национализму никак не притягивается. Вы выбираете её по своему кошельку, размеру и эстетическому вкусу. При этом вы не начинаете ненавидеть одежду другого цвета или покроя.
              Поддержали: Ярослав Александрович Русаков
               
              •  
                10 сент. 13:17
                №27 Евгений Иванов Латвия Сергей Леонидов (№26)
                    Первой капиталистической стране мира Англии, ни ирландцев, ни шотландцев ассимилировать не удалось. В Бельгии капитализм поздно наступил?Или может капитализм не той системы? Вы же сами написали достаточно о племенных союзах. Все перечисленные вами страны прекрасно поделились по границам этих образований.
                   Я не про одежду написал,а про теорию превосходства в каждой голове вокруг. Национализм, как и религиозные убеждения, вполне может носить умеренный характер. Зародышем монстра он становится когда начинает переходить толерантную грань.

                 
                •  
                  10 сент. 13:31
                  №28 Сергей Леонидов Латвия Евгений Иванов (№27)
                  Ирландцы отделились в ходе гражданской войны. Североирландцы, а тем более шотландцы вполне влились в британскую нацию, имеют британский паспорт, говорят по-английски, служат в британской армии и экономически составляют единый социум. Остатки феодальных этнических отношений остаются в снятом виде, о чём я неоднократно упоминал в спиче.

                  ... а переходить толерантную грань он начинает... когда? Правильно, когда начинаются экономические трудности. Национализм, тлеющий в подсознании, поджигает правящая верхушка, под которой шатается кресло. 
                   
                  •  
                    10 сент. 14:31
                    №29 Евгений Иванов Латвия Сергей Леонидов (№28)
                     Татары в РФ тоже сегодня говорят и по-русски, имеют российский паспорт и служат в армии и экономически составляют единый социум. Они ассимилированы? Не подгоняйте ответ под неверное решение.
                       Экономические трудности в принципе повышают радикализм решений. Не обязательно с национализмом в ответе. ВОСР 1917 года отличилась левым радикализмом. С красным террором и прочими радикальными признаками. Толерантная грань переходится в момент законодательного закрепления превосходства. Когда образуются дискриминируемые группы по неподходяшим нацио признакам. Вот это зародыш. А самомнение(идея превосходства) подкрепленное чем-то или совсем не подкрепленное ничем-мы все в личном порядке через это проходим рано или поздно.
                     
                    •  
                      10 сент. 14:50
                      №30 Сергей Леонидов Латвия Евгений Иванов (№29)
                      Конечно, татары гораздо менее ассимилированы в российской нации, чем шотландцы - в британской. Отставание в развитии капитализма, о чём я и писал. До сих пор существуют как моноэтнические, так и полиэтнические нации.

                       
                •  
                  10 сент. 17:17
                  №32 Kęstutis Čeponis Литва Евгений Иванов (№27)
                  --- Первой капиталистической стране мира Англии, ни ирландцев, ни шотландцев ассимилировать не удалось---

                  Правильно.

                  И еще надо добавить корнуельцев и валийцев.
                  Поддержали: Виктор Юрчик
                   
    •  
      10 сент. 09:48
      №9 Марк Израилевич Дебош Латвия Евгений Иванов (№4)
      ещё не вечер) СССР не развалился - его расчленило Политбюро. но неудачно - только окраины.
       
    •  
      10 сент. 21:09
      №52 Kęstutis Čeponis Литва Евгений Иванов (№4)
      ---Видов национализма оказывается много,---

      Национализм был, есть и будет один.

      Однако его враги специально пытаются размыть саму сущность исторически чисто этнического, антиимперского по своей сущности, национализма  и поэтому напридумывали кучу разных "национализмов" - гражданских, государственных, нацистских, фашистских, имперских и так далее... - этот список с каждым годом все увеличивается... :)
      Поддержали: Виктор Юрчик
       
  •  
    10 сент. 10:45
    №13 Prokurator Ivanovs Латвия
    Прогрессивная функция национализма давно исчерпана. В современных условиях любое проявление национализма носит исключительно реакционный характер.======================
           Да, да... А "носителей" идей национализма обвинить в ереси...Затем следует учреждение инквизиции... 
           После такого резюме должен был бы последовать призыв: националистов в костер... Ну или на дыбу.  А проверять на национализм будем традиционными способами: водой и свинцом.
          
    Поддержали: Kęstutis Čeponis
     
  •  
    10 сент. 12:07
    №18 Uncle Ho Вьетнам
    со стороны цикл статей выглядит как подгонка под заранее сформулированные выводы. Как то антинаучно и предвзято.
     
  •  
    10 сент. 12:49
    №25 Владимир Копылков Латвия
    Скорей бы уже развалился уже класс олигархов-капиталистов! 
    Заколебали уже разделениями на своих и на чужих, и стали уже все братанами, равными по имуществу ... 
    И все умеющими говорить по-русски к 2025 году!! 

    Поддержали: Ярослав Александрович Русаков, Леонид Радченко
     
  •  
    10 сент. 21:21
    №53 anton Antonov Латвия
    Сколько людей и столько же мнений. Для кого как,а для меня, имхо,третья часть самая лучшая.  Прочитал спич с  удовольствием единомыслия. В целом согласен с автором спича .
     
  •  
    10 сент. 21:25
    №54 Kęstutis Čeponis Литва

    Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер и аббат Баррюэль.


    Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder; 25 августа 1744 года, Морунген, Восточная Пруссия — 18 декабря 1803 года, Веймар) — немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения[3].


    Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства, но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер.


    Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялась его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры.

    Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.


    «Природа воспитывает семьи и, следовательно, самое естественное государство — то, где живёт один народ с единым национальным характером».


    «Государство одного народа — это семья, благоустроенный дом. Оно покоится на собственном фундаменте; основанное природой, оно стоит и погибает только с течением времени».

     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить