Правила игры

01.06.2018

Сергей Васильев
Латвия

Сергей Васильев

Бизнесмен, кризисный управляющий

На руинах идеологических догматов

Трансформации американской мечты

На руинах идеологических догматов
  • Участники дискуссии:

    11
    16
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

Двигатель прогресса вообще и двигатель потребления в частности — это мечта. А она бывает разная.
 

Мечта — это нематериальное и неизмеряемое представление о наборе вполне конкретных и измеряемых событий, которые должны произойти в ближайшем или отдаленном будущем.

Замечательное свойство мечты — это её прикладное использование. То есть она нужна не для того, чтобы, когда подойдет срок, измерять её с рулеткой, весами или машинкой для пересчета купюр. Мечта нужна для того, чтобы действовать прямо сейчас, когда до неё, «как до Парижа», который тоже, кстати, может быть составной измеряемой частью чьей-то мечты.

Мечта — это сильнейший (и, наверное, единственный) мотиватор, кроме пресловутых инстинктов самосохранения и размножения.

Ну не могла такая штуковина не использоваться «пастухами душ человеческих». И всегда успешно использовалась, выполняя роль эталона и роль компаса, формируя из граждан-подданных симпатичные такие единообразные кирпичики, которые очень удобно можно использовать в процессе государственного строительства.

Поэтому, сравнивая качество государственных образований и анализируя проблемы, которые эти образования испытывали и испытывают, было бы преступной халатностью не рассматривать и не сравнивать мечты, которые навязывались гржданскому обществу сверху и двигали это общество снизу.
 

Схватку США vs СССР можно рассматривать, как схватку мечтостроителей, где «американская мечта» лоб в лоб столкнулась с советской.
 

Особенностью американской мечты всегда был её конкретность и измеряемость.

Мечта первых переселенцев — свалить из сословного мира, через перегородки которого не перелезешь, в «мир всеобщего равенства», где хотя бы «господин Кольт» может уравнять всех в возможностях и правах.

По мере структурирования государства эта мечта трансформировалась в не менее материальный и очень просто измеряемый набор благ цивилизаций — свой дом, холодильник, машина... Помните ну очень положительного штатовского героя из фильма «Принц Флоризель»? Ранчо или табачная лавка — вполне измеряемая и социально одобряемая американская мечта.





И надо сказать, вот такая вот приземленная мечта оказалась в свое время крайне удачным идеологическим решением, которое подстегивало производительность труда и помогала создавать необходимый прибавочный продукт такими темпами, который (вместе с практически безналоговым режимом, существовавшим в США до Первой мировой войны) обеспечил опережающий рост экономики и притягательность самого государства для социально активных материалистов, лишенных патерналистских комплексов.

Но этот конек, исправно работавший на США почти 300 лет, в конце 20-го века пришел в противоречие с новой идеологией безграничного потребления, для которой любые измеряемые параметры смерти подобны, ибо засовывают это безграничное потребление в ограничительные рамки.

И вот в какой-то момент американский набор измеряемых показателей мечты «дом-машина» был заменен на неизмеряемый и неосязаемый статус, где дом дому и машина машине — рознь. И с этого момента бег за американской мечтой превратился в бег за горизонтом, где выстраданный доход в 50 000 баксов в год соответствует статусу стоимостью в 500 000, а доход в 500 000 соответствует статусу в пару миллионов — и так без конца...

Замена в мозгах американцев измеряемых параметров «американской мечты» на неизмеряемые, которая активно происходила начиная с запуска рейганомики, запустила и целый набор процессов, разрушающих каждую отдельную личность и государство в целом.
 

Самые заметные внешние показатели этих процессов — перепроизводство денег и кредитных обязательств, девальвация понятия «семейные ценности», рост алкоголизма и наркомании.
 
 
 



Конвергенция советской и американской идеологии

В это же время навстречу этому паровозу несся другой, советский, рожденный в пламени революции 1917 года, хотя имеющий глубоко исторические корни.

Большевики, получив под управление самую религиозную из всех европейских стран, не стали бороться с церковными стереотипами, а просто и незамысловато заменили идею достижения «царствия небесного на небе» на «царствие небесное на земле».

Христианские догматы о необходимости потерпеть ТУТ, чтобы хорошо стало ТАМ, как перчатка на руку наделись на коммунистические — «потерпеть сегодня, чтобы хорошо стало завтра».

Причем коммунистическая идеология однозначно выигрывала у христианства тем, что «для достижения царствия небесного», называемого коммунизмом, совсем не обязательно было умирать... Ну, во всяком случае не обязательно умирать всем, детям уж точно должно повезти больше... наверное... И уж если не мы, то они точно вкусят плоды под названием «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Лозунг, который можно легко перфразировать: «Работай — сколько хочешь, а потребляй — сколько сможешь!»
 

Не находите никаких аналогий? Да-да — это именно та самая тюнингованная американская мечта, запущенная авторами рейганомики в США в 80-х годах 20-го столетия.
 

То есть к концу 80-х на обоих берегах океана сформировалась и оформилась практически одинаковая идеология, в основе которой лежала уже слабо прикрытая халява. В США — на основе безграничного потребительского кредита. В СССР — на основе обещаний правящей партии о неизменном росте благосостояния советских граждан в обмен на послушание.

И вот в 1990-м американская мечта о халяве на полном ходу встретилась с такой же мечтой о халяве советской.

Ну а дальше вы уже знаете — американская халява оказалась привлекательнее, интереснее, и самое главное — доступнее, так как опиралась на вполне осязаемую долговую потребительскую пирамиду, недоступную для граждан СССР.

Правители США в 90-х с сухим счетом переиграли советских правителей, оставив следующим поколениям авгиевы конюшни сказочных идеологических догматов, которые бабахнули в 2008-м в виде глобального кризиса, затронувшего все сферы жизни — и идеологию, и экономику, и государственное строительство, и семейные взаимоотношения, и общественные.





На руинах идеологических догматов

Американская мечта неограниченного потребления при ограниченных ресурсах, пристрелив советскую мечту о коммунистической халяве, сама издыхает в муках порожденного ею системного кризиса, метастазируя во все сферы жизни общества, разрушая семейные ценности, делая смешными совершенно необходимые для выживания самоограничение и самопожертвование, девальвируя альтруизм и патернализм, которые сегодня оказались лишенными системного базиса — единых правил поведения для всей государственной пирамиды.

Гражданское общество, искусственно разделенное на «юпитеров и быков», — где «юпитеры» не обладают и сотой долей авторитета своих предшественников, — демонстрирует чудеса нестабильности и неуправляемости, которое сохранится ровно до того момента, пока не будут выработаны, признаны и внедрены:
 


а) измеряемые параметры новой, социально приемлемой мечты простого человека;

б) правила поведения для элит, которое будет содержать контролируемые ограничения и личную материальную ответственность элит за «сбычу мечт» простых граждан.
 


При этом мечта о халяве никуда не убежала и ждёт новых идеологов, которые упакуют её в новые, социально привлекательные формы и предложат страждущим «хлеба и зрелищ».

Первому закончившему эту работу и предложившему её широким народным массам — сюрприз...
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

ИСТОРИЯ РЕСУРСНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

От Ивана Грозного до Владимира Путина

Виктор Мараховский
Россия

Виктор Мараховский

Главный редактор онлайн-журнала «На Линии»

«Оружие возмездия»: в Америке бушует вирус советского периода

Александр Запольскис
Россия

Александр Запольскис

Маркетолог-аналитик

Годовщина Чёрного четверга

«Можем повторить»?

Александр Запольскис
Россия

Александр Запольскис

Маркетолог-аналитик

По «русской схеме»

США начали подготовку к раскулачиванию китайских активов

Какими будут войны будущего

С чего это они злодеи??)) Пока они - Светоч демократии, несущий процветаниями мир Народам)))злодеями они станут, когда перестанут быть сильнейшей страной Мира.А пока- голубь мира,

«Борьба за идентичность». Как польские националисты навязывают «карту поляка» белорусам

Мой э-майл напомнить?Напишите туда по подробнее,возможно чем и смогу помочь.Хоть советом.

Безопасность в Восточной Балтике

А что ему здесь надо? Оно же не благотворительная организация, бескорыстно подающая убогим.

Американцы провоцируют конфликт России и Беларуси

Так "свои" республики -- это "свои" граждане и одинаковые права. А Гитлеру впадлу было поляков равными немцам признавать.

Латвия и Мальта: исторические параллели и перпендикуляры

Это так прямо не работает. Часто там, где ударение в русском языке в иностранном слове, в латышском есть гарумзиме, но нередко нет. Можно запомнить суффиксы и окончания с гарумзиме

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.