Интеграция

10.03.2020

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

"Минский взгляд" на Евразийский союз: как укрепить нашу интеграцию?

"Минский взгляд" на Евразийский союз: как укрепить нашу интеграцию?
  • Участники дискуссии:

    0
    0
  • Последняя реплика:



Во время встречи с председателем Коллегии ЕЭК Михаилом Мясниковичем Александр Лукашенко сделал ряд достаточно серьезных заявлений на тему евразийской интеграции, позволяющих определить отношение Минска к этому процессу и приоритеты Беларуси на данном направлении.

Сказанное президентом тем более важно с учетом того, что назначение белорусского представителя Мясниковича в ЕЭК совпало с годом председательства нашей страны в Евразийском экономическом союзе, а значит, существует уникальная возможность продвинуть «минский взгляд» на интеграцию. Дело в том, что 19 мая в Минске пройдет заседание Высшего Евразийского Экономического Совета с участием руководителей всех стран-членов, на котором предполагается принять стратегический документ по направлениям интеграции до 2025 года.

ЕАЭС может повторить судьбу СНГ?  

Вероятно, основным тезисом Лукашенко в ходе беседы с Мясниковичем была установка на то, что «Беларусь готова к реальной интеграции, однако без понуждения». Это значит, что в Минске никто не ставит под сомнение необходимость союза, однако существуют серьезные опасения того, что на этом пути Беларусь может столкнуться с давлением и поступиться национальными интересами. Ведь понятно, что сближение любых систем предполагает выработку неких общих правил, и победителем в этой условной игре выступает тот, кто создал для себя наиболее приемлемые условия.

Например, по такому принципу де-факто строится европейская интеграция, которая возникла как объединение развитых государств Западной Европы, а все остальные желающие принимали принципы «джентльменского клуба». Да, можно сказать, что ЕС пытался ликвидировать дисбаланс в развитии, выделяя многомиллиардные дотации восточноевропейским странам, однако, во-первых, разрыв так и не был преодолен, а во-вторых, дотирование «новых членов» (которые сейчас не такие уж и «новые») прекращается с 2020 года, что вызывает крайнее недовольство Прибалтики, Польши и других государств.

В этой связи необходимо отметить, что Евросоюз все же представляет собой практически законченную форму политической и экономической интеграции с общим рынком, наднациональными органами законодательной и исполнительной власти.
 

По идее, к такому уровню сближения должен стремиться и ЕАЭС, определенно учитывая на этом пути ошибки, допущенные Брюсселем. Однако до настоящего момента ЕАЭС, к сожалению, нельзя назвать даже полноценным экономическим союзом, основанном на классическом принципе «четырех свобод» — беспрепятственного движения людей, товаров, услуг, капиталов. Практически на всех направлениях существуют какие-то подводные камни и разночтения, сохраняются многочисленные изъятия, барьеры и ограничения.
 

Это если не говорить о том, что по-прежнему не создан единый энергетический рынок ЕАЭС, подключение к которому было важнейшим приоритетом Беларуси в присоединении к евразийской интеграции. Однако создание общего рынка нефти и газа постоянно откладывается, а эта сфера в отношениях Минска с российскими союзниками традиционно является очень болезненной. Кроме того, страны ЕАЭС периодически в произвольном порядке закрывают доступ на свои рынки для продукции других государств-членов, принимают национальные нормы, прямо противоречащие ранее подписанным обязательствам.

И речь здесь идет не только о белорусско-российских недоразумениях, подобные казусы периодически возникают в отношениях Кыргызстана и Казахстана, Нур-Султана и Москвы и пр.

Естественно, такого рода сюжеты не добавляют оптимизма в отношении ЕАЭС иным государствам, которые потенциально могли бы стать участниками союза. В первую очередь, речь идет об Узбекистане, где весьма внимательно наблюдают за процессами евразийской интеграции, однако все с меньшим воодушевлением.
 
На сегодняшний день в Ташкенте доминирует точка зрения о том, что более эффективный путь — это двусторонние договоренности со странами ЕАЭС, так как присоединение к союзу не предоставляет каких-то ощутимых преимуществ.
Фактически, если так пойдет дальше, то ЕАЭС может превратиться в некое подобие СНГ, которое, конечно, несет в себе определенные функции, однако по факту не является полноценным союзом с единой политикой на внешних рынках, хотя первоначально перед Содружеством стояли цели не только обеспечения «цивилизованного развода», но и формирования новой интеграционной группировки.

Белорусское председательство как шанс

Естественным в этой связи является традиционный русский вопрос «Что делать?», и белорусское председательство в ЕАЭС может стать шансом форсировать интеграционное строительство. Совершенно понятно, что Беларусь, которая является государством с экспортоориентированной экономикой, как никто другой заинтересована в формировании единого экономического пространства с равными условиями для хозяйствующих субъектов.

При этом доля стран ЕАЭС составляет более 50% от общего внешнеторгового оборота Беларуси, поэтому объективно Минск будет пытаться наращивать свои возможности за счет участия в союзе.

Во-первых, очевидно, что необходимо принятие поэтапной стратегии перехода к общим рынкам, а не только определения пиковых дат, когда это возможно сделать.
 
Классическим примером здесь является судьба договоренностей об общем рынке нефти газа, который сначала планировали «запустить» в 2020 году, потом в 2024-м, а сейчас вообще к концу 2025 года, и каждый раз по мере приближения «часа Х» кто-то оказывается «не готов».
Отсюда возникает запрос на поэтапное планирование и пошаговые действия, направленные на подготовку всех игроков рынка к новым условиям.

Второй вопрос — это цифровизация. Изменения в глобальной экономике, связанные с развитием науки и техники, цифровых технологий, предоставляют странам Евразийского союза возможность для рывка, но одновременно образуют вызов формирования непреодолимого отставания от высокотехнологичных центров планеты. На настоящем этапе вложения стран ЕАЭС в НИОКР не превышают 1% ВВП, и даже Россия на этом фоне выглядит достаточно бледно.

Тем не менее, у Беларуси есть определенные успехи в виде Парка высоких технологий (ПВТ), аналогичные парки существуют в РФ, Казахстане, Армении. Активным сторонником цифровизации является новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который фактически стоял у истоков формирования компьютерного рынка России, что открывает поле для совместной работы с учетом белорусских предложений.

Также важнейшей проблемой, от успешного решения которой зависит будущее Союза, является повышение полномочий ЕЭК. Совершенно недопустимой выглядит ситуация, когда базовые принципы ЕАЭС нарушаются национальными правительствами, что приводит к появлению «махновщины» вместо экономического союза.

Очевидно, что государствам необходимо передавать часть полномочий на наднациональный уровень и вырабатывать механизм принуждения нарушителей к соблюдению общих правил по тому принципу, который существует в ЕС. В этом же контексте необходимо предусмотреть эффективный механизм евразийского арбитража с возможностью принятия юридически обязывающих решений.
 
В целом, думается, что ЕАЭС остановился на своего рода развилке развития: либо реальная интеграция, либо риторика об интеграции.
При этом национальный протекционизм «по Трампу» могут позволить себе только очень сильные экономики, шанс для других — это формирование интеграционных союзов, и хотелось бы, чтобы ЕАЭС на фоне иных объединений выглядел более эффективно и функционировал на принципах взаимной выгоды, так как отсутствие равенства — мина замедленного действия под любым объединением.

Предпосылки для успешного развития евразийской интеграции существуют, вопрос лишь в политической воле для преодоления национального эгоизма.
 


Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Нужно выстраивать многоядерную модель Союза

Алексей Беляев
Беларусь

Алексей Беляев

Кандидат исторических наук

На пути к интеграции: размышления накануне Дня единения народов России и Беларуси 2 апреля

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Белоруссия хочет фиксированного равноправия с Россией

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

«Прагматизация» — технология интеграции или дезинтеграции?

Страшно представить

По Вашему описанию долго там все ругались и т.д. , уж могли бы при желании помочь. Знаю про Ваше отношение к Вашим властям, нашим властям и даже Петру, просто интересно - почему, ч

Что Лариса Удовиченко рассказывала мне о любви и о том, что ценит в мужчинах

На самом деле она ведь фонд какой-то создала и детей от онкологии средствами, собранными этим фондом, лечит. Не всё так просто под луной ...

«Курляндский котёл». Немцы, сражавшиеся на стороне Красной Армии (Часть 2)

Насчет железной дороги. Там вроде бы проходила узкоколейка Сабиле – Роя через Талсы и Валдемарпилс, также было ответвление в сторону Дундаги. Построены немцами еще во время оккупац

Карма шута. Почему все предвыборные обещания Зеленского оказались фарсом

Хрен что там из него вырастет. Рождённый ползать летать не может, к сожалению.

Ради кредитов Украина готова сменить «тон» по отношению к Венгрии

Интересные подвижки в западном взгляде на Крым: вроде бы Украина, а вроде бы и нет - на всякий случай цветом выделили. То есть сомневаются. И хотелось бы признать очевидное, и поли

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.