Есть идея!

30.03.2015

Юрий Янсон
Латвия

Юрий Янсон

Экономист

Маркетинг и языкознание

А вы ещё не говорите по-бормоляндски?

Маркетинг и языкознание
  • Участники дискуссии:

    36
    162
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 
«А все могло бы быть совсем не так
 Если только сам себе не враг…»
 А.Макаревич
 


Честно скажу: огорчили меня данные о снижении качества владения латышским языком выпускниками русских школ Латвии, опубликованные в недавнем спиче о качестве образования «Почему русские Латвии проигрывают латышам».

Казалось бы, пресловутые 60/40, языковый прессинг со всех сторон, Центр государственного языка. Институт языка, Закон о государственном языке, никакой кириллицы на улицах — а поди ж ты: включаешь — не работает. Да, конечно, русскоязычные СМИ малину портят… но ведь не одним же телевизором жив человек!
 
Может что-то в консерватории подправить?
 
Подойдем к этой проблеме, как к обычной маркетинговой задаче. Как решаются такие задачи?

 

— Изучается ситуация.
 
— Определяется цель.
 
— Определяется метод достижения цели.
 
— Выделяются ресурсы,
 
— Мониторится процесс, определяются измеримые показатели и, в случае необходимости, в процесс вносятся коррективы.



Что тут архисложного?
 
Метод. Метод нужен правильный. До сих пор наша страна пыталась достичь цели, оперируя только негативной мотивацией. Покарать за незнание. А если бы иначе?
 
Возьмем молодое государство… например,  Бормоляндия. Почему не Латвия? Полагаю, что для Латвии это время уже ушло 24 года назад. Так вот: Бормоляндия хочет сделать так, чтобы все ее жители свободно владели государственным бормоляндским языком. Нормальная, благородная задача! Никаких возражений. Живешь в стране — знай ее язык.
 
И для этого государство:
 
Объявляет Государственную Программу изучения языка. Громко, звонко, во всех СМИ.
 
Выделяет солидное финансирование.
 
Организует обучение преподавателей бормоляндского языка, проводя конкурсы на звание лучшего молодого преподавателя и премируя этого лучшего, например, поездкой на заграничный курорт.
 
Преподаватели начинают набор слушателей на курсы (разумеется, бесплатные: это ведь не слушателям надо, чтобы вся страна овладела языком, это стране надо, вот она и платит за это «надо»).

Слушателям объявлено, что среди выпускников курсов тоже проводится конкурс. Лучше лотерея, пока учатся. И победитель лотереи тоже получает что-нибудь привлекательное. А вот среди тех, кто уже выучился, проводится конкурс на самое лучшее знание бормоляндского. Ежегодный конкурс. И вот уже этот победитель получает новенький автомобиль. Или хотя бы скутер. Или, на худой конец, велосипед.

А все телеканалы Бормоляндии транслируют и сам конкурс, и вручение приза, и репортаж из президентского дворца, где президент Бормоляндии (он же Верховный главнокомандующий) вручает орден Трех ромашек лучшему преподавателю, чей питомец так отличился.
 
Конечно, курсы освобождаются от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, само собой. Да и от платы за аренду помещений. Цель-то — не заработать, а всю страну языку обучить. А преподаватели получат в будущем особую прибавку к пенсии.
 
Периодически сам президент заходит на курсы, здоровается, интересуется успехами и говорит слушателям ободряющие слова.
 
Но это все официоз. А ведь надо сделать так, чтобы носители языка искренне радовались тому, что к их языку приобщаются все новые и новые когорты.

Для этого Государственная Программа предполагает цикл статей и передач (и ежегодный конкурс с призами для лучшего журналиста) на тему «Подбодри соседа в изучении языка!», и «Мы — вместе!», и «Протяни руку!», и «Дразнишься из-за акцента? Ты козел и урод!».

Впрочем, это негативная мотивация, а мы тут о позитивной..
 
Спонсируются разработки развивающих игр для детишек, мотивирующих чад на изучение бормоляндского. «Учиться — это прикольно!» Мультяшные герои на экранах весело преодолевают трудности в освоении языка. Мультяшный президент вручает Большой Красивый Кубок малышу, который сам написал своей маме стихи на свежевыученном бормоляндском.
 
Конечно, учебники — красивые, яркие, современные. Бесплатные. И словари. По очень льготной цене.
 
И мониторинг с анализом результатов. Государственный мониторинг, не опросы во время ток-шоу на ТВ.
 
И это только самая первая прикидка. Стоит только захотеть, таких идей можно набросать!
 
Я вас уверяю, друзья, десяти лет не пройдет, как вся страна забормоляндила бы, да так, что соседи обзавидовались бы, и никто и не смог предположить, что бормоляндский — вымирающий язык. Конечно, если достижению этой цели не мешали бы глупости вроде борьбы с проклятым наследием и поиск врага в собственном подъезде.
 
И не таких уж больших средств потребовала бы эта Государственная Программа. В любом случае — меньше, чем затраты на составление репрессивных законов и прокорм языковых инспекторов. Позитивная мотивация — это великая вещь! Потому что делает язык — ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ. А все принудительные и ограничительные меры делают строго обратное.
 

P.S. Мечты, мечты… Но все это имело бы смысл только в том случае, если государство действительно ставило бы перед собой такую цель. А оно, к сожалению, ставило другую. И последовательно к ней шло. А теперь пожинает плоды и ругает русские телеканалы.

Подписаться на RSS рассылку

Метки:

Дискуссия

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Терех
Беларусь

Юрий Терех

Языковой вопрос

Олег Пономарёв
Украина

Олег Пономарёв

Журналист, сопредседатель Комитета защиты русских школ Украины

На Украине с массой нарушений приняли скандальный закон о языках

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Почему Прибалтика — не Европа

А тот самый «совок», с которым Прибалтика вроде как борется

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

Язык их — враг их

Когда в Кремле будут пить шампанское

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.