Культурка

26.10.2015

Валентин Старичёнок
Беларусь

Валентин Старичёнок

Кандидат исторических наук

Ляпис Трубецкой — красный или красно-коричневый?

Хто ты гэткi?

Ляпис Трубецкой — красный или красно-коричневый?
  • Участники дискуссии:

    3
    5
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

 
Как можно сравнивать поборника заблуждения
с противником оного,
исказителя истины с мстителем, похитителя ее
с всегдашним хранителем и обладателем?
Что общего между двумя человеками,
столь противоположными друг другу?
— Что общего между Афинами и Иерусалимом,
между академией и церковью,
между еретиками и христианами?
Тертуллиан
 
 

 
Демократ «Ляпис Трубецкой». Ляпис Трубецкой — бренд белорусской оппозиции. Хотя группа распалась, тем не менее, по-прежнему наши «сьвядомыя» ностальгируют под чарующие звуки Ляписа.

Попробуем разобраться в феномене под названием «Ляпис Трубецкой». Для этого кратко остановимся на политических предпочтениях лидера группы Сергея Михалка.

Выступая против власти, он явно зовет белорусов начать путешествие в демократию западного толка. При этом попадание в демократический клуб обеспечит не строительство и созидание, а насилие и революция.

Все, кто не хочет этого, автоматически записываются в число ретроградов и приверженцев «совка», попадая в эдакий подкласс сторонников якобы прогнившей и изжившей себя системы.
 

Коммунист Янка Купала. Самым злободневным и убойным произведением Ляписа стала песня «Не быць скотам!», в которой воспроизводятся стихи небезызвестного белорусского поэта Янки Купалы (1882—1942 гг.), написанные в 1908 г. В 2015 г. Михалок повторился и спел еще одну песню на стихи поэта — «Будзь смелым!».

Рассмотрим, насколько призыв Михалка прыгнуть в демократию сочетается со взглядами самого Купалы.

Поэзия Купалы — это чисто революционная риторика левых (т.е. коммунистов), в которой сочетается пролетарско-крестьянский интернационализм с призывами к национальному самоопределению белорусов и любовью к родному краю.

Хотя отношения с советской властью порою были напряженными и закончились попыткой самоубийства в 1930 г. (период травли), за этим последовало «прощение» поэта.

Учитывая то, что в СССР не церемонились с деятелями белорусского национального движения и считали их «пятой колонной», высокое положение, которое сохранил Купала, свидетельствует о многом.

Он остался в числе самых маститых поэтов Беларуси. До травли он был всего лишь Народным поэтом БССР (с 1925 г.) и академиком (с 1928 г.). Кстати, неплохой результат для человека, не достигшего 50 лет.

Что же было после травли?

В 1939 г. его наградили Орденом Ленина, в 1940 г. он стал депутатом Верховного Совета БССР, в 1941 г. — удостоен Сталинской премии.

Трудно после этого говорить, что советская система не по достоинству оценила талант автора.

Кроме того, именно Купала перевел на белорусский язык «Интернационал». Вряд ли бы это сделать поручили безыдейному, так как «Интернационал» до 1944 г. был гимном СССР, а до 1952 г. — гимном БССР.

Как бы это ни печалило белорусскую оппозицию, можно констатировать, что Купала был убежденным коммунистом.

Вот что он написал в одном из последних стихотворений — «Зноў будзем шчасце мець і волю» (1942 г.):
 
 

Зірнуць зноў нашы ўвысь палацы,
 Святочна прыбяруцца людзі,
Як красаваўся, красавацца
Чырвоны сцяг над намі будзе.

 


Анархист Егор Летов. Еще одна цитата Ляписа — две песни Егора (Игоря) Летова (1964—2008 гг.). Они называются «Зоопарк» и «Убей в себе государство».

Весьма странно слышать их от Ляписа. Напомним, что Егор был анархистом. Любую форму государства он считал системой, которая ломает человека, уничтожает его творческие способности и нивелирует до обывателя.

Именно буржуазное общество западного толка со всей его политкорректностью, правами человека и общечеловеческими ценностями и есть лучшее место для обывателя, питомник для взращивания «лакейской демократической мрази»1.

Летов прекрасно понимал, что разрушить систему невозможно, а борьба с системой заведомо обречена на провал. И он выше банальных политических разборок и утверждает себя через максиму «Я всегда буду против».

Как вы думаете, что произошло после того, как рухнул советский режим, с которым воевал Летов? Летов объявил себя коммунистом! Причем заявил об этом вполне определенно: «Я СОВЕТСКИЙ националист»2.

Не удивительно, что его занесло в НБП и он стал «не просто советским», а красно-коричневым, получив партийный билет №4 в Национал-большевистской партии.

Поэтому когда Летов призывал уйти из зоопарка и убить в себе государство, он вкладывал в эти лозунги не примитивный смысл обывателя, а делал экзистенциальный выбор, выталкивая слушателя за пределы обыденности и из мира повседневности.

Летов занимает чисто ницшеанскую позицию. «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» — один из главных мотивов летовского творчества3.

Впрочем, многим слушателям Ляписа нет дела до того, чтобы вникать во все эти тонкости и заниматься умствованием. Им предпочтительней плоский политико-протестный антураж.
 


Еще один момент. Если Ляпису захочется петь песни Егора в Латвии или Эстонии, то надо блюсти осторожность, ибо летовское творчество власть в Прибалтике не приветствует. В демократическую Латвию Егора не впустили в 2000 г., а в Эстонию — в 2002 г.

Кстати, было бы здорово, если бы Михалок спел на концерте в Вильнюсе «Интернационал» в купаловском переводе. Тогда он узнал бы много нового о свободе слова и демократии в западном понимании.

Кстати, что-то подобное сделал Летов. Все просто обалдели, услышав «И вновь продолжается бой» на музыку Пахмутовой и слова Добронравова. Фигура Ленина осталась в качестве инструментария протеста против системы, только по-новому были расставлены акценты.

Образ Ильича стал символом не вырождавшегося застойного и перестроечного общества, а знаменем радикального неприятия ельцинской системы, как бы в насмешку названной российской демократией.

«Идеи коммунизма для меня были самобытными с детства»; «Конечно, мы пели не ради того, чтобы восторжествовала какая-то демократия или чтобы у нас настал капитализм» — говорил Егор в 1993 г.4.

Напоследок разочаруем поклонников Ляписа и приведем цитаты Егора Летова, сделанные им во время двух концертов — в Минске и Питере.

 

Первая цитата: «Слава союзу Белоруссии и России!... Слава будущему президенту нашей общей империи Александру Лукашенко!» (27 апреля 1997 г. в Минске).

Вторая цитата: «Слава союзу Белоруссии и России! Слава Белоруссии! Слава России!» (24 мая 1997 г. в Питере).

 


Маркетинг. Странно слышать от Ляписа, призывающего белорусов прыгнуть в демократию, стихи убежденных «левых» из разных эпох — Янки Купалы и Егора Летова. Первый — коммунист в социалистическом облачении, второй — анархист в красно-коричневой одежде.

Интересно, понимал ли Михалок, под что подписался, когда выбрал песни Летова, которые собирался спеть?

Сделав из своего творчества солянку, разбавленную Купалой и Летовым, Ляпис Трубецкой превратил себя в чисто постмодернистский проект, вписав произведения гениальных авторов в свои собственные политические декорации.

Если так, то правомерно задать вопрос. Является ли Михалок патриотом, как он декларирует, или он осуществляет грамотный маркетинг, конструируя постмодернистский коллаж?

Справедливости ради, надо сказать, что делает он это профессионально. Вот и в последнем альбоме («Родны край» 2015 г.) Михалок смачно зацитировал еще одних «левых» — Clash, выбрав их «неповторимую» London Calling 1979 г.

Кажется, его патриотизм вполне искренний. Однако надо отделять взгляды самого Михалка от взглядов тех авторов, которых он цитирует. Мягко говоря, они не совпадают.

Впрочем, пожелаем успехов белорусскому музыканту, который создает правильный фасад для «своей буффонадной агитбригады».
 
 
 

1 Летов, Е. Я не верю в анархию (сборник статей) / Е. Летов. — М.: ИСКЕР, 1997. — С. 133.
2 Летов, Е. Я не верю в анархию (сборник статей) / Е. Летов. — М.: ИСКЕР, 1997. — С. 131—132.
3 Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: сборник / пер. с нем. Ю.М. Антоновского, К.А. Свасьяна, Г.А. Рачинского. — Минск: ООО «Попурри». — С. 7.
4 Летов, Е. Я не верю в анархию (сборник статей) / Е. Летов. — М.: ИСКЕР, 1997. — С. 114.

 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Владимир Мироненко
Беларусь

Владимир Мироненко

Публицист, художник

Уже не голуби

А «воины света, воины добра»

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

Кто собрался "свергать режим": что происходит в стане оппозиции?

Андрей Лазуткин
Беларусь

Андрей Лазуткин

Политолог, писатель

Сказ о том, как TUT.BY боролся с колхозами

Дмитрий Перс
Беларусь

Дмитрий Перс

Руководитель проекта «Отечеству верны»

Фееричный апогей борьбы с коммунизмом или назло врагу оторву себе ногу!

Иван Черняховский и Беларусь: игрушки для командирской дочки и грузовики вместо «тягловых» коров

Ну и что тут Вам? Вы не увидите их умирание. Умрёте-то намного, намного до того как вымрут они. Да и я умру до того. И что? Ничто не вечно, Марк:)

Кто хочет, пусть живет в стране полицаев. Я всегда жил и живу в стране героев!

Я пока не читала ни ту, ни другую (вот выйду на пенсию...), но знаю из рассказов предков о тех временах. Старший брат отца подался в полицаи, воевать не хотел. Моментально понял, ч

Ценный свидетель (Часть 5)

По ссылке №103.

Спешу поделиться интересными наблюдениями

Это из Латвии они переезжают. Из России так просто не переедешь - слишком уж большая страна.

Кто собрался "свергать режим": что происходит в стане оппозиции?

Разберёмся, особенно с прибыльными.Попался в инете док. В целях обеспечения в 2020 году эффективной загрузки субъектов отечественного строительного комплекса, производственных мощ

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.