В мире прекрасного

12.05.2020

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

КАК ВСЁ УСТРОЕНО В РОССИЙСКОМ КИНО?

КАК ВСЁ УСТРОЕНО В РОССИЙСКОМ КИНО?
  • Участники дискуссии:

    17
    136
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


8 мая состоялась премьера фильма «Ржев». Специально к празднику. Вот это подарок. Я посмотрел трейлер. Первых секунд хватило, чтобы составить полновесное впечатление от того, что предстоит увидеть. К тому же литературная основа говорит сама за себя. Фильм снят по позднеперестроечной повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», которая, по признанию самого писателя, была написана в условиях резкого слома идеологических ориентиров и культа сладостного переосмысления великого исторического прошлого.

Это были времена, когда процветали установки «ударим Лениным по Сталину», внедрялась реинтерпретации катынского вопроса и велась утончённая пропаганда прогрессивных взглядов на включение Прибалтийских республик в состав СССР. В общем, скреп нет — всё дозволено.

Писатель Кондратьев, тонкий, глубокий, мыслящий патриот-фронтовик, потом сильно жалел о написанном. Сделано это было, с большой долей вероятности, в угоду деструктивным нововеяниям, когда даже интеллектуально небедные деятели отечественной культуры судорожно поддавались массовому гипнозу, как наркоманы, первый раз принявшие вожделенную дозу. Автор сам испытал глубочайшее потрясение от развала Советского Союза и выступал с резкой критикой полураспада великой страны, победившей нацистскую Европу и утвердившей мир и правду.

И вот он — 2020 год, когда в преддверии юбилея Великой Победы современные (а вовсе не одиозные позднеперестроечные) режиссёры воспользовались повестью «Искупить кровью» как материалом для создания очередного низкопробного квазиголливудского боевика в стиле «завалили мясом фашистов и оттого как бы победили».
 
Российские кинодеятели делают всё возможное для того, чтобы нейтрализовать воздействие того нравственно-идеологического порыва, который несут с собой медийные сюжеты, посвящённые Победе.
С одной стороны, утверждается высокий моральный дух, бессмертный подвиг, готовность к самопожертвованию, а с другой, в состряпанных на скорую руку фильмах-однодневках проповедуются антисоветские мифологемы, которые развенчает любой человек, интересующийся историей. Это раздвоение личности трудно поддаётся осмыслению. Неужели существует группа лоббистов, которые обеспечивают выделение приличных средств из госбюджета на съёмки подобных кинопродуктов?

Впрочем, все эти фильмы воистину из послеперестроечной шинельки. Ещё в 1988 году ныне творчески активный режиссёр Бортко снял «Собачье сердце», в котором беззастенчиво перевернул всё булгаковское художественное полотно и заложил в сознание массового зрителя пропагандистскую капсулу с ядом замедленного действия, который сказывается до сих пор.
 
И так заложилась отвратительная традиция: каждый год снимается по два-три фильма-перевертня, которые не проходят бесследно для восприятия нашей прошлой и нынешней действительности.
Тема Ржева в целом важная, поучительная и заслуживающая внимания. Но ведь о тех тяжелейших боях начального этапа войны можно снимать совсем по-другому и вовсе необязательно в канун Победы. Я-то ждал, что будет снят новый фильм о победном освобождении Минска, Киева, Варшавы, Праги, Минска. В конце концов, пора уже создавать художественные фильмы о предательской политике Англии и Франции в преддверии Мюнхенского договора и о сепаратных переговорах американцев с Гитлером (Лиознова-то сняла). Но этого почему-то не делается? Кто виноват и кому выгодно?

А между тем американская сторона из каждого своего сомнительного шага делает геройский подвиг международного масштаба, не жалея средств на многофронтальную пропаганду своей избавительной роли спасителя цивилизованного (и не очень) человечества. И отчаянно врут в своих фильмах и учебниках по истории о том, что без них ничего бы не произошло — ни в 1945 году, ни сейчас.

У отечественных режиссёров нет необходимости обращаться к мифотворчеству ради собственного обеления. Подвиг нашего народа и без того чист, светел и велик. Только всё обстоит с точностью до наоборот: киномануфактуры в России готовы придумывать мифы не ради обеления, а очернения своей истории.

Вопрос «Когда это всё закончится?» деликатно остаётся без ответа.
 


Подписаться на RSS рассылку

Дискуссия

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

Кино о добре

Елена Фрумина-Ситникова
Канада

Елена Фрумина-Ситникова

Театровед

Не хочется верить

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

Страсти по Зулейхе: сталинизм и проблема катарсиса

Игорь Гусев
Латвия

Игорь Гусев

Историк, публицист

Нравственная оппозиция, или киноплёнка всё стерпит…

ЗАЧЕМ ЭРДОГАНУ МЕЧЕТЬ В СВЯТОЙ СОФИИ

>>> Однако то что его на выборах давят партии из лиц латышской национальности, нагнетая, что "это русская партия" - просто омерзительно. =======На самом деле - п

ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

Естественно. Будет день - и погибнет священная Троя. Пока же однако прав старик Чёрчилль: американцы всегда находят единственно верное решение. После того, как перепробуют все оста

БЕЛАРУСЬ. Матч жизни

У восточных славян института рабов не было, вот тут в чём штука. Это же тебе не какие-то там дикари, вроде древних литовцев. Смотрю на твоём примере - и нынешние недалеко ушли. Я и

В СССР вину латышей в убийствах евреев замалчивали: историк из США о деле команды Арайса

Ну, тогда думать и сопоставлять не умеете. ========== Как скажете. Но я хоть попробовал. Попробуйте и Вы как нибудь - Вам понравится, если осилите.

Распадалась ли древнерусская народность?

Ещё как. Если сравнивать с тем, как было при пропойце - это небо и земля.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.