Как тень свастики упала на белорусскую литературу

И почему ошибся Горощеня
 

На излете октября независимую прессу сотряс нешуточный скандал — в интернете кто-то оскорбил не понравившегося писателя.
 


Само по себе это едва ли тянет на сенсацию, однако писателем в данном случае оказался не так давно умерший советский поэт Рыгор Бородулин, известный многим по школьной программе; оскорбившим — блогер с пророссийскими симпатиями Александр Горощеня; а двигателем скандала — известный жалобщик Глеб Лободенко, который постоянно пишет «тоталитарному режиму» кляузы на русскоязычных сограждан и над которым уже смеются даже свои.

На этот раз Лободенко отправил в прокуратуру скриншот годовой давности, на котором Горощеня обозвал Рыгора Бородулина «убежденной нацистской сволочью».

Ведущие демократические СМИ протрубили, и неравнодушная общественность, выстроившись «свиньей», устроила масштабную репетицию «твиттер-революции» — с проклятиями, истериками и дублированием жалоб во все инстанции — он «наше всё» оскорбил, а у Бородулина отец в партизанском отряде погиб.

В результате у невежливого блогера заблокировали аккаунт в «Фейсбуке» и лишили его должности преподавателя-внештатника в вузе.

Лично я считаю, что Бородулин не заслужил эпитета «нацистская сволочь» — из всех советских писателей, сменивших курс и записавшихся в националисты-антисоветчики на волне перестройки, он был едва ли не самым беззлобным и интеллигентным. Более того, и сам Горощеня извинился перед родственниками писателя в том же духе — спутал, не разобрался, натянул на отдельного человека мнение обо всей тусовке.

 



И я ему верю. Просто потому, что ошибиться действительно было несложно. И если в этой истории и стоит о чем-то говорить, так это о том, почему при словах «белорусский писатель» во многих головах всплывают какие-то легкие ассоциации со свастикой, будь у этого писателя хоть два папы партизана

 
* * *

Из минувшего века я вынес привычку читать газеты. Но поскольку газеты в веке нынешнем — это какой-то парад пошлости и скудоумия, я предпочитаю за чаем листать старые. В сети можно найти сканированные номера и погрузиться в мир советского журнала «Радио», «Пионерской правды» или, например, белорусской эмигрантской прессы.

В далеком 1966 году издаваемая в Мюнхене для белорусских эмигрантов газета «Бацькащўчына» выясняла отношения с молодыми белорусскими писателями. Газета ранее регулярно публиковала отзывы на БССРовские литературные новинки и периодически пыталась похлопать писательскую молодежь по плечу — выросли, мол, из кургузого советского пиджачка, свободы и демократии захотели. Молодежь, через газету «Звязда» дала отлуп — не захотели!

В статье «Ня вам беларусамі звацца!» писатели расставляют все точки над родным белорусским «і»«Вы спрабуеце нас вучыць, панове, спрабуеце заігрываць с намі, прыкідваецеся дабразычліўцамі. Вам вельмі хацелася-б, каб мы хоць разок, хоць ледзь-ледзь падзьмулі у вашу дудку».

Но принципиальные парни в чужую дудку дуть не хотят. «Паваенная эміграцыя», засевшая во всех этих газетах, — люди, которые покинули Беларусь в 44-м, не факт что все они работали на немцев, но у участников дискуссии со стороны эмигрантов Юрки Вицьбича и Станислава Станкевича рыльце определенно в пушку. А с войны еще и четверти века не прошло, и память жива. И молодежь категорична — «Лінія партыі ачышчаная ад скажэньняў культу асобы, ад валюнтарызму й каньюнктуршчыны — наша лінія!».

Эмигранты, обалдев от такого напора, на время даже притихли.

Молодые писатели — это Рыгор Бородулин, Генадзь Буравкин, Василь Быков, Анатолий Вертинский, Нил Гилевич и еще некоторые из тех, что нынче не на слуху.

Молодые — в смысле начинающие как писатели. По возрасту Василь Быков на тот момент — мужчина 42 лет, фронтовик, Буравкин моложе — ему тридцатник. Все — зрелые люди со сформировавшимися взглядами, не восторженные юные комсомольцы.

 
* * *

Перенесемся на четверть с небольшим века вперед. Минск, 1993 год, Государственная филармония.





Возмужавшие молодые писатели отмечают 75-летний юбилей Белорусской Народной Республики — на сцене мелькают Нил Гилевич, Василь Быков, за Быковым, кажись, Буравкин маячит, во втором ряду вроде и дядька Рыгор (на 1.42 и на 4.05 минуте), ну и, конечно, Иосиф Сажич — железнодорожная полиция Bahnschutz, здравствуйте.



     



Ну, такая у человека биография — повоевал на родине с партизанами, при появлении Красной армии отбыл на Запад, прибился к Раде БНР и занимался там «ветеранскими делами», дослужился до председателя, дожил до перестройки, и теперь — почетный гость белорусской интелигенции.

Заместитель Сажича по Раде — 73-летний Борис Рогуля, еще более колоритный старикан. Персонаж советских книг про полицаев. Там и бригада «Зиглинг» и батальон «Дальвиц» — все эти юрки вицьбичи, с которыми наши молодые писатели ругались в 60-е через газеты, в сравнении с ним — просто щенки.

Рогуля не приехал, видимо, здраво рассудив, что его явление в Минске — это через край даже для начала 90-х и дело точно закончится тюрягой. И, между прочим, Сажич его своим преемником на посту главы Рады видел (Брежневское политбюро гомерически хохочет на небесах).

Структура и персонажи, мягко, говоря, неоднозначные. И совсем не обязательно было это из нафталина доставать. После ухода в 1982-м председателя Жук-Гришкевича (который один из немногих в этой компании против рейха воевал, а не за) Рада превратилась в междусобойчик пожилых полицаев и угасала на глазах. Про них даже в эмиграции забывать стали. Ни связей, ни денег они дать не могли, про имидж лучше не говорить. Их только этот визит и оживил.

Но наши нациестроители третьего разряда искали неБССРовский фундамент для строительства новой государственности. И вот — откопали...
 
 
* * *

Прошло еще чуть меньше четверти века, и сетевые активисты (те, кто из умеренных и не призывают сразу карать и бороть «русскомирцев») на голубом глазу выдают пассажи в духе «глупый и темный Горощеня, не знал, что у Бородулина папа в партизанском отряде погиб, ха-ха-ха...».

А Нил Гилевич несколько лет детства в партизанском отряде провел, писал, что даже в разведку ходил. И стоит в том 1993 году рядом с милым пожилым джентльменом, который если бы их тогда в том лесу поймал — ой что было бы. А Быков даже лично воевал, не только пером, но и штыком. Василий Владимирович, не помните, как предатель Рыбак из-под ног у друга Сотникова скамеечку выбивал? В вашей книге. Никаких не замечаете аналогий?..

Но кто старое помянет — тому глаз вон. Приняли старика в бригаду нациестроителей и вместе кладут кирпичики. И про чужую дудку не вспоминают.

Я далек от того, чтобы записывать всех собравшихся в нацисты. И сам с удовольствием сгонял бы на живого полицая посмотреть — уходящая натура все-таки. Может, и Бородулин притопал взглянуть на диковинку. Но тень свастики упала тогда на белорусскую творческую интеллигенцию.

В том же 1993-м еще одни нациестроители с фантазией — Задзіночанне беларускіх студэнтаў — с помпой отмечали годовщину Белорусского союза молодежи. Хотели снять главный театр, но злой Кебич запретил, подавали в суд, писали в Верховный Совет жалобу.
 
После того как советским людям открылась вся правда, даже та, которая таковой не была, — не все головы это выдержали. Таков был в те годы минский интеллигентский мейнстрим.

 



Заметьте, на фото — милый плакатик «Нет фашизму и коммунизму». Вроде бы знакомая концепция двух равновеликих зол — фашизма и коммунизма, но чествуем почему-то коллаборационистов...

И если оба зла одинаковые, то на этой сцене в 1993 году как раз собрались достойнейшие представители обоих — самое время хором покаяться и, под аплодисменты зрителей, самолюстрироваться навсегда.

Но Сажич ни за что не каялся — воевал, говорит, за Беларусь. Наши советские писатели все больше внуков строителей, учителей и трактористов призывали к покаянию, а про то, что «линия партии — их линия» забыли.

И никто не сказал: люди, мы врали вам с 60-х, вот, верных патриотов Сажича с Рогулей оболгали и их сослуживцев — они хорошие на самом деле, а мы...

И если все эти джентльмены, радующие нас своими политическими финтами кто с 60-х, а кто и с 40-х, ни перед кем не извинялись, то имеет ли кто-то моральное право истерично требовать сатисфакции у человека, который, увидев знакомую фамилию, смутно и без деталей, но припомнил весь этот политический бардак?..
                

Подписка на материалы спикера

Для того чтобы подписаться, оставьте ваш электронный адрес.

Отменить
Ошибка в тексте? выдели на нажми Ctrl+Enter. Система Orphus
 
Комментарии
  •  
    04.11.2016 09:22
    №1 Сергей Приходько Беларусь
    Наличие убийц не оправдывает воров.

    Так и маразм "особопутебелов" не оправдывает "прорусских" колаборационистов.

    И от нынешнего руководителя, к стати тож во прошлом "красноагитатораглушкова" с его новоявленой идеологией "двадцати пяти лет государственности" ничего путного ждать не приходится.

    Опчем помыкаемся ещё.
    Тут без вариантов.

    ((
    Поддержали: Виктор Юрчик
     
    •  
      04.11.2016 11:58
      №2 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№1)
      Сергей, в ролике я увидал битком набитый зал Госфилармонии. понимаю, что за каждым из присутствующих стоят тысячи, а за некоторыми десятки и сотни тысяч единомышленников. Никуда они не делись. Это полноправные члены нашего сегодняшнего общества. Мне кажется, наивно, мягко говоря, сводить серьёзную тему, к рассказу про "горстку "баранов" на которых упала тень". Мы  в пути, а до Цели не пару шагов.
      Поддержали: Сергей Приходько
       
      •  
        04.11.2016 13:06
        №3 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№2)
        Так я как раз таки и огорчаюсь, что все эти "толпы и их пастыри" и те что в киношке и те кто напротив и те кто вкруг, так и не смогли не выработать не предложить ничего внятного, разумного и перрспективного не Беларуси не её народу.
        Всё и сплошь какая-то истеричная радикальность, какие-то хватания за грудки, да поиск "кому подставить"

        Нейкая бязконцая бойка бяздухоўнасці з безсэнсоўнасцю.
        Ні па беларуску гэтае усё.
        ((
        Поддержали: Виктор Юрчик
         
        •  
          04.11.2016 13:11
          №4 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№3)
          Сергей, имхо, 21 век "Век Диалогов". Времена Идеологий и "апантаных" проходит. Даже в этом спиче , который мы обсуждаем, я с трудом вижу некие "точки сборки" общего мнения. Согласен - "Ні па беларуску гэтае усё."(с)
          Поддержали: Сергей Приходько
           
          •  
            04.11.2016 14:09
            №5 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№4)
            Времена идеологий не пройдут никогда.
            Все в этом мире имеет свою идеологию.
            Не всем дано ума узреть собственную или смелости признать её собственной, но идеология есть всегда, у всех и у каждого и даже у неодушевленных предметов.

            Именно по этому когда я слышу про "отсутствие идеологии" особливо от руководства стран, я сразу напрягаюсь в ожидании подлости, так как нежелание озвучить свою идеологию свойственно прежде всего ворам, убийцам, маньякам.
            Поддержали: Виктор Юрчик
             
            •  
              04.11.2016 14:20
              №6 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№5)
              "Все в этом мире имеет свою идеологию.
              Не всем дано ума узреть собственную или смелости признать её собственной, но идеология есть всегда, у всех и у каждого и даже у неодушевленных предметов"(с)Сергей, имхо, Вы лишь подтверждаете мой тезис "Времена Идеологий и "апантаных" проходит"(с), когда "атомизируете" идеологии вплоть до неодушивлённых предметов. И опять же " в сухом остатке", для коммуникации "особых самостных идеологий" нужен -Диалог. За ним будущее, а не за иллюзорной победой, одной "правильной", над "другими неправильными" и каждая из которых "своя особенная со всеми атрибутами".


               
              •  
                04.11.2016 16:29
                №8 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№6)
                Опять возвращаемся к проблеме терминологии.

                Только замечу, что предложенное Вами "Время Диалогов" это ни что иное как ещё одна Идеология.
                )))




                 
                •  
                  04.11.2016 16:42
                  №10 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№8)
                  Это, имхо, Методология или "способ" или "правила" и т.п.
                   
                  •  
                    04.11.2016 17:10
                    №12 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№10)
                    "Методология, способ" это уже более мелкий уровень.

                    Философия - чтобы жить надо работать.
                    Идеология - чтобы жить надо работать, но не бандитом.
                    Методология - чтобы жить надо работать и поэтому надо ежедневно добираться к месту работы, но не на украденом автомобиле (не бандит))))
                    Способ - чтобы жить надо работать и добираться ежедневно к рабочему месту, но не на украденом, захваченом транспорте, а згачит сегодня поеду на метро.

                    )))))
                    Поддержали: Василь Риба
                     
              •  
                04.11.2016 16:35
                №9 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№6)
                Что до "атомизации" так это в Вас человеческая "гиднасць" бродИт.
                Уверяю Вас.
                Природе, глубоко одинаковы "венец творения" и какая мартышка иль крыса, скала или капля воды, булыган придорожный иль травка подорожник.
                Любой из перечисленых в этом Мире явлен со своей целью и пройдет до её исполнения своим путем, что и является "идеологией"
                Поддержали: Виктор Юрчик
                 
                •  
                  04.11.2016 16:44
                  №11 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№9)
                  "Природе, глубоко одинаковы "венец творения" и какая мартышка иль крыса, скала или капля воды, булыган придорожный иль травка подорожник"(с) Допустим, тогда поясните, в чем "одинаковость" идеологии для камня, цветка, человека, коня и мухи...?
                   
                  •  
                    04.11.2016 17:13
                    №13 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№11)
                    У них разная идеология и одинаковость в этом деле им никчему.
                     
                    •  
                      04.11.2016 17:19
                      №14 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№13)
                      Вот по этому и "атомизация". Нельзя говорить, что идеология у каждого своя, имхо, можно дискутировать в мировоззренческом плане, о "разных опытах и бытовом сознании", но про идеологию лучше, имхо всё-таки про коллективы... Поэтому - "Диалог" и как метод и как средство, ну опять же , если мы говорим о таком Субъекте , в контексте темы, как Беларусь. Иначе, ну с этим "космизмом", можно вообще "самоустранится" и так всё произойдёт, да-? Говорят умные  люди:" Неизбежность смерти, не отменяет потребности чистить зубы и мыть руки".
                      Поддержали: Сергей Приходько
                       
                      •  
                        05.11.2016 09:18
                        №16 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№14)
                        У каждого есть своя идеология.
                        Но разве это кого-то беспокоит?
                        Нет.
                        Но точно также есть своя идеология у любых сообществ.
                        Разве у Вас с слседями нет "идеологии площадки"? Не писать в лифте, не забивать мусоропровод, не курить в корридоре, здороваться при встрече и т.п.?
                        И есть она меж друзьями, влюбленными, в семьях, классах, офисах и цехах и т.д. и т.п. и так до Государства и ООН.
                        Но "идеология" есть всегда и везде.
                        Потому что любое действие имеет цель и рамки приемлемости по её достижению.

                        Поддержали: Виктор Юрчик
                         
                        •  
                          05.11.2016 09:59
                          №17 Виктор Юрчик Беларусь Сергей Приходько (№16)
                          "Разве у Вас с слседями нет "идеологии площадки"? Не писать в лифте, не забивать мусоропровод, не курить в корридоре, здороваться при встрече и т.п.?"(с) ;-)) Сергей, я конечно понимаю о чём Вы говорите, но предпочитаю пользоваться общепринятыми понятиями которые Вы можете найти в любом словаре. Помните бритву Оккама-? Зачем зря рожать новые сущности и придумывать дефиниции если они уводят от понимания  предмета? Мы и так уже отошли от "темы" заданной спикером, имхо. :-)


                          Поддержали: Сергей Приходько
                           
                          •  
                            05.11.2016 11:02
                            №18 Сергей Приходько Беларусь Виктор Юрчик (№17)
                            Ну не совсем невтемно.
                            Вконце-концов спикер тож об идеологии.
                            Но надеюсь он не в обидках.

                            Ну и напоследок.
                            В том и фокус, что понятие "идеологии" измусорили, искривили, изолгали и я, прибегнув к помощи бритвы любезно предложеной мусью Оккамой, всю эту грязь надуманную срезаю, дабы вернуться к истинной форме и Понять её.

                            Брадобрей итить.
                            80))))
                            Поддержали: Виктор Юрчик
                             
            •  
              04.11.2016 15:58
              №7 Василь Риба Украина Сергей Приходько (№5)
              Поддержали: Сергей Приходько
               
  •  
    05.11.2016 01:53
    №15 Георгий Андриевский Беларусь
    Эти паразиты-письменники жили за счет КПСС, а потом вдруг резко стали антикоммунистами. Как только жратва закончилась. Резко стали принципиальными змагарами. 
     
 

Вы зарегистрированы как Виртуальный член клуба (ВЧК)

Виртуальный член клуба имеет право:

Если же вы хотите получить дополнительные права:

просим вас дополнить (отредактировать) свой профиль.

Хочу стать Реальным членом клуба
Отменить