Своими глазами

01.05.2017

Валентин Гайдай
Украина

Валентин Гайдай

Кандидат исторических наук, политэксперт

Как белорусы строят европейскую страну

Без интеграции в ЕС

Как белорусы строят европейскую страну
  • Участники дискуссии:

    23
    141
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

 

За последние недели Беларусь неожиданно завоевала топовые места в средствах массовой информации благодаря т.н. «протестам нетунеядцев» и заставила ряд информационных ресурсов, в основном западных, говорить о ней в негативном ключе с использованием старой подзабытой терминологии о «последней диктатуре Европы», «совковом режиме» и т.д.
 


К слову, и без этого в сознании многих граждан — и в Украине, и в России, и в ряде европейских стран, существует мнение, что Беларусь — это что-то архаичное, такой себе гигантский полузакрытый парк советского периода, где до сих пор отмечают 7 ноября, отдают честь памятникам Ленину, по улицам ходят пионеры, ездят горбатые «запорожцы», а за прилавками магазинов (где, естественно, огромные очереди) стоят эпические советские продавщицы с пятым размером груди и в засаленном халате, а саму границу Беларуси охраняют сурового вида погранцы в телогрейках и с берданками.

Я, конечно, утрирую, но в целом представление о Беларуси у среднестатистического украинца, да и у европейца, — довольно заангажированное и полно разных стереотипов.

Поэтому в данной статье мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями от Беларуси и разобраться — действительно ли она такая «совковая», как о ней многие говорят, или же это государство, которое успешно строит Европу без ЕС, просто выбрав другой путь развития, нежели некоторые ее соседи.


Фото Сергея Мельника


После пересечения границы. Первые впечатления

Пересекая границу, буквально сразу понимаешь, что оказался ты в совершенно другом государстве, нежели Украина — в поле зрения попадают образцового вида дома (скорее всего, для пограничников) — покрашенные, оштукатуренные, с пластиковыми окнами.

Причем это не показуха. Чистоту и ухоженность домов (как, собственно, и нежилых строений, например, заводов) можно наблюдать и во многих других населенных пунктах Беларуси.

По поводу заводов и промышленных предприятий вообще — отдельный разговор. Мне случилось пересекать границу в ночное время, и я смог увидеть пейзажи, которые обычно наблюдал, путешествуя по таким странам, как Австрия, Германия или Финляндия — широкие поля с внушающих размеров промышленными предприятиями на горизонте, причем ярко освещенными. Складывалось впечатление, что это АЭС с характерными гигантскими трубами, но в Беларуси атомных станций, как мы знаем, еще нет. И думай после этого, что Беларусь огромный колхоз!

В Украине, к примеру, так промышленные предприятия не освещают, разве что кондитерскую фабрику «Рошен».

Я уже молчу о том, что в Беларуси все предприятия в отличном состоянии, по крайней мере внешне — видно, что была проведена их реконструкция и модернизация, благодаря которой они приобрели современный вид — нет этой потрескавшейся штукатурки, нанесенного по сто раз слоя краски, ржавчины на металлоконструкциях и т.д. и т.п.

Повторюсь — реально «Эвропа», в самом позитивном значении этого слова.





Дороги

Пожалуй, одним из самых главных предметов гордости белорусов являются их дороги. Ведь именно они — чуть ли не первый маркер, по которому определяют общий уровень развития страны.

Дороги в Беларуси реально классные. По крайней мере, большинство. И что примечательно, строились они не под какое-то событие, как, скажем, в Украине под «Евро-2012». Да и то наши властные мужи удосужились построить только три трассы.

Кстати говоря, белорусские трассы все равно получились лучше, чем отремонтированные к «Евро-2012» украинские. Те, кто бывал в Украине и ездил по магистралям Киев-Львов-Чоп, Киев-Полтава-Харьков или Киев-Варшава, действительно могут заметить, что они практически идеально ровные и не уступают даже немецким автобанам. Но просто ровными дорогами с четкой разметкой уже никого не удивишь.

В Беларуси дороги не просто ровные, но сделаны и оборудованы по всем европейским стандартам, а именно — в лесистой местности вдоль всей трассы, по краям, натянута сетка, чтобы исключить проникновение на трассу животных, вдоль населенных пунктов установлены шумоизоляционные щиты, а в ночное время путь по трассе идеально виден на расстоянии даже 80-100 метров благодаря светоотражающим маячкам.





Не везде в Европе мне приходилось видеть подобные дороги. Так, например, в Чехии главные трассы на порядок хуже белорусских. В свое время мне пришлось поездить по нескольким ключевым автострадам — Братислава-Прага, Прага-Брно, Прага-Вена и Краков-Прага, и хочу сказать, что они даже в сравнении с некоторыми украинскими оставляют желать лучшего: постоянная тряска, в отдельных местах дороги переходят в однополосные, да и сделаны они, судя по цвету, не из асфальта, а из бетона.

Так что в целом белорусские дороги не уступают по качеству многим европейским — и даже превосходят их. Единственное, чего я не видел — мостиков для животных. Но поскольку я ездил в основном в ночное время, я их мог попросту не заметить.

 


Скоростной интернет

«У вас же есть скоростной интернет?» — спросил я у своего товарища во время очередного визита в Беларусь. «4-G типа? Да, есть», — ответил он.

И тут я подумал: хорошо, что не спросил, есть ли в Беларуси 3-G-интернет, иначе бы стало стыдно. Ведь в «совке» — в Беларуси, оказывается, уже полным ходом внедряются нанотехнологии, а мы, «самая европейская страна», только недавно перешли на 3-G-интернет — наряду, наверное, с африканскими странами.
 



Корейский, израильский или белорусский?

Речь не о языках. Украинские стоматологи с недавних пор предлагают своим клиентам импланты зубов производства именно этих стран.

Несложно догадаться, что белорусский имплант стоит намного дешевле, чем корейский или израильский, которые обойдутся украинцу в 400-500 у.е. с операцией. Ввиду как минимум троекратного обнищания для многих граждан Украины полтысячи зеленых — это неподъемная сумма.

Правда, это, увы, не означает, что белорусские импланты автоматически вытеснят с рынка корейские или израильские аналоги — в украинцах еще очень сильно недоверие к отечественному производителю или производителю из стран ближнего зарубежья, в частности, из бывшего СССР.

Но тут дело в другом. Уже сам факт, что белорусы вышли на один уровень с корейцами и израильтянами в производстве имплантов зубов (а может быть, и не только их), свидетельствует о том, что Беларусь успешно развивает свою биомедицинскую инженерию, и следовательно, имеет все шансы в перспективе выйти на топовые места в рейтингах стран с высоким уровнем медицины.



Интерьер стоматологической клиники в Минске


Говоря о белорусской медицине, надо отметить, что она уже выходит на качественно новый уровень. И это сказал не я. Мне, слава богу, не приходилось пользоваться услугами белорусских врачей, но зато доводилось много слышать об уровне медицинского обслуживания в Беларуси, например, из украинских СМИ.

Что интересно — оды белорусской медицине пели даже те СМИ, которые обычно не упускают возможности покритиковать белорусские власти и посетовать на уровень свободы и демократии в этой стране.

Относительно недавно один из украинских телеканалов показал, как в Беларуси делают сложнейшие операции по пересадке костного мозга. Был отмечен высокий профессионализм белорусских медиков, достойный уровень оказания медицинских услуг, и что самое главное — подчеркнуто, что для граждан Беларуси операция совершенно бесплатная.


Велодорожки и «Минск-Арена»

Возможно, это покажется странным, но во время пребывания в Беларуси, а конкретно в Минске, я заметил, что по крайней мере центральные улицы города оборудованы велосипедными дорожками.

Для Киева, например, это редкость. Допустим, из-за планировки центральной части столицы Украины там сложно оборудовать эти дорожки — на Андреевском спуске или на узких улочках Подола, Липок или Печерска, но в относительно новых жилмассивах — это вполне реальная задача. Да и то — в центре, если попотеть, тоже можно было бы оборудовать такие дорожки — на Крещатике, бульваре Шевченко и т.д., тем более что мэр Киева Кличко агитировал киевлян пересаживаться на велосипеды.

Нельзя сказать, что велодорожек в Киеве вообще нет, но оборудованы они крайне бестолково и выглядят убого. При снегопадах их никто не чистит, как будто бы так и должно быть, разметка, разграничивающая собственно велодорожку от пешеходной части улицы, нанесена нечетко и представляет собой просто белую линию, которая иногда упирается в ларьки или остановки общественного транспорта.

В Минске же все по науке — велодорожку четко видно, а возле пешеходной зебры нанесена специальная зебра отдельно для велосипедистов. Не знаю, есть ли велодорожки в спальных районах Минска, но центр и близлежащие кварталы — «Эвропа».

Одной из жемчужин Минска является «Минск-Арена» — действительно грандиозное и суперсовременное сооружение. И опять хочется отметить — построили ее без повода — просто так, для людей, а не так, как у нас хотели строить подобные арены к «Евробаскету-2015» (да и то не построили из-за майдана и последующих событий).



«Минск-Арена».


Да и вообще, повторюсь, бросается в глаза порядок, ухоженность, чистота и белорусской столицы, и других городов. Приведенные в порядок дома, отреставрированные памятники архитектуры, работающие фонтаны — это норма для «совковой» Беларуси. А для «европейской» Украины и даже для некоторых стран Евросоюза — исключение.


Иллюзий никаких нет

При всем этом я отдаю себе отчет в том, что Беларуси и белорусам надо пахать еще не один десяток лет, чтобы по уровню развития инфраструктуры, модернизации ЖКХ, транспорта, благосостоянию населения быть на одном уровне хотя бы с Испанией, Словенией или Чехией.

Безусловно, наряду с выкрашенными и «отмарафеченными» зданиями на центральных площадях и улицах белорусских городов полно и убогих разваливающихся хрущевок, разбитых дорог, разрушающихся агропромышленных объектов и т.д.

Но одно дело развивать и модернизировать свое государство, и пускай медленно, но все же приближать его к европейским стандартам, и совсем другое — постоянно разглагольствовать о европейском будущем страны, а в реале не делать для этого ровным счетом ничего, как мы видим на примере известной всем страны...





Минусы

Разумеется, Беларуси есть еще над чем работать, и ниже — пара слов о некоторых минусах или недоработках, которые мне приходилось наблюдать в этой стране.

Первое — это белорусские маршрутки. Несколько раз приходилось в них ездить в Гродно и в Минске. Что есть, то есть — маршрутки в Беларуси реально неудобные — чересчур низкие и узкие. В Украине такие были в конце 90-х — начале 2000-х, но потом их заменили на более удобные «Богданы».

Второй момент — точки Wi-Fi. Если с технологией 4G-интернета Беларусь Украину перещеголяла, то с доступом к беспроводному интернету пока уступает.

Если говорить про столицы Беларуси и Украины, то в Киеве вай-фаем оснащены большинство кафе, баров и закусочных, не говоря уже об ресторанах, фаст-фудах и т.д. В Минске же беспроводной интернет есть далеко не везде в подобных заведениях. Также сетуют на неудовлетворительный интернет в аэропорту Минска — сам я там не был, поэтому не знаю, так ли это.

Третье — низкий уровень развития придорожных кафе. С чем нет проблем в Украине и других европейских странах — с придорожными кафе, с общепитами на автозаправках, в мотелях и т.д.

В Беларуси из того, что я пока видел, — этого мало. Отдельно надо заметить, что многие автозаправки не работают в ночное время суток, и когда хочется заморить червячка во время очередной поездки, съев хот-дог и выпив чашечку кофе, — этого попросту негде сделать.

Но все эти минусы — ничто в сравнении с проблемами многих других стран, в том числе — соседей Беларуси. Да и нет ничего в мире идеального, как мы все хорошо знаем.

 
 
Беларусь оставляет впечатление пускай и не богатой, но не разворованной и к тому же развивающейся страны. Уверен, если Беларуси удастся избежать потрясений на политической почве и не поддаваться на различные провокации извне, то лет через 10-15 мы увидим совершенно другую страну, на куда более высоком уровне развития.

 

                  

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Шпаковский
Беларусь

Александр Шпаковский

Политолог, юрист

«Нулевая толерантность»

Как Минск стал городом без наркотиков

Город солнца

Назад в будущее — 5

Антон Денисов
Беларусь

Антон Денисов

Историк, политолог, публицист, кандидат наук

Почему «Зеленстрой» у нас прозвали «Зеленспилом»

Деревья исчезают

30 весомых причин, по которым нужно переехать работать в Минск

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.