Есть тема

07.08.2019

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Инфраструктурные проекты Прибалтики проваливаются без «советских оккупантов»

Инфраструктурные проекты Прибалтики проваливаются без «советских оккупантов»
  • Участники дискуссии:

    20
    142
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад


Власти Эстонии признали проблемы со строительством туннеля «Таллин — Хельсинки» и считают невозможной сдачу объекта в назначенный срок. В Латвии заявили, что половина мостов в стране находится в плохом или очень плохом состоянии. В Литве не могут найти деньги для строительства внешнего глубоководного порта в Клайпеде.

Подобные новости типичны для стран Балтии: после инфраструктурной революции, которую устроил в Прибалтике Советский Союз, советские объекты инфраструктуры находятся в удручающем состоянии, а большие инфраструктурные проекты постсоветских Литвы, Латвии и Эстонии так или иначе проваливаются.

Инфраструктуру стран Балтии в нынешнем виде построил СССР. Именно Москва подтянула отсталые в инфраструктурном отношении аграрные Прибалтийские республики до лучших мировых показателей.

В позднем Советском Союзе Литва, Латвия и Эстония были абсолютными рекордсменами среди советских республик по инвестициям союзного Центра в инфраструктуру на тысячу жителей. Прибалтийские дороги в те годы соответствовали европейскому уровню, а современная автомобильная сеть была создана Советским Союзом.
 
Центр создавал Литовской, Латвийской и Эстонской ССР материальную основу для динамичного экономического развития, и современные страны Балтии на этой основе живут по сей день.
Новоталлинский морской порт к моменту распада СССР считался самым дорогостоящим инфраструктурным проектом в послевоенной Европе. Игналинская АЭС в Литве на момент запуска в эксплуатацию была самой мощной атомной станцией в мире.

Порты Клайпеды, Риги и Вентспилса после их всесторонней советской модернизации смогли осуществлять перевалку всех без исключения видов грузов. Для обеспечения их бесперебойной работы была отреставрирована прибалтийская железнодорожная сеть.

О том, что сегодня все это «наследие оккупации» либо закрыто, либо находится в удручающем состоянии, сказано уже много.
 
Не менее интересно, что практически все новые большие инфраструктурные проекты Прибалтики — «европейские демократические и прогрессивные» — оказываются провальными.
Они либо вовсе остаются на бумаге, либо превращаются в бесконечный долгострой, либо не дают никаких стимулов экономическому развитию и становятся источником постоянной головной боли.

Самая яркая иллюстрация — контраст между Игналинской АЭС, которую Литовской ССР построил Советский Союз, и Висагинской АЭС, которую Литва хотела строить сама в складчину с другими странами Балтии и при финансовой поддержке ЕС.

Первый проект состоялся, и советская атомная станция четверть века снабжала всю Прибалтику дешевой электроэнергией. По второму проекту Литва, Латвия и Эстония переругались из-за финансирования, Евросоюз денег не дал, и Висагинская АЭС осталась картонным макетом.

Столь же явно проявляется тенденция в случае с «прибалтийским БАМом» — узкоколейной железной дорогой Rail Baltica. Несчастную узкоколейку строят больше 20 лет, и не проходит месяца без новостей, что проект может быть не завершен в срок (который переносится каждые несколько лет), что на Rail Baltica нужно дополнительное финансирование, что денег ЕС недостаточно.

Последняя новость про Rail Baltica стандартная: Эстония будет строить свою часть железной дороги за счет собственного бюджета, не дожидаясь европейского софинансирования, перспективы которого в нынешних условиях очень туманны. Комментарии к этой новости тоже стандартны: а зачем вообще строить эту железную дорогу, если на ней не ожидается ни грузов, ни пассажиров?

И так во всем.
 
Любая новость про любой прибалтийский инфраструктурный объект обычно сводится к тому, что у этого объекта проблемы.
Из последнего. Принятие решения о строительстве туннеля «Таллин — Хельсинки» между Эстонией и Финляндией откладывается из-за сомнительности предполагаемого подрядчика.

Проект внешнего глубоководного порта в Клайпеде оценивается в 800 миллионов евро. У Литвы таких денег нет, а на щедрость Евросоюза рассчитывать не приходится.

Дороги в Латвии были признаны международными аудиторами одними из худших в мире. При этом дефицит дорожного фонда составляет 4 миллиарда евро, а Брюссель с каждым годом сокращает дотации Латвии на починку дорог.

В Литве 59% дорожного покрытия признали неудовлетворительными. Правительство ищет источники финансирования для решения проблемы.

Каждый второй мост в Латвии находится в плохом или очень плохом состоянии, но новых не строят и старые не ремонтируют, потому что не хватает специалистов в строительной сфере.

К этому стоит добавить бесконечный литовский ситком про СПГ-терминал, много сезонов смешащий всех, кто наблюдает за тем, как власти Литвы ищут способы облегчить «ношу для литовских налогоплательщиков».

Общие лейтмотивы таких новостей: денег нет, возможностей нет, проекты неэффективны, все плохо.
 
В инфраструктурном отношении современная Прибалтика деградирует так же последовательно и неуклонно, как в советские годы развивалась.
Старые порты теряют грузы, автомобильные дороги покрываются ямами, железные дороги ржавеют, мосты находятся в аварийном состоянии. Все новые инфраструктурные проекты вызывают вопросы с позиции здравого смысла.

Если в Советском Союзе Прибалтика была в авангарде инфраструктурного развития, то в Европейском она в арьергарде. Почему так произошло — тема, достойная полноценных научных монографий.

Можно предположить, что СССР был более эффективным объединением, чем ЕС, и выделяемые союзным республикам деньги не зарывались в прямом смысле в землю и не разворовывались, а конвертировались в реальные глубоководные порты, атомные станции и автострады.
 

Можно сказать и о том, что Советский Союз развивал окраины в ущерб Центру, а «Европа двух скоростей» развивает «ядро» ЕС за счет восточной периферии, выкачивая из Прибалтики ресурсы и не собираясь создавать там основу для динамичного экономического развития.
 

В любом случае, факт остается фактом. Достаточно почитать новости по теме, и становится ясно, что без «советских оккупантов» для прибалтийской инфраструктуры каждый день — понедельник. Крокодил не ловится. Не растет кокос.
 
rubaltic


Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Милдронат и фурацилин: эти лекарства стали наследием «советской оккупации» Латвии

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

Произвол спецслужб Литвы защитит убийц людей у Вильнюсской телебашни

Александр Носович
Россия

Александр Носович

Политический обозреватель

3 горьких для Прибалтики вывода из конфликта Ирана и США

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

«МОСТЫ ЧУГУННЫЕ ЧРЕЗ ВОДЫ ШАГНУТ ШИРОКОЮ ДУГОЙ...»

Изменения в России и интересы Беларуси: новая реальность союзных отношений?

Согласно Конституции РФ предложения о поправках может вносить Президент РФ. Это не только сказать о них с экрана ТВ, это большая нудная работа. Как вы думаете, он сам, лично этим з

«Дружба» без нефти или нефть без дружбы

Нам независимость нужна, чтобы самим решать как нам жить, в том числе и кого наказывать за антилитовскую деятельность - а не Москва за нас решала.

ОДЕССА. Помню, будто вчера было

Ответ очевиден - чтобы разные совковые бомжи не срали где попало и еще бесплатно... :)А сейчас для нас весь мир "общий дом", езжай куда хочешь - если, конечно, имеешь достаточно дл

3 горьких для Прибалтики вывода из конфликта Ирана и США

Он им распечатку с этого форума предъявит и они его пощадят :)))

Латвию затягивают в украинский водоворот

Manuprāt, par šo tēmu brīnišķīgu dzejoli uzrakstīja Roberts Mūks: «Zeme griežas ap savu asi.Bet kas viņai iedevaGriešanās pasi?Vieni saka - Dievs, citi -Galileo Galilejs,Lai g

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.