Занимательная экономика

25.06.2020

Владимир Бычковский
Латвия

Владимир Бычковский

Идеолог Tautas-экономики

ГРАФ С.Ф.ВИТТЕ – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР.

Экономика здравого разума-4

ГРАФ С.Ф.ВИТТЕ – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР.
  • Участники дискуссии:

    7
    29
  • Последняя реплика:

    13 дней назад


С.Ф.Витте из курляндских немцев, отец золотого червонца – империала и современной водки, ставшей национальным символом русских, организатор ФРС США, министр финансов России на рубеже веков, ну и заодно изобретатель изумительной вещицы – подстаканника для чая в спальных вагонах.

Граф Витте не был ни царедворцем, льстящим трону, ни демагогом, потокавшим толпе, а был блестящим государственным деятелем, с широкими горизонтами и смелыми замыслами, умеющий претворять их в жизнь.
 
Вильгельм второй – «Если у меня был бы хоть один министр как Витте, я бы сделал из Германии – чудо».

Николай второй – «Смерть Витте стала для меня большим облегчением».

С.Ф.Витте – министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892 – 1903), председатель комитета министров (1903 – 1905), председатель Совета министров (1905 – 1906).

Будучи министром финансов Российской империи граф Витте прекрасно понимал какие задачи стоят перед ним. Это в первую очередь – привлечение гиганского капитала в Россию для индустриализации всей страны, стабилизация финансовой системы и максимально возможное пополнение казны.
 
С.Ф.Вите обладал редким талантом, за какое бы дело он не брался, всё превращал в золото, причём в буквальном смысле слова.
Начав свою трудовую деятельность на железнодорожном транспорте и став министром путей сообщения при Александре третьем, он из дотационной государством отрасли, организовал высокорентабельное государственное предприятие – «Железные дороги России», приносящее в казну второй по значимости доход, уступающий только «Винной монополии», которую сам же Витте и создал. Именно эти две доходные статьи и обеспечивали половину бюджета Российской империи.

Ещё в 1898 г. Витте разработал «Временное положение о железнодорожных тарифах». Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции этого «Положения» и маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, зачастую ограждая покровительствуемые им отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, т.е. поддерживая тем самым отечественного производителя.
 
В России времён Витте, более ¾ всего железнодорожного полотна находилось в собственности частных компаний и только менее ¼ принадлежало государству.
До его революционной реформы тарифов, частные ж.д. дороги пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что и приводило к негативному влиянию подобной «вседозволенности» на экономику страны в целом.

Нестабильность тарифной политики владельцами ж.д., льготы «своим людям», лишали торговлю и промышленность возможности вести свои дела на предсказуемой основе. В результате экономика России сходила с нормального буржуазно-капиталистического пути развития, превращаясь в «Рокфеллеровский ж.д. беспредел».

Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения положения на ж.д., Витте, став министром финансов в 1892 г., стал ловко пользоваться «правом первой руки» у государства и скупать все подряд частные убыточные железные дороги на залоговых аукционах, буквально за бесценок.
 
Пока крупные спекулянты и банкиры сообразили что-к-чему, Витте перевёл таким образом 2/3 всех частных железных дорог в собственность государства.
После этого, Витте принялся скупать прибыльные железные дороги, но уже не целиком, а только пакеты их акций, вводя в состав их Правлений своих людей, которые активно влияли на политику этих фирм в нужном Витте направлении.

Таким образом Витте стал практически монополистом всех ж.д. России и смог диктовать условия другим собственникам ж.д.по своему усмотрению.

Интенсивное ж.д. строительство способствовало экономическому развитию Урала, Сибири, Дальнего востока – регионов с богатейшими природными ресурсами. Развитая ж.д. транспортная сеть обеспечила бурное развитие тяжёлой промышленности, металлообработки, производство рельсов, паровозостроение и привело к интенсивной разработки природных ресурсов и угледобыче.
 
К 1902 г. – общая протяжённость железнодорожного полотна в России составляла 61,7 тысячи вёрст и уступала только США.
Граф Витте будучи в 1889 г. Директором Департамента ж.д. дел Министерства финансов, ввёл для спальных вагонов и вагон-ресторана новый элемент сервировки стола. Это подстаканник – подставка с ручкой, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан для чая. Подстаканник изготавливался из мельхиора, латуни, меди и для вагонов первого класса – из серебра с чернением и полировкой рельефных поверхностей, что придавало изделию характерный блеск.
 
Преимущества подстаканника были следующие.

- Высокая устойчивость стаканов при тряске вагонов.

- Металл обеспечивал отвод тепла, чтобы при наливании кипятка в стакан, он не лопнул.

- Ручка позволяла пить горячий чай не обжигая ладони и давала возможность изготавливать стаканы из тонкого стекла, приятного при чаепитии.

«Чай не водка, много не выпьешь», шутил граф Витте в кругу друзей и все понимали скрытый двойной смысл этой фразы.

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

ИСТОРИЯ РЕСУРСНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО — 2

От Ивана Грозного до Владимира Путина

Рустем Вахитов
Россия

Рустем Вахитов

Кандидат философских наук

ИСТОРИЯ РЕСУРСНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

От Ивана Грозного до Владимира Путина

Вячеслав Бондаренко
Беларусь

Вячеслав Бондаренко

Писатель, ведущий 2-го национального телеканала ОНТ

Причины 100-летней давности трагедии на советско-польском фронте и ее итоги

Всеволод Шимов
Беларусь

Всеволод Шимов

Доцент кафедры политологии БГУ

Распадалась ли древнерусская народность?

Юбиляры високосного года

При том, что православные - не пришельцы, а вот католики - да

Занимательные пропорции труда и капитала

Феномен стагнирующей средней зарплаты в штатах известен и наблюдается давно. Однако не стоит делать далеко идущих выводов. 1) в большинстве стран мира (бегло посмотрел Австра

ЗАЧЕМ ЭРДОГАНУ МЕЧЕТЬ В СВЯТОЙ СОФИИ

Да, Берингов пролив должен быть наш. И будет. С связи с мировым потеплением Северный Ледовитый океан перестаёт быть ледовитым и становится судоходным. Пролив приобретает важное зна

Распадалась ли древнерусская народность?

возможен спор между адыгами и украинцами (ну а русские тут вообще не при чем Смешно. Будто не знаешь, что никаких "украинцев" нет. Есть только так себя называющие русские с по

Партизанская война интеллигенции

И был зав отделением восемь лет без партии. И ушел по собственному желанию во время Атмоды, чтобы не делать неприятно ни себе, ни руководству больницы и района, когда все в республ

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.