Лечебник истории

29.01.2017

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Гонка вооружений 30-х

Часть 6. Военно-морской флот (окончание)

Гонка вооружений 30-х
  • Участники дискуссии:

    5
    7
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

   

Гонка вооружений 30-х: лидеры и аутсайдеры
Часть 1. Винтовки, пистолеты и пулемёты

Часть 2. Противотанковое оружие пехоты
Часть 3. Артиллерия
Часть 4. Танки, танкетки и бронеавтомобили
Часть 5. Авиация (начало, окончание)
Часть 6. Военно-морской флот (начало)

 
 
  


Самое интересное во всей этой истории — даже не фактическая ничтожность (несмотря на все байки о всевозрастающей агрессивности Германии и о ее колоссальных вооружениях) германского военно-морского флота по сравнению с английским (по состоянию на 1939 год). Самое интересное другое.

НЕМЦЫ НЕ СТРОЯТ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ.

Вообще. Никаких. И даже таковых не проектируют.

И вот это и есть МОМЕНТ ИСТИНЫ.
 



Если Германия Адольфа Гитлера планирует ВОЙНУ с Великобританией — эта война будет войной на море.

Не надо быть выдающимся военным теоретиком, чтобы сделать подобный вывод — достаточно взглянуть на географическую карту мира для пятого класса средней школы. На ней отражается тот очевидный факт, что Англия — остров, отделенный от европейского континента проливом Ла-Манш.

Войну с данным островом можно вести лишь одним-единственным образом — нанести поражение британскому флоту (как минимум — локальное), а затем — высадить десант из трех-четырех десятков дивизий на побережье между Портсмутом и Лондоном. И какое-то время (нужное, чтобы разгромить английские сухопутные войска) снабжать его.

Следовательно, для того чтобы победить в этой войне (а еще никто в истории не затевал войну, чтобы ее проиграть), немцам нужен серьезный военно-морской флот. На который у них просто нет ресурсов — у Германии к 1939 году и в сухопутных-то войсках танков и пушек меньше, чем у потенциального противника, о постройке какого военного флота может идти речь?

Не говоря уж о том, что военные корабли безумно прожорливы по части нефти — каковой у Германии едва-едва хватало, чтобы заправить баки значительно более нужных танков и грузовиков.

Следовательно, войну с Великобританией немцы при всем желании (если таковое даже и было) начинать в 1939 году НЕ МОГУТ — у них нет действенных инструментов для подобной войны.

Поэтому они и не строят десантных кораблей — эти корабли НЕКОМУ БУДЕТ ПРИКРЫВАТЬ в случае гипотетической высадки на Британские острова. А нет цели беззащитней, чем битком набитый войсками десантный транспорт, неспешно пересекающий бесконечную гладь моря…

Единственное, на что в ситуации 1939 года годится немецкий военно-морской флот — это затеять весьма ограниченную войну на английских коммуникациях. Учитывая безусловное английское превосходство в кораблях и выучке экипажей — очень недолгую и не слишком успешную.
 


Посему вывод из предвоенной истории развития германского военно-морского флота, а также анализа его куцего корабельного состава, можно сделать простой и однозначный:

Гитлер с Англией воевать НЕ СОБИРАЛСЯ — в принципе. Как минимум — до 1945-1946 годов, да и то — эта вероятность весьма под вопросом.
 



Многие военно-морские историки в доказательство германского стремления к покорению мира приводят пресловутый «план Z».

Дескать, понятно, Гитлер не ожидал от англичан подобного финта 3 сентября 1939 года, а вот ежели бы вся эта музыка разразилась году эдак в 1944 году — вот тогда-то адмирал Редер и показал бы лордам Британского адмиралтейства «кузькину мать»…

Ну-ну.

Немцы в 1936 году закладывают линейные корабли (вернее их было бы назвать «линейными рейдерами») «Бисмарк» и «Тирпиц» и авианосцы: «Граф Цеппелин», и позже, вслед за спуском последнего на воду, — «Петер Штрассер».



Авианосец «Граф Цеппелин» спускают на воду.


Кроме них планировалась постройка еще двух линейных кораблей, двух тяжелых крейсеров, трех «карманных линкоров» — каковые даже были заложены (!), во всяком случае, об их закладке немцы немедля уведомили англичан.

В целом полумифический «план Z» был рассчитан на десять лет. И в результате его осуществления Германия (гипотетически) могла иметь в строю, помимо уже строящихся четырех линейных кораблей, пяти тяжелых крейсеров и трех «карманных линкоров», шесть суперлинкоров типа «Н» водоизмещением по 56 000 тонн и вооруженных восемью 406-мм орудиями, двенадцать «малых линкоров» по 20 000 тонн при 305-мм артиллерии главного калибра.

В качестве легких сил немецких флот планировал иметь 4 авианосца (два, как уже сказано, перед войной и в ее ходе даже заложили!), 44 легких крейсера, 68 эсминцев и 90 миноносцев, 248 подводных лодок. Колоссальный план морских вооружений!

Но каждого здравомыслящего человека при прочтении этих строк не должно покидать чувства некоего беспокойства; а именно — планы планами, а вот могли ли немцы в действительности отгрохать такой гигантский флот? Учитывая их крайнюю бедность в ресурсной составляющей экономики?

Так вот.


«План Z» никак, ни при каких условиях выполнен быть не мог — просто потому, что Германия не обладала и десятой долей тех ресурсов, что необходимы были для постройки такого чудовищно огромного флота.

Не говоря уже о том, что всю эту бронированную армаду, голубую мечту немецких адмиралов, просто нечем было бы кормить — всего лишь одна заправка всего лишь одного линкора «Тирпиц» (десять тысяч тонн нефти) пожирала месячный запас топлива танкового корпуса, который в сухопутной войне был Гитлеру куда нужнее, чем бесполезные линкоры.

Даже без скрупулезного его исследования, очевидно, что «План Z» — увы, не более чем сказка, радующая воображение флотоводцев фюрера.

Именно сказка, миф, байка — из всей массы «запланированных» по «плану Z» надводных боевых единиц в течение войны немцы не ввели в строй ни одного корабля! Достроили лишь «предплановые» два линкора — «Тирпиц» и «Бисмарк».

И ВСЁ! Остальные смелые планы и прожекты немецких военно-морских деятелей можно смело положить в самый дальний ящик самого дальнего шкафа — почти ничего из «запланированного» не то что спущено на воду — заложено не было!

И этим мифическим «планом Z» немцы решили напугать англичан!

Которые, не иначе как «с испугу», в 1937 году заложили ПЯТЬ новых линейных кораблей типа «Кинг Джордж V» (36 730 тонн водоизмещением, скоростью 30 узлов и дальностью хода в 6100 миль, вооруженных десятью 356-мм орудиями главного калибра, 16 133-мм универсальными орудиями и 32 40-мм зенитными автоматами), реально вошедших в строй английского флота в 1940-1942 годах.



Линкор «Кинг Джордж V».


А кроме них, англичане спешно начали строительство еще и четырех ударных авианосцев типа «Илластриес», вошедших в строй, соответственно — «Илластриес» 21.05.1940 г., «Формидебл» — в ноябре 1940-го, «Викториес» — в мае 1941-го, «Индомитебл» — в октябре 1941-го.

Да что там мелочиться! Гулять — так гулять!

И англичане, вдобавок к четырем с лишним десяткам уже имеющихся на вооружении британского флота легких крейсеров, закладывают еще 5 подобных кораблей типа «Фиджи» (8670 тонн, скорость 32 узла, дальность хода — 6500 миль, 12 152-мм орудий главного калибра, 8 102-мм, 8 40-мм зенитных орудий) и шестнадцать (шестнадцать!) легких крейсеров типа «Дидо» (водоизмещением примерно в 5000 тонн, вооруженные 133-мм универсальными орудиями, способными вести огонь как по морским, так и по воздушным целям).

Крейсера последнего типа строились двумя сериями. Первая состояла из одиннадцати кораблей: «Дидо», «Евралис», «Наяда», «Феб», «Сириус», «Бонавенчур», «Гермионе», «Харибда», «Сцилла», «Аргонот» и «Клеопатра». Во вторую входило пять кораблей с меньшим числом орудий главного калибра и более сильным зенитным вооружением — «Беллона», «Блэк Принс», «Диадема», «Роялист» и «Спартан».


Лёгкий крейсер типа «Дидо».


Вдобавок в 1937-1938 годах были заложены шесть быстроходных крейсеров — минных заградителей: «Эбдиел», «Латона», «Мэнксмен», «Уелшмен», «Аполло» и «Ариадна».

В противовес красивому мифу «плана Z» англичане закладывают и строят вполне реальные боевые корабли — каковых у них на стапелях все прибавляется да прибавляется. Не говоря уже о том, что и у Франции в наличии — очень неслабый военно-морской флот: 7 линейных кораблей, 1 авианосец, 19 крейсеров, 32 лидера и эскадренных миноносца, 38 миноносцев, 26 минных тральщиков и 77 подводных лодок


И у разных военно-морских историков еще хватает совести «делать» Германию зачинщиком морской гонки вооружений!

Если таковой «зачинщик» с трудом наскреб металла, чтобы достроить в ходе войны два линкора к имеющимся двум сомнительным линейным крейсерам, а кроме того ни одного тяжелого корабля не то что не ввел в строй — даже не довел до спуска на воду, — то какой он, к чертям собачьим, «зачинщик»?!

И если «подвергшаяся агрессии» сторона в эти же предвоенные и первые военные годы вводит в строй своего флота пять линкоров, четыре авианосца, двадцать семь легких крейсеров (по сути — целый флот!), да плюс к ним — астрономическое количество эсминцев, корветов, тральщиков, десантных кораблей, судов артиллерийской поддержки, вдобавок к немаленькому количеству уже состоящих на вооружении кораблей — то какая же она в таком случае «подвергшаяся агрессии» сторона?!

Морские планы нацистской Германии были производной величиной от таковых планов сухопутных. Если немцы планируют в 1939 году начать Вторую мировую войну на суше (как нас в этом убеждали, убеждают и, боюсь, будут еще долго убеждать разные «историки») — они должны планировать и морскую войну. Причем начать которую они должны будут одновременно (ну, или чуть позже) с войной сухопутной.

Если МОРСКАЯ война Германии с Польшей, Англией и Францией по условиям матча НЕВОЗМОЖНА — кораблей у немцев в пять-шесть-девять раз меньше, чем у ОДНОГО противника (ибо есть корабли и у Польши, и у Франции, причем у последней только линкоров — семь штук) — следовательно, она и не планировалась.

А если не планировалась морская война — так, может быть, и сухопутную войну немцы НАЧИНАТЬ НЕ СОБИРАЛИСЬ?
                      
■□■
         

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Юрий Глушаков
Беларусь

Юрий Глушаков

Историк, журналист

И наши люди мужества полны...

Танкисты из Беларуси на испанской войне

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Гонка вооружений 30-х

Часть 6. Военно-морской флот

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Гонка вооружений 30-х

Часть 5. Авиация (окончание)

Александр Усовский
Беларусь

Александр Усовский

Историк, писатель, публицист

Гонка вооружений 30-х

Часть 5. Авиация

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.