Союз нерушимый

26.05.2016

Юрий Алексеев
Латвия

Юрий Алексеев

Председатель.LV

Главное — чтобы костюмчик сидел

Как на плакате

Главное — чтобы костюмчик сидел
  • Участники дискуссии:

    61
    269
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад
Юрий Алексеев, Роман Самарин, Людмила Сафронова, Сергей Васильев, Татьяна Суворова, Дарья Юрьевна, Александр Гильман, Виестурс  Аболиньш, доктор хаус, Сергей Прищепов, Андрей (хуторянин), Lora Abarin, Владимир Бычковский, Константин Чекушин, Леонид Соколов, Ян Заболотный, Андрей Алексеев, Александр Кузьмин, Игорь Буш, Maija Vainst, Марк Козыренко, Снежинка Αυτονομία, Ольга  Шапаровская, Инна  Дукальская, arvid miezis, Marija Iltiņa, Александр Соколов, Илья Нелов (из Тель-Авива), Александр Харьковский, Песня акына, Ирина Кузнецова, Александр К., Дмитрий Болдырев, Юрий Деточкин, Юрий Янсон, Сергей Леонидов, Андрей Жингель, Владимир Иванов, Нина Вишневская, Александр  Сергеевич, Aisek Brombergs, Дмитрий Егоров, Савва Парафин, Игорь Чернявский, Юрий Васильевич Мартинович, Печник из Ростова-папы, Сергей Балябин, Наташа Лунина, Андрей Батурин, Сергей Муливанов, Сергей Балунин, Александр М., Ринат Гутузов, Виктория Лазарева, Юрий Ельяшевич, Олька *****

 

Меня всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке, а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки, шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки... Сплошная «этнография»...
 


Причем к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.

Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.

Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет, когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне это рассказал.

Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного. Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел так:





Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом разрисовал Голливуд.


К чему я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и непростительную ошибку.

Ее суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прет в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея этнографии». Из придуманного музея.

В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники, модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.

Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной» индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском конкурсе...

В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в «казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки, фуражки. Только что коней нам не выдали.

Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...

Но суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие детеныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов, даже персональных штанов еще не полагалось...


В начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время придумали советские дизайнеры.

Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их народов.

Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...

Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.

Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом», «зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до смерти мечтать не мог.

И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным» пацаном, как на плакате.

Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам 18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в разгаре.

Советский плакат — сильная штука...
          

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Владимир Веретенников
Латвия

Владимир Веретенников

Журналист

Латвия избавляется от советского мемориального наследия

НАША ИСТОРИЯ

Александр Филей
Латвия

Александр Филей

Латвийский русский филолог

Кому служит президент Латвии?

Левитсу не превзойти своих учителей в нацизме и русофобии.

Александр Малнач
Латвия

Александр Малнач

Историк, публицист

Запад пытается остановить геополитический маятник Прибалтики

КОРОТКО О СИТУАЦИИ В ЛАТВИИ

Александр Гильман
Латвия

Александр Гильман

Механик рефрижераторных поездов

Как в Германии судили латышского пособника нацистов

свидетельства и факты

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.