ОБРАЗОВАНИЕ

12.06.2013

Михаил Радин (Michael A. Radin)
Соединенные Штаты Америки

Михаил Радин (Michael A. Radin)

Ph.D., Associate Professor of Mathematics Rochester Institute of Technology, USA

Что такое - американское образование

Рассказывает американский профессор, по-русски

Что такое - американское образование
  • Участники дискуссии:

    36
    164
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Давайте попробуем разобраться, что же такого есть в американском образовании. IMHOclub побеседовал с профессором математики американского университета Rochester Institute of Technology Михаилом Радиным.
 
Латвийский университет уже второй год приглашает Михаила на летние месяцы в Ригу для проведения лекций и семинаров для студентов. У Михаила почти 20 лет преподавательского стажа и богатый опыт подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам в американские вузы по техническим дисциплинам и MBA (Master of Business Administration).

— Михаил, вы до 10 лет учились в России, а потом в Америке, теперь уже 12 лет преподаете в Америке и читаете лекции в европейских странах. В чем, по вашему мнению, основные отличия систем образования в Америке и в Европе?

— Самая большая разница – Америка очень молодая, ей всего 236 лет. В ее систему образования заложены совсем другие принципы. Американская система учит детей быть лидерами. В Европе вы не можете шага отступить от выбранного курса. В Америке такая система — лишь в первый год обучения. А потом вы можете слушать любые курсы и даже получить за время учебы две специальности, как я. В Европе такое практически невозможно.

— Расскажите подробнее, как вы попали в Америку?

— Мы выехали из России в 1982 году. Это было решение отца, он чувствовал, что советская система разваливается. Мы приехали в Филадельфию, так как там уже несколько лет жили друзья-рижане. Я очень плохо учился в американской школе. Папа (спасибо ему!) посадил меня в машину, провез по самым бедным и страшным районам Филадельфии и сказал: «Миша, будешь плохо учиться – вот где твое будущее. Вопросы есть?»

Мне тогда было 18 лет. Я напрягся, сдал экзамены, и меня приняли в университет. Я с детства любил географические карты, запоминал фотографически, как куда добраться. Потому поступил на фотографический факультет. Там было необходимо брать математические лекции, и оказалось, у меня есть способности к математике. Однокурсники часто просили объяснить, как решить ту или иную задачу, у меня неплохо получалось, и главное — нравилось объяснять другим. Я начал работать репетитором.

Очень скоро один из профессоров спросил, а почему бы мне со всеми моими пятерками не заняться математикой всерьез. Тогда-то я и выбрал математику как вторую специальность. Преподавал в университетском центре репетиторов: туда студенты приходят, задают вопросы и занимаются дополнительно. Потом я работал со школьниками, помогал им сдавать предметы, которые сам когда то проваливал (смеется).

В результате университет я окончил с медалью, и тот же профессор спросил меня, а почему бы мне не пойти в аспирантуру? Как-то так получалось, что он всегда подсказывал мне направление…

Хочу обратить внимание на еще одно достоинство американской системы образования. Она учит студентов быть активными. Даже если у тебя высокие баллы, экзамены сданы на «отлично», рекомендации хорошие, этого недостаточно для поступления в хороший университет. Надо еще, например, заниматься спортом, состоять в каком-то клубе…

— Спорт и участие в клубах так важны?

— Америка учит занимать социально активную позицию. У каждого, конечно, свое мнение, но такая система заставляет детей с малого возраста общаться с людьми, уважать других, их обычаи и традиции. Опасность тоже есть: ты кому-то можешь не понравиться, у тебя могут появиться соперники и даже враги. Так всегда было, и так есть.

Люди в Америке очень законопослушные. А законопослушные они, очевидно, потому, что там законы созданы во благо людей. Страна поддерживает развитие бизнеса, система налогов построена не так, как в Европе. В Европе, если твои доходы выше какого-то уровня, то и налогов платить надо больше. Ты можешь работать хоть 16 часов, а твой доход все равно останется на том же уровне. Лично я считаю, что подобная система губит Европу.

В Америке же с раннего детства детей учат быть самостоятельным и развивать свой бизнес. Многие вырастают в семьях, где уже есть свой семейный бизнес, и дети получают навыки деловой активности в семье.

— Ну а недостатки…

— Недостатки Америки, как мне кажется, — в крайностях. То есть проблема – это одна сторона маятника, а ее решение почему-то чаще всего оказывается на противоположной стороне. Хотя на самом деле правильное решение — где-то посередине. Кроме того, Америка – громадная страна, изолированная с двух сторон океанами. Американцы не всегда понимают, что весь остальной мир устроен по-другому.

— Ощущаете ли вы себя американцем?

— Наполовину. Я поддерживаю позитивные американские идеи, но не принимаю их негативные. От своих родителей и их друзей (русскоязычных) я научился решать вопросы другими способами.

— Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы студенты возвращались сюда, в Латвию?

— Это мечта, чтобы латвийцы, как Марко Поло, вернулись из Китая и привезли порох. Но я сомневаюсь, что такое возможно. Латвии нужна сильная фигура, вроде Петра Первого, который сказал бы, что такая система не работает, и принял бы западную европейскую. Или американскую. В общем – другую. Но навряд ли такая сильная личность вообще сможет появиться в демократическом государстве.

Другой вариант — пригласить американских учителей и профессоров на консультации. Или открыть американские университеты-кампусы в Латвии. Например, университет, где я преподаю, имеет кампусы в Эмиратах и в Хорватии. Можно попробовать. Кто-то должен взять на себя первый риск.

— Вы не просто так приехали в Латвию в этот раз. Расскажите о вашем проекте.

— Да, в Латвию я приезжаю не в первый раз. Прошлым летом я вел семинары по математике в Латвийском университете. В этом году меня снова пригласили. А до этого я приезжал в Ригу на конференции по математике в 2000-м и в 2010-м годах.

Я преподаю в основном высшую математику для поступающих в вузы: интегральное исчисление, векторную математику и так далее. Сейчас я пишу учебник, посмотрим, насколько он подойдет для европейских студентов.

Кроме того, этим летом в рамках международного проекта "Technical & Business EDUCATION in USA" мы предлагает подготовительные курсы для поступления в американские вузы. Курсы проходят в Риге с мая по август включительно. Кроме курсов есть возможность получить не только индивидуальное обучение и консультации по математике, но и помощь для поступления в американские вузы.

— Какую именно помощь?

— Дело в том, что начинать поступать в американские вузы лучше заранее — еще в 11-м классе. И также для получения магистра или доктора в Америке начинать нужно будучи студентом–бакалавром. Нельзя откладывать на последний год.

Кроме курсов по подготовке к поступлению мы будем проводить ряд мероприятий, в том числе дебаты в летних школах и лагерях, помогающие лучше понять Америку, американскую культуру, традиции, образование. Этот проект задуман как мост между нашими странами, и мы видим, что сейчас он будет востребован.

— Какие перспективы появятся перед молодыми людьми в результате?

— Прежде всего – возможность выбора вуза своей мечты. Посмотрите на мировой рейтинг вузов (тут, тут, тут, — прим. ред.) — вы увидите, что американские вузы представляют серьезную конкуренцию учебным заведениям многих развитых европейских стран. А отрыв США от России колоссальный – в 15 раз!

Именно обучение в американских вузах перспективно для будущих ученых, инженеров, бизнесменов. В Америке много университетов, научных центров, сильное финансирование науки и разработок, связанных с технологиями. Также в Америке можно получить качественное образование, связанное с компьютерными науками, бизнес-администрированием (MBA) и другими направлениями.

— А цены?

— В Латвии совсем не говорят о том, что в Америке есть масса возможностей бесплатного обучения. Но чтобы ее получить, молодому человеку нужна помощь не только в подготовке к международному экзамену, но и в подготовке персональных документов, презентующих студента приемной комиссии выбранного вуза. Американская и латвийская ментальности очень различны, и любое неправильное представление снизит возможность поступления.

Потому кроме подготовки к вступительным экзаменам (тест SAT и др.) я помогаю будущим студентам подготовить два таких важных документа, как Personal Statement и Statement of Purpose. Это — очень важные документы, на основании которых вас будут выбирать. Проживая в Америке и понимая систему образования американских вузов, я имею возможность помочь ребятам.

— Когда вы в первый раз оказались в Латвии? И вообще — почему Рига?

— С Латвией у меня связано много хороших детских воспоминаний. Я рос в Москве, но с четырех лет вместе с родителями каждое лето приезжал отдыхать в Саулкрасты. Там я впервые увидел море. Меня родители три часа не могли от него оторвать. Уезжал в слезах. Так что Латвия для меня, по ощущениям, — второй дом.

Рига — уникальный город, маленький, но здесь есть всё: история, архитектура, природа. И самое главное — люди! Здесь меня приняли абсолютно за своего. И каждый раз я приезжаю сюда со всё большим удовольствием.

Жалко только, что многие возможности вы упускаете. Это очень грустно. Уникальная страна – пересечение культур. Латвия была шведской, польской, была частью Российской империи. Почему бы теперь не воспользоваться и не извлечь пользу из систем, которые раньше отлично работали?

 
С Михаилом Радиным беседовала Юлия Рейдер
 

Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Antons Klindzans
Германия

Antons Klindzans

​О примерах демократии

Уроки т.н. цивилизованных стран

Дмитрий Змиёв
Латвия

Дмитрий Змиёв

Консультант по бизнес-процессам

Система образования слаба

Нужны глобальные реформы

Виктория Матуль
Россия

Виктория Матуль

блогер

С Украиной что-то не так

Ксения Трифонова

Виктория Матуль
Россия

Виктория Матуль

блогер

Европа, что ты делаешь?

Остановись!

МЫ НИКОГДА НЕ СТАНЕМ БРАТЬЯМИ...

Всех поголовно не накажешь. Раз все поголовно говнят сейчас и прекратат потом. Но это неважно - наказать всех поголовно. Главное, что будут петь гимн России тогда. По3.14т немного

Поляка захейтили

Раньше я никак не реагировал на такие сообщение журналистов или должностных лиц. Однако сейчас уже приходит информация прямо с передовой и именно с участка фронта в ДНР. Не так дав

Часть 2

Был и у меня друг детства, который тоже начал где то с несовершеннолетия и стал завсегдатаем различных зон, от усиленного режима и до особого режима в приполярье. "Дослужился" до о

Ненужное фуфло?

А кстати, Вы в курсе, почему римляне строили акведуки, а не нормальные водопроводы?

Русская жительница Дрездена

Правильно. И начали с Европы. Как с лохов без ЯО.

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.