Лирика

05.10.2019

Жанна Таль
Россия

Жанна Таль

Педагог по вокалу

Боевое крещение

Ко дню Музыки...

Боевое крещение
  • Участники дискуссии:

    8
    9
  • Последняя реплика:

    8 дней назад


Как подобает «показной лошадке» музыкальной школы, Жанне приходилось участвовать во всех возможных конкурсах и концертах. Которые, к слову, устраивала не только музыкальная школа, но и Рига или даже вся Латвия. А порой в этих мероприятиях участвовали дети аж со всей страны.

Разумеется, участвовала в них Жанна далеко не всегда по доброй воле. Но ее, как и ее родителей, особо никогда и не спрашивали. Как говорится, дан приказ — извольте исполнять!

Всем этим важнейшим и ответственным мероприятиям предшествовало неимоверное количество «проигрываний».

Для пояснения. Проигрывание — это своего рода экзекуция. Ну, нечто типа мини-концерта. Или, точнее, мини-суда...

Это когда ты перед выходом на большую сцену должен презентовать результат своих трудов (ну и трудов учительницы, конечно) перед «присяжными».
 
Итак, типичная картина. Ты входишь в небольшой зал, в котором молча сидит около двадцати «церберов». Без шуток, реальных «церберов»! Лица строгие, почти суровые, ноль эмоций. И гробовая тишина.
Ты отыгрываешь всю свою программу, как на концерте. Однако, по окончании тебе никто не хлопает, и ты просто тихо выходишь из зала, где, трясясь, ждешь «приговора». Как от комиссии, так и от своих учителей (что еще страшнее). И это просто жуть...

Обычно Жанне давался месяц на «вбивание» в руки и голову очередного произведения. А то и больше. 

В конце концов, вещи то не шуточные, взрослые!

Она давно закончила играть положенную школьную программу. Ведь ее учительница, Элла Карловна, ведет исключительно студентов училища и консерватории. И Жанна у нее — как же обидно! — единственная из музыкальной школы. И это определение чисто номинальное. На деле она уже давно играет тот же репертуар, что и остальные «одноклассники» — взрослые девушки и мальчики.

Ну а «суд присяжных», со своей стороны, привык, что Жанна выходит, садится за рояль и без сучка, без задоринки отыгрывает любую, даже самую виртуозную вещь. И не просто отбарабанивает, a вкладывает в нее артистичность и душевную силу олимпийского чемпиона! Жаннин, так сказать, конёк...

Эта артистичность и сила, к слову, появляются непонятно откуда. Ведь техника у нее... ну, в общем, какая-то своя. Все вечно орут, что руки неправильные, пальцы не те, гаммы неровные. Зачёты по гаммам, кстати, это катастрофа. Это единственное, где Жанна получает в лучшем случае, четверку.

А Жанне просто скучно, если честно, оттарабанивать эти беговые дорожки! Скучно-скучно-скучно! Гораздо интереснее разыгрываться на пассажах Шопена, прелюдиях Баха или вообще на чём-то подобранном или своём. За что она периодически получает по голове...

В этот раз, однако, время поджимало. И ни о каком месяце для подготовки речи быть не могло. Вернее, могло, но... полководцы были против! И солдата послали на фронт без учений.

Элла Карловна с Рашель Герцевной, Жаннины учители-мучители, положившись на привычку и полную уверенность, что «Жанна сможет, надо лишь поднажать», решили подготовить эту сонату Бетховена за неделю. С нуля.

И они поднажали. О да...

Подробности этих семи дней, предшествующих «суду присяжных», лучше опустить. 

Злополучная соната Бетховена, как и «Элла с Шелей», «лентяйка с блохой», «обезьяна» и прочие эпитеты преследовали Жанну везде и всюду! Утром, днем, вечером, в ночных кошмарах. Не говоря уже о репетициях. Там они, можно сказать, материализовывались и становились устрашающей реальностью.

Прошла неделя. И из лоскутков гениального произведения Бетховена с невероятным количеством крика, переживаний и мучений было скроено полотно. Вроде, державшееся... хоть и на очень тонких нитях, или, по-русски, на соплях. Ведь сколько бы часов в день ты ни пахал, сколько бы на тебя ни кричали, вещь все равно будет сырая. 

Наизусть около тридцати страниц так быстро не выучишь, технику не отработаешь, а без уверенности какая там артистичность!
 
И, как все знают, где тонко, там и рвется. Рано или поздно это познание проходит каждый человек. Прошла его и Жанна...
День выступления.

Жанна, еле передвигая ватные, почти мертвые ноги, подходит... нет, подползает к залу. Руки леденнннющие, поджилки трясутся.

И, главное, вокруг такие спокойные, уверенные лица! Все подходят, хлопают по плечу и, наивно улыбаясь, с убеждением говорят: ну, ты же всегда все можешь! Как всегда, всё будет хорошо! 

А это реально бесит!!! Они что, идиоты, не понимают ничего??? Аааааа!!!

Жанна входит в зал. Медленно, словно в каком-то трансе, подходит к инструменту. Руки дрожат. Она подымает их с колен... ну, поехали!

Первая нота звучит. Первый аккорд. Первое стаккато. Пальцы дрожат, в животе словно свернулась холодная змея, начинает тошнить, а на лбу выступает испарина. Нет... я не вытяну.

На второй странице первая осечка. Жанна не останавливается, играет дальше. Вторая осечка, руки покрываются уже холодным потом, пальцы начинают скользить по клавишам, пассажи «плывут».
 
Жанна играет дальше, сбивается, но не останавливается. Мазок! Осечка! Сбилась! Осечка! Но я не сниму руки с рояля и не выйду из этого чертового зала! Не дождетесь! Я пройду это до конца, я не имею права остановиться...
Как она доиграла, самому богу известно. Это сравнимо с фигуристом, который, раз упав, падает снова и снова. И уже не чувствуя боли, встает, прыгает и падает, встает, прыгает и падает, встает и прыгает...

Завершив последним аккордом — благо, его она не смазала, ха, нате вам! — эту чертову сонату, Жанна опускает руки на колени. Понимая, что на то, чтобы встать и сделать книксен ее уже не хватит. Не говоря уже о дойти до двери. В голове крутится одно: сейчас умру, прямо тут, у этой груды черного, лакированного дерева и металла!

Несколько секунд гробовой тишины. Мамочка, помоги!
 
Внезапно раздается хлопок. Потом другой. И постепенно весь суровый зал присяжных аплодирует. Учителя встают и молча хлопают... а на лицах их какое-то невероятное облегчение. И — Жанне это трудно понять и принять — странное восхищение.
Она тяжело встает со стула, делает положенный книксен. Потом ковыляет, не чувствуя под собой ног, к двери, с трудом нажимает тугую, чугунную ручку и... буквально выпадает из двери в мамины руки. После этого плюхается на табуретку у стены.

Ну теперь жди нагоняя от Эллы и Шели. Так, надо собраться, чтоб не разреветься прямо тут.

Проходит мгновение. И, внезапно, тихий голос учительницы по ансамблю — она самая добрая в школе, самая любимая — раздается позади Жанниной макушки.
 
— Ну что, девонька, с первым боевым крещением? Умничка моя! Сонатку то, авось, теперь никогда не забудешь?

В голосе слышна добрая насмешка, но и такое тепло и уважение, что напряжение спадает вмиг... и у Жанны текут слёзы.

А учительница, хитро подмигнув, ласково целует Жанну в макушку с хвостиком. И, вдруг, всё становится хорошо. Просто так.

А сонату эту Жанна не забыла. Она навсегда осталась одной из любимых.

Первая соната Бетховена. Первое боевое крещение...

***

(На фотографии уже не проигрывание, а тот концерт, через месяц, где Жанна отыграла эту сонату уже по-настоящему, без сучка, без задоринки и с тем артистизмом, который ее выручал всегда.)

А вот и соната, в исполнении потрясающего Баренбойма. Так, как Жанна ее чувствовала...

 



Подписаться на RSS рассылку
Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Жанна Таль
Россия

Жанна Таль

Педагог по вокалу

Репинские истории

Дмитрий Хацкевич
Беларусь

Дмитрий Хацкевич

Преподаватель истории

Правда подо льдом

Дмитрий Торчиков
Латвия

Дмитрий Торчиков

Фрилансер

Сын начальника нефтебазы

Мой 1978-й

Владимир Борисович Шилин
Латвия

Владимир Борисович Шилин

Доктор технических наук

Унижение поколения мужественных созидателей

СТРЕЛЬБА ПО СВОИМ … НОГАМ

Замечательная публикация настоящего журналиста!

Латвия и Мальта: исторические параллели и перпендикуляры

армия и флот в своей массе поддержала ГКЧП как единственную возможность восстановить порядок._______________ Элла, настроения офицеров в казармах не имели НИКАКОГО значения. Они

КАК ЗЕЛЕНСКИЙ ПОДСТАВИЛ УКРАИНУ

А я никаких особых противоречий в словах Зеленского не заметил.Конечно, если сильно постараться, то можно любую фразу перевернуть и натянуть сову на глобус, но такое можно проделат

Унижение поколения мужественных созидателей

орудуя

Репинские истории

Насколько же опустился уровень требований к публикациям старого-доброго ИМХО клуба. Данная платформа создавалась Председателем, а контент заполнялся первыми участниками для персон

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.