Библиотечка IMHOclub

19.01.2021

Белорусская геополитика глазами Алексея Дзерманта

Белорусская геополитика глазами Алексея Дзерманта
  • Участники дискуссии:

    1
    1
  • Последняя реплика:

    больше месяца назад

Автор Максим Медоваров

Новая книга белорусского политолога Алексея Дзерманта «Беларусь – Евразия», презентации которой с успехом прошли в целом ряде городов как Республики Беларусь, так и Российской Федерации, заслуженно вызвала оживленный интерес. Та энергия, с которой автор выдвигает тезис о принадлежности Белоруссии к Северной Евразии, а не к Европе, заставила всерьез задуматься многих из тех, кто ранее колебался. Следует отметить, что книга, вышедшая осенью 2020 года, включает в себя статьи, написанные существенно раньше, во многом в 2018–2019 годах. Даже пандемия в ней упоминается лишь один раз, а беспорядки августа 2020 года в самой Белоруссии, октябрьский переворот в Киргизии и новая Карабахская война вовсе не нашли отражения в книге. Однако тем ценнее предчувствия и прогнозы Дзерманта относительно этих событий – почти все из них сбылись, что свидетельствует о высоком качестве аналитики автора.

Алексей Дзермант определяет себя как левого евразийца и во многом «советского консерватора». Это вызывает некоторые неизбежные расхождения внутри общей евразийской парадигмы с нашей позицией, что ничуть не мешает по достоинству оценить рассматриваемый сборник. Он весьма обширен и включает пять разделов. Некоторые тезисы повторяются многократно в разных статьях, но не будем останавливаться на этом. Выделим главное.

Автор при описании пограничья между разными цивилизациями употребляет термин «фронтир», хотя сейчас чаще говорят о лимитрофе. Именно в таком пограничье России-Евразии и Европы находятся Украина, Беларусь, Прибалтика. Обо всех них (в меньшей степени о Казахстане и Грузии) заходит речь в сборнике Дзерманта. Заметны некоторые колебания авторской позиции: жестко отстаивая суверенитет евразийского пространства от атлантистского, западного вмешательства, он, тем не менее, подчас питает надежды на конструктивное экономическое сотрудничество с Евросоюзом в приграничных регионах. Увы, события 2020 года, приведшие к закрытию границ Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией, последующее решение о перекрытии белорусского транзита нефти в литовские порты, смена правительства в Вильнюсе, санкционная война, обострение ситуации с АЭС перечеркнули один из прежних прогнозов Дзерманта о возможной нормализации белорусско-литовских отношений. Зато предупреждение о растущей агрессивности польского режима Дуды – Качиньского, несмотря на наличие мощной оппозиции ему в самой Польше, блестяще оправдалось.

В свете нынешнего геополитического расклада особую значимость имеют третий (о Евросоюзе) и четвертый (о Польше и Прибалтике) разделы книги «Беларусь – Евразия». Степень угрозы Минску и Москве со стороны ЕС, новым идеологом которого считает себя Эммануэль Макрон, рассматривается Дзермантом в контексте глубокого расхождения интересов между американской и европейской элитами, выражениями которого стали трампизм и Брексит. По сути, России и всему блоку ЕАЭС / ОДКБ предстоит определиться, конфликт с кем станет первым в повестке будущего дня: с континентальным Евросоюзом или с англоамериканским блоком? На этом фоне печальной нитью проходят размышления о судьбах вымирающей и деградирующей Прибалтики. Корни этой деградации Алексей Дзермант усматривает в пессимистической мифологии и картине мира древних балтов, с чем, конечно, можно и поспорить как с предположением чересчур гадательным. Демографическая, экономическая и культурная смерть прибалтийских народов, совершающаяся на наших глазах в последние 30 лет, обусловлена не чем иным, как непреложными законами геополитики: разрыв естественных инфраструктурных связей Прибалтики с Евразией, частью которой она является, в принципе не мог привести к иному итогу, нежели порабощение далекому заморскому Западу и выкачивание туда ресурсов этого региона.

В пятом разделе своего сборника Дзермант в противовес европейскому и прибалтийскому идеалу выдвигает белорусский идеал – образ идеального будущего. Он прочно базируется, в первую очередь, на советском наследии и советских задачах, адаптированных к потребностям XXIвека (хотя не отрицает автор и древнерусского, и литовского, и российского имперского наследия, а скифо-сарматские корни евразийского единства даже активно подчеркивает). По словам автора, «белорусский проект будущего – это сохранение и подтверждение в мире новых технологий статуса развитого общества и “нации труда”, обеспечение возможности участия в континентальных и общепланетарных проектах: индустриальных, транспортно-логистических, космических. Только через высокотехнологичный труд белорусы могут выжить и закрепить за собой место в будущем». Рассмотрению конкретных форм реализации этого образа будущего в рамках евразийской интеграции посвящены основные, первый и второй, разделы книги Дзерманта. Они наполнены интересными конкретными проектами по участию Белоруссии в торговом маршруте из Китая в Польшу, по белорусской помощи поднятию экономики российского Северо-Западного федерального округа, по развитию атомных вооружений и так далее. Всё это весьма интересно и может быть полезно для специалистов, ответственных за глобальные и региональные экономические проекты.

Обратимся к существу высказанных им тезисов – тезисов, как оказалось в августе 2020 года, неочевидных для определенной, хоть и меньшей, части белорусского общества, настроенной атлантистски и русофобски. Вопреки им, Дзермант прекрасно формулирует задачи реальной евразийской интеграции, а именно формирование собственного евразийского полюса силы, субъекта принятия суверенных решений. По его словам, «лучшее средство формирования такого субъекта – общая деятельность:

— евразийские транснациональные корпорации, нацеленные на реиндустриализацию и разработку новых технологий;

— совместная созидательная работа общественных организаций от каждого государства – от участия в знаковых стройках до восстановления памятников исторического наследия;

— общее медиапространство, представленное экспертами и аналитиками стран-основателей ЕАЭС и т. д.

И конечно, общая мечта. Мечта о том, что, основываясь на корнях, мы должны стремиться в небо. Вместе расти, побеждать и превозмогать себя».

Следует высоко оценить тот факт, что Дзермант пишет о великорусах, украинцах и белорусах как о «трех русских народах», подчеркивая их общность, уходящую корнями в Русь X–XIIIвеков. Если бы этот тезис – абсолютно очевидный и общепринятый до революции 1917 года – оставался таким и сейчас, то, разумеется, даже в случае распада Советского Союза проблем в треугольнике Москва – Киев – Минск сегодня было бы никоим образом не больше, чем в треугольнике Берлин – Вена – Берн с их открытыми границами и общим литературным немецким языком. Увы, это не так, и существуют злонамеренные силы – победившие на Украине, весьма влиятельные в Белоруссии и пока еще маргинальные в РФ – которые отрицают наше народное единство. Дзермант ограничивается констатацией их неправоты, но в то же время заявляет сам о необходимости принять итоги советского нациестроительства и не пытаться вернуть парадигму, существовавшую до 1917 года. На наш взгляд, простым умолчанием о существующих проблемах решить эту трудность не удастся. Замена националистических мифов общепризнанной научной картиной истории Руси и русского народа (никоим образом не синонима одних только великорусов!) и реальная защита государственного и наднационального статуса русского языка (теперь уже на всем пространстве Евразийского Союза) – вот та болевая точка, вернуться к которой придется еще не раз, причем в соответствии с указаниями классиков раннего евразийства, в первую очередь, Николая Трубецкого.

Большое внимание Алексей Дзермант уделяет анализу катастрофы, случившейся с Украиной. Как и в случае с Литвой и Грузией, но в еще большем масштабе, он не видит простого и легкого пути к исцелению Украины и возвращению ее в русло евразийской интеграции. Грустью и безнадежным пессимизмом веет от выводов Дзерманта, откладывающего решение украинского вопроса на десятки лет вперед. Даже если не брать в расчет очевидного ослабления США и ЕС и быстро меняющей глобальной ситуации, представляется, что решить эти проблемы придется раньше, независимо от нежелания конкретных политиков. То единство русской идентичности с опорой на евразийскую геополитическую ориентацию, о котором говорит Дзермант применительно к Украине, не выстроится само собой в условиях жесточайших репрессий и запретительных законов со стороны киевского марионеточного правительства. Причем вопрос о нем в силу масштабов и положения Украины на постсоветском пространстве стоит более остро, чем аналогичный вопрос по Литве и Грузии, вместе взятым. Следовательно, на «мягкое» рассасывание этой проблемы рассчитывать не приходится. Дзермант описал отличный подробный сценарий будущей культурной реинтеграции Украины в общерусское и евразийское информационное и коммуникационное поле (с. 42–43), но применить эту «мягкую силу» уже давно стало невозможным (как и на большей части остального постсоветского пространства). Следовательно, остается лишь иной путь, который автор рецензируемого сборника считает нежелательным и хотел бы избежать.

Стоит, однако, вспомнить, что Евросоюз как экономическое и гуманитарное пространство интеграции стал возможен только после состоявшейся военной интеграции в рамках НАТО и проч. Нынешнее состояние ЕАЭС и ОДКБ – организаций крайне рыхлых, без общей валюты, с полностью отсутствующими органами реальной надгосударственной власти, с пропагандой взаимных обид и ненависти в учебниках и музеях – не позволяет всерьез сравнивать уровень евразийской интеграции с европейской и, пожалуй, даже с арабской и латиноамериканской. Вашингтон, Лондон, Брюссель, Берлин, Варшава пойдут на любые усилия, чтобы помешать реальной политической интеграции Северной Евразии – они многократно говорили об этом прямым текстом. Но собирание наших земель и народа, контроль над транзитными транспортными путями и функционирование естественных производственных цепочек невозможны в существующих рамках страны-калеки, страны-инвалида, куда нас загнали. Следовательно, неизбежны более радикальные изменения, чем это хотелось бы Алексею Дзерманту – мыслителю конструктивно-ориентированному и, как представляется нам, недооценивающему силу той нечеловеческой злобы и разрушения, которую атлантистские «националисты» и либералы жаждут обрушить против всех позитивных задач, о которых он говорит в своей книге. Чем быстрее идет процесс смены глобального лидера на планете в целом, тем опаснее становится жить на фронтире. Правда, белорусам пока что следует переживать чуть меньше остальных жителей лимитрофных государств: границы Белоруссии как вполне однородного и общепризнанного пространства находятся под  существенно меньшей угрозой, чем у их соседей. Между тем Прибалтика, Польша и особенно Украина в обозримом будущем придут к точке, которая решит всё. Сегодня вновь можно повторить заключительные слова последней прижизненной книги мастера цивилизационного подхода Освальда Шпенглера: «Чей меч одержит теперь победу, тот и будет господином мира. Перед нами лежат кости для чудовищной игры. Кто же осмелится бросить их?»

Наверх
В начало дискуссии

Еще по теме

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Евразийство «ревущих двадцатых»

Вячеслав Бондаренко
Беларусь

Вячеслав Бондаренко

Писатель, ведущий 2-го национального телеканала ОНТ

Вячеслав Бондаренко: Записки прагматичного романтика. О новой книге Алексея Дзерманта

Алексей Дзермант
Беларусь

Алексей Дзермант

Председатель.BY

Дзермант: евразийцам нужно искать объединяющие моменты

Евразийцы представили книгу Дзерманта в Москве

Это был мой президент

Горбачев вас освободил чтобы другие парни на фоточке сверху его по плечу похлопали: Гуд! Гуд! Михаил. Освободил и в новое рабство им же и передал. А потому что ему ваша свобода

Калиновский против крестьян

Не люблю слушать выступления, предпочитаю читать, здесь сделал исключение – все-таки оно касается истории Белоруссии.  То, что восстание было польским, Калиновский был поляк и

Нужен ли нам космос?

Кроме пиара и отмыва бабла , никаких экономических предпосылок полета на луну не вижу. Тоже и относится к полетам на Марс. Космические технологии землян стоят на том же месте, чт

Разоблачая Соловьева, Латвия разоблачила себя.

Живут реально люди всё равно не по законам, а по понятиям.

Говорить с Россией по-взрослому послали, кого не жалко

Всему свое время.... :)P.S. Я не цыганка и не Нострадамус или Мессинг - чтобвы предсказывать точные даты, когда развалится Эрефия. Просто потому что это не от меня зависит. :)Но я

Мы используем cookies-файлы, чтобы улучшить работу сайта и Ваше взаимодействие с ним. Если Вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете IMHOCLUB разрешение на сбор и хранение cookies-файлов на вашем устройстве.